Геннадий Лысенко

Геннадий Лысенко

Четвёртое измерение № 31 (451) от 1 ноября 2018 года

Ищу своих

* * *

 

Меж этим и тем сентябрём,

Меж тою любовью и этой,

Как молнии высверк,

Как гром –

Взаимность –

Попробуй исследуй.

И всё же представишь на миг

Себя до безгрешности юным,

Как будто и впрямь уж старик,

Брякнув по струнам:

– Каким же я был дикарём,

Каким же я был недотёпой!

Меж этим и тем сентябрём

Такое хоть заново топай.

И память плутает в ночи:

Былое – оно не по полкам;

Былое – такие ручьи

Сольются –

И вот она, Волга.

А следом приснится паром,

Утюжащий мятую воду, –

Меж этим и тем сентябрём

Со мною так много народу.

Меж этим и тем сентябрём,

Меж тою любовью и этой

Мы столько от жизни берём

Одной неразменной монетой,

Что диву даёшься…

И вдруг

Приходит минута расплаты:

Как сон,

Как спасательный круг,

Но лопнет терпение каната,

И снова утащит паром

Куда-нибудь вешние воды…

Меж этим и тем сентябрём

Прошли мои лучшие годы.

 

* * *

 

И у меня есть город,

весною, рано-рано,

распахнутый, как ворот,

на горле океана.

Он стал моей судьбою,

поскольку ненароком

всей линией прибоя

прибит я к этим сопкам.

 

* * *

 

Обрубка стали: гулкий звон чеканки,

багровый дым

и пыль – не продохнуть;

в литейном жарко,

«как под Курском в танке»,

на перекуре скажет кто-нибудь.

И связь времён, утерянная мною,

вдруг дрогнет в пальцах,

словно проводок,

протянутый меж миром и войною;

и боль моя

войдёт в него, как ток,

чтоб я услышал голоса убитых

и, составляя целое из крох

понятье «жизнь»

почувствовал как выдох,

переходящий медленно во вдох.

 

* * *

 

Нужна работа по душе,

пусть без особого размаха,

но чтоб на взятом рубеже

потело тело под рубахой…

Чтобы не ради тех деньжат,

что учтены в тарифной сетке,

я лично чувствовал, как сжат

гигантский мускул пятилетки.

 

* * *

 

Такая колкая стерня,

такая грусть в глазах барана,

что даже нежность из меня

торчит сейчас,

как кость из раны.

А над Барановкой моей,

через тире,

над Оренбургом,

дымит с присвистом суховей,

мигая солнечным окурком.

И можно спутать впопыхах

два-три последних поколенья,

да так, что скрипнет на зубах

седая пыль переселенья.

И память,

давшая вдруг течь,

водой студёной захлебнётся

у полусгнившего колодца,

где тешит слух казачья речь.

 

* * *

 

Это боль –

лежать весною в лодке

и, надвинув кепку до бровей,

вспоминать трагические нотки

в голосах осенних журавлей, –

видимо, и тем необъяснима,

что, как листья,

крылья шелестят;

в сентябре ли,

в марте ли –

всё мимо

нелюдимо журавли летят.

 

* * *

 

У голубых камней Посьета,

где чаек плеск

и ветерок,

вода

как смятая газета

с неоднократным сдвигом строк,

Вода как смятая газета,

но в ней сошлись в обрывках фраз

с концом весны – начало лета

и с поздним часом – ранний час.

И полуночница-гитара,

и порт,

пропахший ветчиной,

и обработчицы кальмара,

домой идущие с ночной.

Полоска собственного света,

накрап искусственных огней

у голубых камней Посьета,

у неожиданных камней.

 

* * *

 

Опять,

отвергнутый и злой,

я изучаю право птичье.

Опять меж небом и землёй

нет расстояний.

И различий

поэтому почти что нет.

От снегопада пахнет хвоей.

Опять закрыло тот просвет,

куда девается плохое.

И лишь связующая нить

идёт стежком неуловимым

к тому,

что хочется любить

сильней уже,

чем быть любимым.

 

* * *

 

Как опрометчиво непросто

я чувством вечность отмерял

и называл болезнью роста

всё то, что с возрастом терял.

Как сожалел о невозможном.

О бренном сокрушался как!

Мир становился слишком сложным,

но отвлечённым, словно знак.

Теперь мне лишнего не надо:

Жизнь хороша уж тем, что в ней –

декабрь,

и пахнут снегопадом

ладони женщины моей.

 

* * *

 

Большой,

к болезням непригодный,

дед жизнь любил,

но чтоб при ней была работа,

харч добротный

да тройка трепетных коней.

И лишь в конце, в предсмертном стоне,

как бы собрав остатки сил,

проговорился о гармони,

которой так и не купил.

 

* * *

 

И. Ф.

 

Жизнь слагалась из дней и ночей,

из вечерней и утренней влаги

в удивительно чистый ручей,

недоступный перу и бумаге.

Только помню – палатка была.

Только вижу – тайга голубела.

Только слышу, как бензопила

что-то очень весёлое пела.

