Александр Кушнер

Александр Кушнер

Вольтеровское кресло № 1 (565) от 1 января 2022 года

На ночь оставлю стихи на столе

* * *

 

На ночь оставлю стихи на столе, −
Пусть полежат, наберутся ума.
Может быть, гнутая строчка во мгле
Распрямится сама?

Ангелы, музы, ночной ветерок,
Тени, которые бродят вокруг,
Вряд ли до наших спускаются строк.
А всё же! А вдруг!

Входит ведь кто-то с улыбкой в наш сон.
О как шаги его ночью легки!
И утешает нас. Может быть, он
Входит в стихи?

Суффикс подкрутит, повертит предлог,
Слово по сходству заменит другим,
Петельку − хвостиком, в слове «порог»
Звонкий − глухим.

Горько и весело жить на земле.
К ней, как листок, я ничем не прижат.
На ночь оставлю стихи на столе.
Пусть полежат.

 

* * *

 

Показалось, что горе прошло

И узлы развязались тугие.

Как-то больше воды утекло

В этот год, чем в другие.

 

Столько дел надо было кончать,

И погода с утра моросила.

Так что стал я тебя забывать,

Как сама ты просила.

 

Дождик шёл и смывал, и смывал

Безнадёжные те отношенья.

Раньше в памяти этот провал

Называли: забвенье.

 

Лишь бы кончилось, лишь бы не жгло,

Как бы ни называлось.

Показалось, что горе прошло.

Не прошло. Показалось.

 

* * *

 

Вот женщина: пробор и платья вырез милый.

Нам кажется, что с ней при жизни мы в раю.

Но с помощью её невидимые силы

замысливают боль, лелея смерть твою.

 

Иначе было им к тебе не подступиться,

и ты прожить всю жизнь в неведении мог.

А так любая вещь: заколка, рукавица –

вливают в сердце яд и мучат, как ожог.

 

Подрагиванье век и сердца содроганье,

и веточка в снегу нахохлилась, дрожа,

и жаль её, себя, и всех. Зато в страданье,

как в щелочной воде, отбелится душа.

 

Не спрашивай с неё: она не виновата,

своих не слышит слов, не знает, что творит,

умна она, добра, и зла, и глуповата,

и нравится себе, и в зеркальце глядит.

 

* * *

 

Ад, – я жил в нём, я бедствовал в нём,
И обедал, и ужинал, чёрным
Пожираем незримым огнём,
Но поэзия огнеупорным
Оставалась занятьем, в огне
Говорила о счастье, вводила
В заблужденье, мирволила мне,
Ублажала и благоволила.

Цвёл шиповник, соря на ветру
Раскрасневшимися углями.
Тот, кому только мрак по нутру,
Недоволен моими стихами,

Справедливо считая, что в них
Не хватает трагической коды.
Но не хочет, упорствуя, стих
От своей отказаться природы.

Он, как эти кусты во дворе
На ветру, обречён на цветенье,
Он готов и на смертном одре
Продолжать безоглядное пенье,
Там, внутри его, в тканях живых,
Там, в живительных соках и звуках,
Только радость в потёмках густых,
Только счастье рождается в муках.

 

* * *

 

Мне-то есть теперь что вспомнить, есть о чём поговорить.

Я видал Куры зелёной перекрученную нить,

Над крутыми берегами ненадёжное жильё,

И, конечно же, с Невою я не сравнивал её.

 

Боже, как разнообразен этот мир, какая ложь,

Будто он на всё согласен и во всём с тобою схож, −

Нет, он может озадачить и создателя своим

Рысьим промахом кошачьим, хищным глазом золотым.

 

Почему я ленинградец, не тбилисец почему?

За билетиком счастливым лезли мы в какую тьму?

Кто даёт нам это время, это место, эту грудь?

Разве можно человека жаркой кровью попрекнуть?

 

Над Невою резво вьются флаги пёстрые судов.

Видишь: есть куда вернуться нам, я к смерти не готов.

Сколько есть ещё для роста, для мужанья места нам!

Я вам Пушкина так просто, хоть убейте, не отдам.

 

Не на полке он пылится, − растворён в крови моей.

Ах, грузинская столица, ты лекарство от скорбей.

И плоды не сразу зреют, спотыкается напев.

Вот и люди поумнеют, − подобреют, поумнев.

