Евгений Морозов

Евгений Морозов

Четвёртое измерение № 23 (587) от 11 августа 2022 года

Межзвёздное родство

* * *

 

Бездна заоконная,

что и спать невмочь,

ночь моя бессонная,

медленная ночь

 

с беспокойством, сотканным

из дневных хлопот,

с одеялом скомканным

и подушкой в рот…

 

Памятными вспышками,

как задет крылом,

я промыт, и слышно мне –

небо за стеклом.

 

Замолчать по-чёрному,

думать в тишину –

ночь моя бессонная,

я тебя усну…

 

Но не засыпается

в этой тишине,

но не забывается

ничего во мне.

 

Словно в мёртвой заводи

плеск и круг живой,

проступает в памяти

самый образ твой,

 

строки, чья история –

это сердца труд,

о тебе которые

вторят и живут.

 

И тебя так помню я

в ночь и недосуг –

эту жизнь бессонную

не уснуть, мой друг.

 

* * *

 

Сколько в этом краю не в порядке –

несчастливых, убогих, кривых,

как прекрасны газоны и грядки,

как усердны усилия их.

 

Средь веселий и праздников грубых,

в пору пахоты и борозды –

нелюбимых, безвестных, беззубых –

голоса благородной беды.

 

Ты, столица окраин дремучих,

где заблудшие дети твои,

самых горьких своих, самых лучших

научи, как им есть, напои.

 

Я люблю, как сквозь прах, как из почвы

в самый верх, где цветёт синева,

сквозь асфальт, бесконечно и прочно,

пробивает дорогу трава.

 

Как самой же себе помогая,

рвясь из сил, изо всех пуповин,

разгибается сила тугая

человека – из зверских руин.

 

Как грустит он живучею ивой,

как повсюду, куда ни гляди –

этот край, это свет несчастливый,

эта тёплая память в груди.

 

* * *

 

О, как жгуче в гурьбе-природе,

как во многом – всё об одном,

происходит-не происходит

белый свет за твоим окном,

серый волк – за пугливым сердцем,

жизнь – в пристыженном городке,

быт заткнувшийся – с певчей смертью

на заряженном языке.

 

Городит о лесной свободе

голос-исподволь, дым-вдвоём;

происходит-не происходит

песня-облако-водоём.

Рассыпается сон, что с нами,

на обломки от корабля –

ты ли это ли, мать честная,

явь лесная, всегда-земля?

 

О тебе, что тверда, поката,

перестужена и тепла,

и о том, как едва жива ты,

так уж всюду была.

Была…

Знать узнал я, едва ли помня,

сколько здешни твои края,

и так слышно во мне сегодня –

дробь под косточкой, кровь твоя…

 

А над кронами крах вороний,

роздых-ветер да свет на всех,

да сомкнутся в твоей ладони

звенья линий, горячий смех,

и смолчат все, что были, пели,

и не скажет никто любой –

что случилось на самом деле

с этой песнею и с тобой…

 

* * *

 

Поедешь куда-то ночью –

за стёклами облака,

огни в темноте и точно

как песня издалека.

 

Но только не песня чаще,

а, может, мотор жужжит

в автобусе, где сидящий,

рассеянный сном, лежит.

 

И едешь ты, и не едешь,

и дремлешь, и ловишь взгляд,

и чувствуешь, как соседи

в сиденьях своих сидят.

 

И едут они, не едут,

и спят, и не спят они,

и тихо ведут беседу,

и видят в окне огни...

 

Не знаешь ты их, но если

сквозь шёпот, мотор и смех

дорога – ночная песня –

звучит в голове у всех,

 

срывается с губ напевом

и в сердце – живей струи,

приедете верно все вы –

чужие или свои.

 

А песня, как точка света,

всё будет звучать, вести –

любовь человека где-то,

что помнит тебя в пути.

 

* * *

 

Надо жадного слова «я живу»,

каплю моря, вбитую в мураву,

корня дна, чья рослая сила слепо

убегает из чернозёма в небо.

 

Слово-яблоко, вдруг рассыпаясь на

продувные смыслы, припарки сна,

призрак жизни, бездны с дождём и кровом,

набрякает тёмным усталым зёвом.

 

На язык, наощупь, на вслух оно –

невпопад, не на́ руку, не дано,

наразгад из мозга, не по науке,

вынимая вещие дни и звуки,

 

называя мир, заводя письмо –

не о том, не то́, что есть, не само –

за обиду млечную человечью

оставаясь вещью и верной речью.

 

Это море, вспененное в закат

бороздой событий, и самый ад,

где оно, то встав, то ложась стеною,

в черепицу волн – говорило мною.

 

И, смотря на бешеное родство,

понимал, наверное, я его,

отмечал, как мощно, легко и скоро,

наливаясь криком того раздора.

 

Запалялось слово из прошлых книг,

поднимало дремлющий свой язык,

и, по-птичьи солнцу на небе веря,

приручал я море, как будто зверя.

 

Родничок

 

В горнем смехе и звонком имени

холодок – родниковый нож,

словно ты говоришь «держи меня»

и пригоршню воды даёшь...

 

Словно нету другого выхода

и приятнее нет беды,

чем пригубить мне, чем испить тогда

из ладоней – твоей воды.

 

А приникни к воде протянутой,

до тебя дотронься едва –

словно яркие брызги странно ты

рассыпаешься на слова.