Чую тонкие запахи гор

и ещё,

в удэгейском посёлке,

глажу пальцами смутный узор,

чётко врезанный в ложу двустволки.

 

* * *

 

Природа готовит заране,

с талантом ты явлен

иль без,

листок подорожника – к ране,

к разладу душевному – лес,

в котором растенье любое

имеет законченность черт;

всё это зовётся любовью,

хотя и не требует жертв.

 

* * *

 

Всё явственнее крылья ночи

перекрывают грани дней –

закаты ярче, но короче,

восходы дольше, но бледней.

И утром,

сунувшись под кран,

представить можно очень зримо,

как Ледовитый океан

вливается в струю Гольфстрима.

 

* * *

 

Этот мир,

где шумел каждый лист,

где рябины цветастые мокли,

вдруг утих,

стал контрастен и чист –

хоть сквозь пальцы смотри,

хоть в бинокли.

Но нельзя ещё наверняка

угадавши,

назвать поимённо

ни звезды,

что упала в снега,

ни деревьев,

над речкой склонённых.

Ибо выдохнув «Ох» или «Ах»,

что, как облако, зримыми стали,

счастье чувствуешь в общих чертах,

не желая вдаваться в детали.

 

Зинаиде Ивановне

 

После нас придёт уборщица…
В этом – сущность бытия
та, которая топорщится
из-под всех округлых Я.
В этом – выверенность правила;
с лёгонькой его руки
перепишем судьбы набело
и порвём черновики.
После нас придёт уборщица,
обязательно придёт,
мусор –
если и не хочется –
на прощанье пропоёт:
«Жили – были…
Что осталось-то?
Что за память без меня?
О делах судить –
пожалуйста,
о привычках –
вновь же я…» 
И однажды подытожится
тот же мусор в слове – прах.
После нас придёт уборщица
с мокрой шваброю в руках
и застонет:
– Надымили-то,
а ещё писателя
От чернил,
впустую вылитых,
пухом будет нам земля.
После нас придёт уборщица.
После нас,
это – когда
не сотрёшь уже морщин с лица,
не разгладишь – без вреда.
После нас придёт уборщица
(у неё свои дела),
поворчит да переморщится,
вняв по-бабьи, что была
словно Золушка меж сёстрами
наша жизнь;
но был и миф:
ритуалом крайней росстани
суть бессмертья обнажив,
сбросим так,
как листья рощица,
напрочь
всё, что не стихи…
После нас придёт уборщица
и отпустит нам грехи.

 

* * *

 

Проступит,
как из-под резца,
уже забытое когда-то,
лицо –
и нет на мне лица.
Взгляну на пьющих виновато.
Шагну в потёмки,
в тишину,
оставив стол с нестройным хором, –
мне жаль персидскую княжну
и Стеньку жалко.
Коридором
пройду до красного крыльца –
считать скрипучие ступени.
Как зверь,
бежавший на ловца,
уткнётся грусть в мои колени.
Уткнётся грусть.
Я сам уткнусь
в комок тепла с собачьим мехом –
мне жаль ушедшего…
О Русь!
Сольётся эхо с женским смехом.
И осторожная рука –
ещё чужая – сквозь болонью
погладит проседь у виска
и обожжёт плечо ладонью. 

 

* * *

 

Уж лучше враг,
чем друг неблагодарный.
Уж проще – драка…
Но издалека
ищу своих,
(Ещё – не в биллиардной,
где тонко подрезают свояка,
и не в пивной.) 
Ищу своих по духу,
ищу своих средь живших и живых,
чтоб поделить корявую краюху,
а в ней – и хлеб, и лебеда, и жмых.
Она на вкус немного горьковата,
она не всем сегодня по зубам,
и в том судьба отчасти виновата,
но больше все же виноват я сам,
а также – враг,
нетленный, словно символ,
а также – время…
Времени под стать,
я рук избитых все ещё не вымыл –
ищу своих,
чтоб вместе отмывать.
Ищу своих,
и каждый третий высчет
из лучших дней
готов отдать за них.
Ищу своих –
так пятый угол ищут
среди толпы нейтральных и чужих.

 

* * *

 

Стандарт и благо.

Не вполне

меня устроит эта тема –

я не стандартный,

и по мне

купить костюм – уже проблема.

Но даже в слове «ширпотреб»

есть справедливость в высшей форме,

как свет,

как музыка,

как хлеб,

солдатам выданный по норме.

 

* * *

 

Троллейбусами,

сучьями,

углами

вдоль улицы октябрь изображён,

и старый парк,

пробившийся сквозь пламя,

до пепельного цвета обожжён.

А сквозь него проглядывает скромно

такое море, что и тёплый взгляд

немедля возвращается назад,

успев остыть и сделаться огромным.

 

* * *

 

Видится лес мне за каждым кустом,

слышится море за каждою каплей;

хочется вспомнить о самом простом,

чтобы,

как в юности,

нервы озябли,

и оказаться последним в строю,

загодя зная:

и первый – не гений...

 

Всё основательней я устаю

от дальнозоркости и обобщений.