 

* * *

 

Уходит лето. Ветер дует так,
Что кажется, не лето, −  жизнь уходит,
И ёжится, и ускоряет шаг,
И плечиком от холода поводит.

По пням, по кочкам, прямо по воде.
Ей зимние не по душе заботы.
Где дом её? Ах, боже мой, везде!
Особенно, где синь и пароходы.

Уходит свет. Уходит жизнь сама.
Прислушайся в ночи: любовь уходит,
Оставив осень в качестве письма,
Где доводы последние приводит.

Уходит муза. С клёнов, с тополей
Летит листва, летят ей вслед стрекозы.
И женщины уходят всё быстрей,
Почти бегом, опережая слёзы.

 

Вторая профессия

 

И всё-таки я чувствую себя

Уверенно. И чтоб ни завладело

Душой моей, на время ослепя, −

Два дела у меня, мой друг, два дела.

 

Пускай меня попробуют смутить:

Не делом занят, мол, двумя делами −

Я с ласточкой рискну себя сравнить

В том смысле, что машу двумя крылами.

 

Держи меня, воздушная струя!

Поглядываю искоса на стаю.

«Кто здесь неповоротливый? − «Не я!»

Пером вожу и мелом нажимаю.

 

И если кто-то, стоя за спиной,

Набросится − крылом его задело, −

Я так скажу: «Намаешься со мной,

Два дела у меня, мой друг, два дела».

 

* * *

 

Придёшь домой, шурша плащом,
Стирая дождь со щёк:
Таинственна ли жизнь ещё?
Таинственна ещё.

 

Не надо призраков, теней:
Темна и без того.
Ах, проза в ней ещё странней,
Таинственней всего.

 

Мне дорог жизни крупный план,
Неровности, озноб
И в ней увиденный изъян,
Как в сильный микроскоп.

 

Биолог скажет, винт кружа,
Что взгляда не отвесть.
– Не знаю, есть ли в нас душа,
Но в клетке, – скажет, − есть.

 

И он тем более смущён,
Что в тайну посвящён.
Ну, значит, можно жить ещё.
Таинственна ещё.

 

Придёшь домой, рука в мелу,
Как будто подпирал
И эту ночь, и эту мглу,
И каменный портал.


Нас учат мрамор и гранит
Не поминать обид,
Но помнить, как листва летит
К ногам кариатид.


Как мир качается – держись!
Уж не листву ль со щёк
Смахнуть решили, сделав жизнь
Таинственней ещё?

 

* * *

 

В саду ли, в сыром перелеске,

На улице, гулкой, как жесть,

Нетрудно, в сиянье и блеске,

Казаться печальней, чем есть.

 

И, в сторону глядя, в два счёта,

У тусклого стоя пруда,

Пленить незаметно кого-то

Трагической складкой у рта.

 

Так действует эта морщинка!

Но с возрастом как-то ясней

Ты видишь: не стоит овчинка

Той выделки хитрой, бог с ней!

 

Всё чаще с растерянным, жарким

И незащищённым лицом

Стоишь перед светлым подарком:

Опушкою, парком, дворцом.

 

Разговор


Мне звонят, говорят: – Как живёте? 
– Сын в детсаде. Жена на работе.
Вот сижу, завернувшись в халат.
Дум не думаю. Жду: позвонят.

А у вас что? Содом? Суматоха?
– И у нас, – отвечает, – неплохо.
Муж уехал. – Куда? – На восток.
Вот сижу, завернувшись в платок.

– Что-то нынче и вправду не топят.
Или топливо к празднику копят?
Ну и мрак среди белого дня!
Что-то нынче нашло на меня.

– И на нас, – отвечает, – находит.
То ли жизнь в самом деле проходит,
То ли что... Я б зашла... да потом
Будет плохо. – Спасибо на том.

 

Куст

 

Евангелие от куста жасминового,

Дыша дождём и в сумраке белея,

Среди аллей и звона комариного

Не меньше говорит, чем от Матфея.

 

Так бел и мокр, так эти грозди светятся,

Так лепестки летят с дичка задетого.

Ты слеп и глух, когда тебе свидетельства

Чудес нужны ещё, помимо этого.

 

Ты слеп и глух, и ищешь виноватого,

И сам готов кого-нибудь обидеть.

