Свойство солнца
Одной девочке с воздушными шарами
Я выхожу воспитывать шаги
по твёрдым улицам,
учиться слушать:
поют дома архитектурный гимн,
поют, как грушевых деревьев груши.
Я выхожу воспитывать глаза
по облакам,
их нежности учиться –
сорвётся с солнца белая слеза,
слегка задерживаясь на ресницах...
Так возникает розовый пожар –
горит граница
смерти и бессмертья.
А жизнь, она – дежурный дирижабль,
зависимый от направления ветра.
* * *
маме
Не грань науки, но карандаши
он грыз, не зная, сколько их осталось,
зубов молочных
в полости души,
когда во рту последние шатались...
И рукава, испачканные мелом, –
небрежности,
не физики закон.
– кто этот мальчик в неудобном теле?
– не знаю, я с ним не знаком.
Почти
Почти река
под маленьким мостом
течёт почти
вдоль города в низину
и этот яблочный
почти как дом
меня влечёт
как Грузия грузина
и всем
необходимые очки
почти у всех
под ярким солнцепадом
я снова полюбил тебя
почти
и как обычно
я почти что рядом
почти в закат
устремлены глаза
и в ожидании
бессмертного рассвета
идут почти
неслышно поезда
в тебя влюблённого
почти поэта
но вот опять
я улетаю в ночь
и кроме звёзд
почти что всё валяется
а я уже
вернуться бы не прочь
так все почти
почти что не считаются
Алматы, 2019
* * *
Так душно в комнате, так душно,
что иссушаются слова,
соприкоснувшись вдруг с подушкой,
не завершаясь у стола.
И вроде окна – нараспашку,
и двери делают сквозняк,
но душно в комнате и страшно,
что сделать ничего нельзя.
Диалог противоречий
Памяти Рыскулова Дамира
И там, где засуха, – нежданный дождь,
а там, где дождь, – забытая пустыня.
И так всю жизнь по крайностям идёшь
то с полными руками, то с пустыми.
Обходишь ночью блоковский фонарь
и хочешь взвыть на звёзды, как собака,
не зная звёзд… и на какой алтарь
молиться вслух стихами Пастернака.
Проходит всё. Проходят все. И ты
проходишь тихо, не сказав ни слова
о том, как ранние в снегу цветы
во имя глупости цвести готовы.
_____
На берегу Вселенной есть рыбак.
Он ловит звёзды, трогает их, нюхает
и отпускает снова, что никак
им не даёт со временем потухнуть.
* * *
Купил булку хлеба и сборник Мандельштама
не знаю с чего начать
хромает небо
улицы раздвигают квадратные колени
и сдвигают обратно
хлеб покрывается плесенью
* * *
Я разучился греть пещеру
и рисовать вчерашний день
и тень твою не удаётся
Я разучился греть планету
и рисовать вчерашний день
и тень твою не удаётся
Я изучаю свойство солнца
мне интересно что внутри
наверно холодно и пусто
Виноградная память
На одной из вершин каменистых холмов
ты услышал, как падает камень с души
облаков, – это мокрая речь облаков
на сухое молчание листьев душицы...
Это там, где листают воздушный словарь,
ничего не понять, но становится легче,
оттого, что вещам не вмещаться в слова, –
где кончается речь, начинается речка.
Ты следишь за её поворотом, как за
изменением времени в круглом пространстве,
протираешь глаза – и река исчезает,
будто жизнь твоя бедная – чье-то богатство.
Значит плакать не время. Ты на берегу
возвращаешься в первоначальное тело,
ты – последний язычник из племени гуннов,
впереди тебя – Рим, за спиной – стрелы.
Шёлковый путь
Куляш Закировне,
моей учительнице по истории Казахстана
Из одной страны в другую,
словно ветер сквозняком,
люди воздухом торгуют,
драгоценным языком...
Но когда за новым звуком
закрывается окно,
в каждой мельнице безрукой
отражается зерно.
И дожди за шумом шутят,
останавливаясь там,
где за шелковым маршрутом
начиналась барымта
и безрыбье, и безлюдье...
Может, бродят до сих пор
полумёртвые верблюды
среди скул скалистых гор,
отражая жар и жажду
тех, кто пробовал рискнуть
перейти черту пейзажа
по стеклянному песку.
* * *
Всё происходит, как художник
рисует время на запястьях,
а вся оставшаяся кожа –
для кочевого постоянства.
Спина – бескрайние устюрты,
и путь назначен – позвоночник,
где, кроме ног, опухнут юрты
у каждой позвоночной кочки.
И не умрёт степная птица –
ещё не выдуманы стрелы –
но выгибаются ключицы,
как рукоять тугого тела.
Птицы
Довольно сложно заблудиться
в квартире
собственной тогда,
когда я собираюсь к птицам
уехать раз и навсегда.
Мне нравится следить за ними,
как за агентами –
двойной
агент, прикидываться мимо
идущим, слившимся с толпой.
И странной следуя
привычке –
прослушивать их каждый день,
я стану говорить на птичьем –
среди людей.
У окна
Вода говорит по трубам
Холодным и длинным полу
Открыты их ржавые губы
Глаголами и глотками
Вода вспоминает камни
Покрытые снегом грубым
Вода говорит по трубам
Вода говорит по трубам
С утра полоскают горло
Открытые окна в город
Стеклянные зубы запах
Бензина в дырявых лодках
Плывут облака на запад
Машины уходят в локоть
© Амангельды Рахметов, 2017-2020.
© 45-я параллель, 2020.