Фёдор Терентьев

Фёдор Терентьев

Четвёртое измерение № 31 (415) от 1 ноября 2017 года

Чтоб жить словами

* * *

 

В венах апреля – лимфа,
нимфа в моей постели – 
юбка, загар Коринфа,
нежный акант на теле.

Если Москва – Итака,
я не вернусь, конечно,
к этим б…ям с филфака,
хоть и целуют нежно. 

Хоть и цветет в апреле
сладкая ночь деревьев.
Птицы тебе пропели,
и пропоёт Терентьев.

Там, на красивом юге,
где виноградник синий,
перескажи подруге
эту весну в России.

 

1967

 

* * *

 

Как лёгкий галстук пионера, 
закат мне горло развязал –
ты будешь первым, будешь первым, 
но я ни слова не сказал. 

Звезда – невольница – игрушка 
и самоволка, как тетрадь, –
моя красивая подружка, 
пойдём – нам скоро умирать. 

Смотри вокруг: какие ночи, 
и как мерцают фонари, 
и расскажи о том, что – прочерк – 
и ничего не говори.

 

1968

 

Можно

 

А можно матом? Матом можно. 
А можно женщину любить, 
а можно партию – но сложно; 
а если водки пригубить, 
то можно лечь на дно оврага 
с ака... акацией в руке. 
И неба жёлтая бумага, 
и жизнь ревёт на поводке.

 

1969

 

* * *

 

Я замолчал – не раньше и не позже,
я замолчал – как будто сквозь снега,
как будто сквозь не облако, но боже
.................................................................

А может – там – у пламенной зари 
я кровь свою размешивал, как будто
вся кровь моя одно сплошное утро,
одно, сплошное, что ни говори.

Разбитое стекло, но отраженье 
воротится ко мне через века,
где я пример в искусстве пораженья,
и лезвием блестит моя строка.

Где я пример – и хлопают в ладоши 
других времён другие малыши, 
но только сад поэзии заброшен, 
и некому над словом ворожить.

 

1969

 

* * *

 

В глухой деревне некому, родной, 
читать стихи под сенью винограда, 
но эта грусть – что аист надо мной, 
что первомай в отсутствии парада – 
бутылка водки, пачка сигарет, 
дорога, свет и ангелы вослед. 

Хочу, как раньше, или никогда 
не видеть смерти, чёрная корова – 
в её глазах плескается вода, 
под языком ворочается слово. 
Мне страшно, друг, мне страшно одному, 
что смерть придёт – я глаз не подниму. 

Оставь меня у берега реки, 
но дай минуту, ангел мой, проститься. 
Мои друзья, как птицы, далеки, 
я вижу их светящиеся лица. 
Они смешны – и вот они грустны. 
И я лечу над пропастью весны.

 

1971

 

* * *

 

Вот небо тёмного разлива, 
в него бросают якоря, 
и исчезают торопливо 
мои дурные лекаря. 

Я обещал им, что не буду, 
однако мрачный Азраил 
в мои глаза залил полуду 
и небо оловом залил. 

Теперь я вижу красный лотос, 
он распускается в воде. 
Смеётся ангел, льётся логос, 
но только мне не по себе.

 

1971

 

Отцу

 

Всю жизнь скитавшись, ты обрёл 
покой мятежности и чести, 
и о душе твоей костёл 
горит молитвами в предместье. 

Всю жизнь ты выпалил в печи – 
не как кузнец, а как крестьянин, 
что поле плугом волочит 
и бьёт трактирщика по пьяни. 

Всю жизнь ты слышал: из-под ног 
уходит наст, звезда сияет. 
И поднимает кубок бог, 
как будто смерти не бывает.

 

1971

 

* * *

 

Скажут, мол, Родину не любил, 
а любимую Женщину бил. 
Или вовсе не скажут ни слова – 
кто такой? – я не знаю такого. 

Так и стой за зёленой листвой 
в пиджаке на советский покрой – 
не Серебряный век, а малина, 
и смеётся седая Марина.

 

1971

 

* * *

 

Майе

 

Солнце плавится, как смирна, 
в голубой посуде дня – 
как любовь твоя, настырно 
это небо для меня. 

Это лето золотое 
с человеческим лицом 
убивает нас с тобою, 
улыбается свинцом. 