 

И молчу я, водой наученный,

отшумевшего дня среди,

темноночия, темнолу́чия,

темновесной крови́ в груди...

 

И не хочется отступаться мне,

даже если разлейся тьма

и исчезни ты – между пальцами

из ладоней – вода сама...

 

Средоточие света в голосе,

силой утренней холодна,

но слова твои – это области,

где лишь тёплые времена...

 

И всё в памяти шевелящейся,

как подобное миражу –

этот смех твой, живой, искрящийся,

серебрящийся – я держу.

 

* * *

 

У тебя осталось немного крошек...

Да и то – не крошки – ключи лежат.

Ты ведь хлеб в кармане не носишь больше,

как в зелёном детстве, как жизнь назад.

 

Запрещённой ночью, когда свободно

мозголёту мыслей, а надо лечь,

отступает день за стеклом холодным

в темноту гуденья, и ночь как речь.

 

Слыша звёзд зиянье и в сон влекомый,

ты берёшь с собою, мой друг, мой свет,

эти крохи мыслей, ключи от дома,

это небо, полное слов и лет...

 

Говорить с тобой будет ночь негромко,

будет дальней вспышкой сиять в окно,

сомневаться в том, что живёшь о чём-то,

запрещённой ночью разрешено.

 

Ты подмешан к серому дню и лесу

заполошных дел и воде людской,

и навряд ли что-то ответишь, если

под вопросом сам в темноте такой.

 

Просто вспомнишь образ с лицом любимым

и родные вещи переберёшь,

возвратишься в детство, где пахнет дымом,

припасённым хлебом, что так хорош...

 

И за прах домашний, за свет непрочный,

растворённый в память, в живую смесь,

ты пронизан речью – спокойной ночью,

ты имеешь всё и остался весь.

 

* * *

 

В закоулках дна, где лишь Бога звать,

а у нищенства самый край –

закурить да выпить-заночевать –

я услышу твоё «дай»,

и в ответ за то, что посмел просить,

что проказа твоя честна –

отшутить, откашляться, откосить –

ты услышишь моё «на».

 

«На», мол, «нет», серебряный, «на», мол, «есть»,

и не в том прокол, что потом

будет жаль, а в том, что со мной ты здесь

и окажешься вдруг Христом,

и, с тобой стесняясь скатиться в убыль,

в тёмный сон, где позор угрюм,

я тебе не подал последний рубль

и не пропил последний ум.

 

* * *

 

В скуластый день, когда над головою

знакомый шар с короной огневою,

в траву-приправу, в море-мураву

упёршись взглядом, тихо поплыву…

Повеют травы гарью и овчиной –

молочный вкус, родной и беспричинный,

песнь матери, межзвёздное родство

на свет из сердца выйдут твоего…

 

Ещё дитём, в пещерном плейстоцене,

ты руки клал на тонкие колени

и впредь смотрел, сбывая сны свои,

учась расти у времени-змеи,

и в те года, как мир оно меняло,

к немедленной груди твоей немало

припало в час родства и близких слов

усталых взрослых вздохов и голов.

 

Побег лесной весны, тростник-ребёнок,

ты был беззвучно глуп и нервно тонок,

но тем и обречённей, и верней

людьми овладевал по мере дней,

поскольку, сам того не разбирая,

стоял у заколдованного края,

где всё прощало, сколько ни живи,

холодное бессмертие любви.

 

* * *

 

Долгой нитью, тёплой болью,

чуткой нежностью в крови,

связью крепкой – мы с тобою,

разорви-не разорви...

 

Так глядишь и видишь сразу,

как свободен и что цел

человек, но так привязан

к морю слов и разных дел…

 

К полусчастью и несчастью,

к дому, городу, стране

и глазам, какие часто

вспоминает, как во сне...

 

Он старается спокойно,

он куда сильней всего,

но спешащее, но больно,

но есть сердце у него...

 

У него покой порою

не заводится в груди,

у него внутри, не скрою,

так – что лучше уж гляди..

 

От темно́т до све́тов верхних

проживая чувства, будь –

у него (-неё), у всех них –

чувство нити, словно путь...

 

Словно зов во тьме пропащей,

где иные не важны,

кроме нити уводящей,

жизни, музыки, струны…

 

* * *

 

Разлюби слова за их свет окольный,

затемнённым смыслом своим скрипя,

в тот момент, когда говоришь, что больно,

и не больно слышащему тебя.

 

Потому что словом не приголубишь,

не найдёшь на чувство похожий звук,

в тот момент, когда говоришь, что любишь,

а тебя не любят. Тебя, мой друг.

 

В три узла запутанный, серповидный,

будешь ты не высказан до конца,

будешь ты оставаться внутри, не видный,

говорителя смысла и слов чтеца.

 

Полюби глаза с затаённым блеском

и черты лица, и читай подряд,

потому что это понятней, если

не словами – просто обычный взгляд...

 

На святых деревьях листва повисла,

зашуршало ветром, зажглись моря –

перейди на дикий язык, ведь смысла

не спасти, особенно – говоря...

 

Понимай, что вряд ли понятен будешь,

но, скорей, услышан, как некий шум,

потому что больше живёшь и любишь,

чем о смерти знаешь, чем просто ум...

 

Потому что слово светло и ныне,

как не станет воздухом во плоти:

как живое облачко в ясной сини,

как лесное утро в твоей груди...