Маша Кротова

Маша Кротова

Четвёртое измерение № 34 (454) от 1 декабря 2018 года

Записки из Мартаскавронска

О происхождении видов

 

Разбили липкое окно
в порезах радуги блестят
в волнистых трещинах темно
и даже кажется сквозняк
там долгожданный Райский Сад
лишился грешников и змей
которых били об косяк.

Там за звенящей темнотой
когда-то были все как Ты
в предсмертных муках пустоты
молился Ной
а обезьяны и коты
обменивались ДНК
за ноевой спиной.

 

Весенняя рыбалка

 

Лес падает с горы
и у её подножья
встречает топоры
и топится в пруду,
пробив зимы творожье,
а если я приду,
пруд вздолбится, как лось,
как откровенный конь,
и всё, что припеклось
к его большой ладони,  – 
не тронь –
ты не поймёшь, к чему он клонит.

 

9

 

Девять клоунов, плачущих в уголке,
бессознательно радуются в слезах,
что десятый умеет стоять на руке
и скакать на лошади, как казах.
 
Первый клоун слышал, что можно жить,
опираясь на палочку для костра,
но десятый втыкает в него ножи,
и последняя палочка так остра,
 
что другие клоуны не хотят
даже плакать от радости. Я беру
семерых за шиворот, как котят,
подношу их к палочному костру…

и уже мне кажется, что под стул
заползают маленькие пажи,
что один из них жрец и слегка сутул,
а у других – ножи.

 

Крот

 

Не подкопаешь к каменному ключу
даже лопату пьянящую как грачи
даже то дерево если его включу
даже беспамятство светлое как спина
буду кричать а ты как спина молчи
и не высовывай голову я пьяна

Не подкопаешь к жёлтому молоку
даже когда на улице крючится грач
я хищный крот я добычу свою волоку
я живу в домике у меня в дверке глазок
просто смотри в него просто смотри и не плачь
крот уволок всех грачей уволок
я живу в домике у меня потолок
даже лопатой не выкопать этот срач

Не подкопаешь видишь ли я пьяна
каменный ключ полтора оборота и спрячь
светлой спиной не увидишь ли нихрена
жёлтый грач в молоке восхитительный грач
пожирает беспомощного крота
у меня уже радуги около рта
только в маленьком домике суета

 

Химмаш

 

Был выброс, ветер к телу прилипал,
и вышла, плача, тётенька из парка,
ей сделалось невыносимо жарко,
и медлил покупательский запал
в её пустеющем пакете,
а мимо, чавкая, проходят дети
и фантики бросают на тропу
и тут же превращаются в толпу.

 

Аня Чемагина

 

Аня выходит на улицу – видит свой город.
Он не такой уж и маленький, но никакой перспективы...
Аня хватает прохожего гопника с пивом за ворот:
«Пиво при девушках пить, – говорит, – не красиво».

Аня, конечно, сама это слово «красиво» не любит:
«Оно, – говорит, – искажает структуру искусства»,
но гопнику с пивом она просто скажет: «А чё, мы не люди?!» –
и пиво его заберёт, и жестянку с рабустой.

Красиво – когда на кирпичной стене прорастает берёза,
когда в синем небе – кривые ржавелые трубы,
весенние улицы, сонные, будто бы после наркоза,
и Мартаскавронск, этот город, целующий в губы.

 

РЖД

 

С первым снегом на съехавшем переплечье
отхожу от твоих уютных лачуг.
Даже в рельсах такое всё человечье,
в каждой шпале – маленький Безенчук.

Каждый поезд, ползущий по лестнице,
подавляя тахикардию котла,
всеми болтиками в меня треснется;
вот уже радужно потекла
от поджатого колеса
полукровая полоса.

Я сшагнула с железной подкорки на голый перрон,
и он вздрогнул от наступающих ног.
Снег пошёл на меня со всех сторон,
обречённо, будто трамвайный звонок

 

Капканы Исети*

 

Как отважный муж
на своей жене,
дождь лежит на сырой дороге,
в одеяле луж,
а прохожие говорят: «Понежней!» –
не дают, не дают потрогать
белоснежных лампас на асфальте,
говорят: «Понежней ужальте
свои восемь сердец в корсете».
А кругом – капканы и сети.

____________________

* Исеть – река в Екатеринбурге

 

Телеграф

 

три провода как три ночи – 
три ночи как три фаланги – 
три дома – три феньки – 
полдень – 
ступеньки – 
и ни одной рабочей 
станции в Лабытнанги, 
где-то у чёрта в жопе, 
в белых равнинах – седые сказы: 
первый – о черноокой, 
второй – о Пенелопе, 
третий – скорей для отмаза, 
как мулине по локоть, 
третий – стандартная фраза: 
ведём работы... 
в белых равнинах – белые анекдоты.