На остаток – дождь в конверте
и в тетради пару строк –
что-то там... небесной тверди
о любви, что я не смог.

 

1971

 

* * *

 

Тёмная яблоня лета, 
и за душой ничего. 
Всё, твоя песенка спета. 
Спета, скорее всего. 

Нет ни двора, ни наследства, 
нет ни кола, ни копья. 
Тёмная яблоня детства, 
светлая горечь моя.

 

1971

 

* * *

 

Тогда он на прощание сказал – 
ты знаешь, что несчастные, ну, то есть, 
блаженные приходят на вокзал, 
но всё же не бросаются под поезд. 

А в шаге застывают, и когда 
холодный дождь гремит на небосклоне, 
то вспышкой озаряется вода 
и слёзы на трясущейся ладони. 

Вот так они, блаженные, скорбят 
о музыке, что выразить не могут – 
как Хлебников с туманом говорят, 
как Лермонтов выходят на дорогу.

 

1971

 

* * *

 

Видит кот в моём окне 
грусть, известную коту, 
красоту, которой мне 
не увидеть в темноту. 

Шнур от бритвы завязать 
в осторожную петлю, 
чтобы небу рассказать, 
как я сам его люблю. 

Но сегодня день другой: 
в таксофоне пропоют – 
улыбайся, дорогой, 
за тебя сегодня пьют. 

За тебя и за того, 
кто носил бумажный нож, 
чтобы бросили его 
в деревянный макинтош. 

Это – зимнее кино, 
оттого погашен свет. 
Не печалься, что окно 
слишком тёмное, поэт.

 

1972

 

* * *

 

Да будь ты хоть кем воспитан –
такая судьба, чувак, –
пергамент вином пропитан,
пропитан не просто так. 

Не просто тоска играет 
и музыку льёт в рукав,
и музыка та сверкает –
скажи мне, что я не прав?

Тогда не рычи на Феба,
а просто играй ему –
про облако и про небо,
ненужное никому.

 

1972

 

* * *

 

Останется грустная песня, 
движение тихое льда, 
как будто серебряный крестик 
с девицы снимает вода. 

И снежную шубу снимает, 
а после целует, как твердь 
земную, и в ней поднимает 
природу, узнавшую смерть. 

И льются в дремучие грозы 
по талым и нежным плечам 
полёт воробьиный, как слёзы, 
и запах цветов по ночам. 

Как всё это, Господи правый, 
красиво, что сердце в дыму 
стучится в грудные оправы, 
и я открываю ему.

 

1972

 

* * *

 

То глупо оступаешься, а то 
восходишь к свету, в выси утопая, 
то надеваешь серое пальто, 
а то выходишь прочь, не надевая. 

То всё вокруг такое, как вчера, 
и хочется исчезнуть, растворившись 
в сырой тоске зелёного двора, 
в тумане, как дурак, перекрестившись.

В горячем слове, в чёрно-заводском 
дыму, в огне, где солнце умирало, 
в холодном небе, в голосе людском 
и птичьем, чтобы музыка играла.

 

1972

 

* * *

 

Сгребите листья к тёрну моему!

Данте Алигьери

 

В северной столице
небо, как металл,
дворник меднолицый 
листья подметал.

Чтоб они летели
в каменный канал,
воробьи глядели,
невод пеленал. 

Обрубили клёны,
рвался, как струна,
голубь застеклённый
в плоскости окна. 

В маленькой квартире
сяду на кровать,
на тосканской лире
буду куковать.

Снег, как полотенце,
ляжет на крыло.
Значит, это сердце
по небу вело.

 

1973

 

Сон в январе

 

И я был там – я это помню, 
как я ходил в тартарары, 
Харон склонялся к изголовью, 
я видел тёмные дворы 
в глазах кондуктора, монету 
он забирал из синих губ 
и вёз меня по белу свету, 
такому белому, как труп, 
как сам я был, как небо было, 
как белый снег и кровь его, 
как всё, что прежде в мире жило – 
а больше нету ничего.

 

1973

 

О Каяле, витязе половецком

 

Ты зарезал Каялу мечом, – 
говорит, обезумев, Каяла, – 
здесь когда-то речушка стояла, 
а теперь моя кровь потечёт. 

У холодной кольчуги в кольце 
отразится, прольётся густая 
кровяная шипящая стая 
или небо на мёртвом лице. 