Но куст тебя заденет, бесноватого,

И ты начнёшь и говорить, и видеть.

 

* * *

 

Бог с ней, с любовью, лишь бы снова
В саду тенистом и сыром,
Вблизи сверканья голубого
Нам очутиться вчетвером.

Тех недомолвок и оглядок
Припомнить смысл полупустой.
О повторись со мной, припадок
Смешной общительности той!

И ты, единственное средство
От всех печальных новостей,
Невы прохладное соседство,
Блесни опять из-под ветвей.

Я вижу долгой той прогулки
Чудной развалец и размах,
Две в платьях лёгкие фигурки
И две фигурки в пиджаках.

Как лёгок сад, и как он зелен
И свеж в углах своих сырых,
Когда он кажется поделен
Не на двоих − на четверых!

Он закружился с нами рядом
И, бедный, ходит ходуном
От этой путаницы взглядов
И разговоров вчетвером.

 

Осень


Деревья листву отряхают,
И солнышко сходит на нет.
Всю осень грустят и вздыхают
Полонский, и Майков, и Фет.
 

Всю осень, в какую беседку
Ни сунься − мелькают впотьмах
Их брюки в широкую клетку,
Тяжёлые трости в руках.
 

А тут, что ни день, перемены,
Слетает листок за листком.
И снова они современны
С безумным своим шепотком.
 

Как штопор, вонзится листочек
В прохладный и рыхлый песок –
Как будто не вытянул лётчик,
Неправильно взял, на глазок.
 

Охота к делам пропадает,
И в воздухе пахнет зимой.
«Мой сад с каждым днём увядает».
И мой увядает! И мой!

 

* * *

 

Взметнутся голуби гирляндой чёрных нот. 
Как почерк осени на пушкинский похож! 
Сквозит. Спохватишься и силы соберёшь. 
Ты старше Моцарта. И Пушкина вот-вот 
Переживёшь. 

Друзья гармонии, смахнув рукой со лба 
Усталость мёртвую, принять беспечный вид 
С утра стараются. И всё равно судьба 
Скупа, слепа, 
К ним беспощадная. Зато тебя щадит. 

О, ты-то выживешь! Залечишь и пройдёт. 
С твоею мрачностью! Без слёз, гордясь собой, 
Что сух, как лёд. 
А эта пауза, а этот перебой 
Завалит листьями и снегом заметёт. 

С твоею тяжестью! Сырые облака 
По небу тянутся, как траурный обоз, 
Через века. 
Вот маска с мёртвого, вот белая рука. 
Ничто не сгладилось, ничто не разошлось. 

Они не вынесли. Им непонятно, как 
Живём до старости, справляемся с тоской, 
Долгами, нервами и ворохом бумаг, 
Музейный узенький рассматриваем фрак, 
Лорнет двойной. 
 

Глядим во тьму. 
Земля просторная, но места нет на ней 
Ни взмаху лёгкому, ни быстрому письму. 
И всё ж в присутствии их маленьких теней 
Не так мучительно, не знаю почему.

 

В тире

 

В тире, с яркой подсветкой,
С облаками, как дым,
Мы с винтовочкой меткой
Два часа простоим.

 

Он устроен коробкой,
Светел ночью и днём,
С механической, робкой,
Сладкой музычкой в нём.

 

Вот я выстрелю в гуся,
Что из тучки возник,
Посмотри, моя дуся,
Он головкой поник.

 

Вот я лань обнаружу,
Вот я в башню пальну,
Всё расстрою, разрушу
И отправлю ко дну.

 

Что там, шляпа с полями?
Или пень? – Не видать.
Тирщик в белой панаме
Всё настроит опять.

 

Его птички бессмертны,
Пароходы прочны
И бессменны концерты,
Вроде вечной весны.

 

Ты любуешься парком?
Я же здесь постою
В размалёванном, ярком,
Самодельном раю.

 

Чёрная пластинка

 

Чёрная пластинка

В комнате моей.

Белая пылинка

Кружится на ней.

 

Весело и странно:

Десять скрипачей.

С ними фортепьяно

В комнате моей.

 

Две виолончели,

Трое трубачей,

Как они сумели

Поместиться в ней?

 

Две виолончели,

Трое трубачей.

Двое у постели,

Трое у дверей.

 

Барабан включился,

Догоняя их.

То-то я забился

В угол − и затих.