 

Загробье

 

привет загробье
тусклая страна
ах вот какие у тебя деревья
ты смотришь их глазами исподлобья –
и нихрена

ты вечереешь у тебя дорожки
и выведут меня по ним не крошки
а запахи и звуки кабаков:
таков

и мне таскаться на границе мира
и нежно засыпая меж столов
казаться трезвой делать сувениры
и девочкам дарить поверх голов

с похмелья забывая их глаза
мне разветвляться следует налево
был вечер я была там королева
теперь так романтично уползать


пропив полцарства ночью быть красивой

 

Как умирают голуби

 


Залихватские дожди 
поминальной водки 
расшатайте себе свадьбу 
я приду пофоткать 
плач девичий предзастольный 
выкатите в сани 
а мои конспекты – в книгу 
жизнеописаний 
поженитесь поживитесь 
голубиным пухом 
им сегодня новых крошек 
испечёт стряпуха 


Подзаляпаны плечи 
и немного – воротничок. 
Ты одобрен, отмечен, – 
наливай себе коньячок. 
Пролетающей птицы 
белый плед, пучеглазый плащ 
открывает ключицы 
крыш, 
качельных деревьев – тебе ли бояться. 
Птица – фрица, твои города не продлятся, 
подойдут тебе для гнезда 
лишь протяжные поезда. 


За городом бы жить 
летать бы над рекой 
сложить бы этажи 
в рюкзак одной рукой 
одной ногой на том 
другой ногой потом 

простыть и умереть 
под тоненьким зонтом 


Хватило бы тепла 
для первовзлётных стай, 
хватило бы павлинов и бельевых верёвок... 
ты – облако, ты – зимний горностай, 
как белый бинт, завился между веток, 
смахнул замёрзший дождь 
на серое крыло 
и вытер хвостиком слезу 
у пьяного рассвета... 
Не вскрикнет постовой, 
когда ты подойдёшь, 
и не поймут внизу, 
с чего вдруг так тепло 
и для чего 
ты слишком много пьёшь. 


ни крылом не махнуть 
ни вздохнуть 
ни по облаку плыть перепонками 
и не капать звёздами звонкими 
на твою небывалую грудь 

не стелиться туманом вдоль пристани 
загребая пером глубину 
и страниц твоих не перелистывать... 
ни то, ни сё – чем заняться теперь – не пойму 

то ли стаей пролиться над площадью 
то ли просто сидеть в проводах 
и взрослеть и быть более тощею 
как вода

 

Образовательная реформа

 

Как трудно быть сутенёром
и выставлять проституткой
                       свою же совесть...
особенно, если ты – предпенсионный директор школы...

Что же касается прочих наложниц – это не новость – 
они доживают с рожденья, 
                    боясь залететь в протоколы.

Они дожевали печенье,
                   допили «Принцессу Нури»,
связали букеты поклонников –
                         и незаметно уснули...
в нише под подоконником.

И кто обвинит их в том, 
что запросы бывалых клиентов
весят больше свободного времени 
                          и районных коэффициентов!

Но совесть не та проститутка,
                 не терпит она извращений,
особенно, если ты –
                предпенсионный школьный директор.
И вот, ради новых окон,
                   дверей и больших помещений,
совесть твоя встанет боком
                    и выйдет наружу per rectum.

                                                                     

Handballslandslaget

 

1.

Со шведских нагорий изломанные ветра
влетают в ворота, как 73 мяча,
белёсыми иглами встретят меня с утра
и закачают, и загребут.
Ничья.

Эти ветра, острые, как ножи,
режут мои золотые горы,
чтобы сухие снежинки кружить,
с трибун завывая хором.

Их нездешняя песнь наметает страх
из белого сердца женщины ледяной,
то песнь о золоте, спящем в моих горах.
Ничья.
Ещё 10 минут – и можно идти домой.

Летящий снег уже делает разворот
вокруг мраморных рук отчаянных афродит,
а белая Хагман взмывает над линией у ворот
и мяч отпускает.
И он замирает.
И он никуда не летит.


2. LADA – NFH

 

(разбитому носу Натали Хагман)


Что тревожного в выдохе ветра 
                        вдоль трибуны?
Не о том ли шептали всю ночь 
                   с белых щепок руны?
Это музыка севера,
                гнущая парус драккара,
это муза моя вновь помчалась в набег
           по тольяттинским тротуарам.
Ради серых, как зимнее небо, глаз
я предам «Ростов-Дон», «Кубань», АвтоВаз,
в сердце тонкой стрелой улыбка – 
                        всему виною:
мяч! отдам белобрысой шведке
                        и остальное.
Но, прогневав речных богов            
                        старой Волги,
сохранять преимущество в счёте
                        дано недолго.
Мяч стремительно бьётся в штангу,
                    Nykоbing троллят...
Мою музу с разбитым носом
                      уводят с поля.
 

Карантин

 

Вот странно, как мы так могли пройти
и не заметить вывеску под крышей,
а тот мужик как раз оттуда вышел,
и на груди – табличка «КАРАНТИН».

А мы дошли почти что до моста,
крутя, как интуристы, головами,
мы шли, как Мальчик-с-пальчик, за дровами,
паркуясь возле каждого куста

и оставляя пшённые веснушки
на сморщенной асфальтовой щеке,
сверяли карту по своей руке,

разматывая ленточку с катушки...