О, оставь мне, вражина, глаза, 
положи их в ослепшую землю, 
я ни смерти, ни богу не внемлю, 
только верю в свои чудеса. 

Вот увидишь, как новой весной 
земляное зелёное тело 
прорастёт, и закончится дело – 
я приду поквитаться с тобой.

 

1973

 

* * *

 

Сегодня вечером напьюсь, 
найду принцессу, 
а не найду, так перебьюсь 
и без процессу. 

Или вообще уйду в запой 
блуждать в тумане, 
в таком тумане, чёрт с тобой, 
и нож в кармане – 

Разрезать белое сукно, 
надеть, как тогу, 
и выйти в чёрное окно 
навстречу богу. 

Когда от водки не умру – 
я сам с крылами 
пойду, как ангел по миру, 
чтоб жить словами. 

И скажет барышня «прости» 
на пару строчек – 
я соберу слова в горсти, 
сложу в платочек. 

И до тумана донесу, 
а там, как птица, 
я это сам произнесу. 
И что случится?

 

1973

 

* * *

 

Так много выпили, что брага 
сегодня плещется из глаз, 
летит газетная бумага 
и пролетает мимо нас. 
Молчат петровские деревья, 
дороги льются в города, 
на сорок вёрст одна деревня 
и вертикальная вода. 
Оставь железную посуду, 
я умираю или как? 
Сверкают молнии повсюду, 
и голос, стёртый об наждак, 
читает что-то к коринфянам, 
как краткий курс ВКП(б), – 
не это ль истина, что пьяным 
вдруг открывается в тебе, 
в сухой крови, Господь, in vino? 
И обретает человек 
глаза, размокшие, как глина 
на рукавах библейских рек.

 

1973

 

* * *

 

Ты говоришь – приятна жалость 
ко мне приезжему, и что? 
Ты целовала, обнажалась, 
а я застёгивал пальто 
и выходил на чёрный берег, 
залив анисовой глаза, 
дурак, оставшийся без денег, 
ещё зелёный Бальтазар – 
да бог весть кто, теперь не важно, 
когда кусаешь рукава, 
орёшь в подъезд многоэтажный 
по старой памяти слова 
в каком-то ритме и на ощупь 
ложишься спать, но сон тяжёл, 
и эвкалиптовые рощи 
растут, куда б я ни пошёл.

 

1973

 

* * *

 

Да потому что Третий Рим – 
на этом всё, 
но мы об этом говорим, 
и нас пасёт 
какой-то мусор за углом – 
дурак, гэбист 
не облажается, облом – 
я сам марксист. 
Я сам крещёный, вот те крест, 
как весь народ, 
ну пусть не местный – этих мест 
я сын, и вот 
от коммунизма колосок – 
печаль ношу, 
а если пуля – так в висок, 
я попрошу.

 

1974

 

* * *

 

Синий вечер с кавказских гор
лёг, как камушек в пиджаке,
в занесенный снегами двор,
как инжир у меня в руке.

На высокой стоит скале
тишина на прозрачном льду,
но клокочет вода в земле,
и грохочет земля в бреду.

Это ходит вечерний снег,
по вершинам хребта плывёт,
улыбается человек,
что под этим хребтом живёт.

Наливает в баранью кость,
говорит сквозь табачный дым:
– Виноградного неба, гость?
И я пью, и рыдаю с ним.

 

1974

 

* * *

 

Выстрелил из ружья 
в кролика меж дерев. 
Ты проглотил мышьяк, 
даже не поглядев. 

Тушку несу домой, 
к жёнке твоей несу. 
Ты говорил со мной, 
как соловей в лесу. 

Сядем теперь в саду 
и помянём, как есть. 
Помнится, в том году 
сам ты садился здесь.

 

1975

 

* * *

 

Зелёный лист на камешке лежит, 
качаются налившиеся груши, 
течёт река и точатся ножи, 
и шум реки вливается мне в уши, 
и женщины проходят по лесам – 
я восемь строк об этом написал, 
но песни соловья в дубовой роще 
не может быть прекраснее и проще.

 

1975

 

* * *

 

Я в парке имени его 
гулял с бульдогом 
и дерева руками трогал,
но не услышал ничего. 

Они молчали; в тишине 
кора скрипела,
я прислонился между делом,
взрывались звёзды в вышине.

 

1976