...

Соцреализм призывал изображать народ пафосно и величественно. Либералы от искусства диктовали своё изображение народа: не чураться грязи, подлости, гадостей, извращений в его «подлинном» изображении. Новые реалисты сделали первую попытку изображения народа как природной, жизненной силы. А сейчас, кажется, приходит время изображать народ как силу истории. Без пафоса, но рельефно; без гадостей, но правдиво.

«Солдат и Царь» – первая попытка такого масштабного изображения. Пусть она не во всём удачна и безупречна. Но без эксперимента не было бы результатов опыта. Пользуясь терминологией самой Крюковой, это, конечно, фреска.

Из первых рук Читать
...

Елена Крюкова

По тонкому льду. Фрагмент 1*

Из романа «Солдат и Царь»
 
...Мороз сверху, таяние снизу. Схлестнулись лёд и весна.
– Село впереди!
– Што за сельцо?
– Иевлево! Перекур, братцы! Вынимай котелки!
Подъехали к избе, огромной, как убитый чёрный медведь. Ворота отперли изнутри. Бородатый мужик, открывший обозу ворота, так походил на Распутина, что старуха громко втянула горлом воздух и заклеила губы рукой в вязаной перчатке.
– А-а-а-а-ах... Наш Друг... Милый... Где он теперь...
Мария заботливо помогала матери выйти из возка. Конь рыл копытом заледеневшую грязь. Осколки грязного льда летели Марии в лицо. Она отирала щёки концом пухового шарфа.
Близ избы было слышно, как рядом, на Тоболе, шумит, шуршит, с шорохом движется лёд. Это вода, вольная, весёлая, резала тьму, младенчески прорезывалась сквозь железные кости зимнего лона.
– Прошу всех гостей дорогих в избу! Повечерять приготовим, что Бог послал!
Царица вскинула подбородок.

Новый Монтень Читать