Ольга Пахомова-Скрипалёва

Ольга Пахомова-Скрипалёва

Четвёртое измерение № 6 (138) от 21 февраля 2010 года

За седьмым сургучом

  

* * *
 
А набело жить – это право ещё заслужить.
Не вымарать то, что окажется главным потом.
Вот поле бело, почему б воронью не кружить –
Пиратству пера над призывным и чистым листом.
 
Пусть чёрные дни не потатчики чёрным делам,
Когда за душой лишь табачная крошка да медь,
С грехом пополам, где даже и грех пополам,
Суметь разделить. Наделять никого не посметь.
 
* * *

Теперь от вымысла пуста брошюрка жизни. На изгибе
желтеет след среди листа: засаленная славой гибель.
Не просто прошлого печать – в сетях годин тщета улова.
Ни зачеркнуть, ни вновь начать, когда печатным стало слово,
когда прочитана чужим и кем-то понята превратно
вся многосмысленная жизнь, – её не позовешь обратно,
когда обложка – что стена. За правотой последней точки
любовь осталась. И она уже не вымолит ни строчки.
 
В память о «средах» на Чистых прудах
 

Андрею Селиванову, Инессе Паблос,

Равилю Измайлову, Наталии Леонидовой, Алексею Синельникову,

Николаю Сударикову, Ивану Макарову, Ирине Герцог…

 
«Ну... с погонами, пруды!» – Пустим «Аннушку» на круги...
Колоколен переливы из воскресных тупичков
остывают до среды… Прянут голуби в испуге.
Дом к бульвару вышел криво и протиснулся бочком.
 
На ступенях сих замри! Посреди далёких буден,
для «Среды» безвестно рея, гость квартенцию искал,
где Шаляпин «блох» морил, чаровал созвучьем Бунин,
демонический Андреев пальцы в гриву запускал...
 
Там, где мы ни «ve..., ни vici», топал гений шатко-валко,
жаждал славы нас не плоше, не плутая в этажах,
шёл на звук, где половицы пели, вскрипывая жалко, –
то Куприн, любивший лошадь, жеребца изображал.
 
Спрашивали: «Чей ты, сокол?» – и птенцу не одиноко,
самородку покрупнее так и вовсе хорошо...
Хмурый Горький сладко окал, Куприн селёзенкой ёкал,
мемуарные минеи прятал в пряник Телешов.
 
Ах, войти бы в круг тот милый, перепутав даты-путы,
сняв с души засов
                           и палец с уст... Да чтобы закипал
медной гордостью надутый самовар с хозяйской миной,
а кистень-душа Скиталец мирно гусельки щипал...
 
* * *
 
Ну не казнись, не растравляй, ведь швы – с изнанки.
Пусть сызнова пошьёт Гиляй жилет из нанки,
и век спустя (и два ещё б) узрит все то же,
как юбилей не скрыл трущоб, лишь подытожил.
Не так ли ты, святыни чтя, беля фасады,
с водою выплеснув дитя, скулишь с надсады?
Так хватит строить на крови, на честном слове,
покуда нет зерна любви в твоей полове!
Покуда в каждом есть изъян, а Бог – не в каждом,
спасёт ли летопись из ям своих сограждан?
Молясь за все грехи Руси, не выжить в стужу.
Начни с себя. И воскреси одну хоть душу. 
 
* * *
 
Есть Храм в отечестве моём. Тому полвека:
его пытали, жгли огнём, как человека.
И крали Божие добро с благоговеньем...
Потом – кабацкое тавро, метро-забвенье.
Да будет путь благословен – сны вековые,
где трещины — рисунок вен на тонкой вые,
где золотой его висок не раз контужен,
где аркатурный поясок затянут туже,
где три шелома от свинца звенели глухо
во имя Сына и Отца, Святаго Духа.
 
* * *
 
Но не попрать святыни псам! Свиней узнать поможет бисер...
Я доверяю небесам и голубям невскрытых писем.
Простите взгляд мой свысока. А как иначе?! Как иначе...
Вон пляшет ленточкой река, вон – ульи, соты, сотки, дачи...
Всему – святое ремесло, а мне земных плодов довольно!
Корнями сердце обросло – корчуй и корчись, это больно.
Опять лопатки мне свело – я вспоминаю древний навык
и на подбитое крыло всё время припадаю набок.
Но воля выбрать повелит свой путь, иные не пороча,
а снизу воет и скулит судьба, сама себя пророча.

* * *
 
Увези меня в маленький город
На какой-нибудь древней реке,
Где подсиненный воздух распорот
Самолётом в незримой руке.
 
Среди улиц отпетого детства,
В палисадниках с дымом костров,
Приобщусь я вселенского действа,
Где на кровь откликается кров.
 
То ли груш, то ли вишен пороша
Заметёт по окошки меня.
И пройду я сквозь жизнь, не поруша
Тонких уз, где прохожий – родня.
 
Где мужчины прекрасны в работе,
Лики женщин усталых чисты.
…В одиноком своем самолёте
Я не вижу свой дом с высоты.

 

* * * 
 

О. Г.  

                                               
В полубреду капели первоснежной,
В захламленности милой и небрежной,
Ты шаришь ночью, чем бы записать
Одну строфу, влюблённую в другую,
Прочти наощупь! Спичку берегу я,
Не стоит их „на чёрный“ припасать...
Презренье лжёт, глумясь: „Марай бумагу!..“
Не ведает прозрения отвагу,
Когда на спорый и неправый суд
Несёшь ночей хмельных исповедальность,
А приговор, как молний моментальность,
Одно и знаешь: строки – не спасут...
Кто ведает испарину „маранья“?
Вычёркиванья? Клятвопрепинанья?
И замиранья в водном пузыре,
Где плаваешь свободно, будто вечность
Тебя несёт назад, в до-человечность,
В начало Слова, к бликам в алтаре...
 
Куда ты стольких уводило, Слово?
Какого тебе надобно улова?
Зачем же душу окунаешь в дрожь,
Где зыбко, зябко, жарко и усладно?..
 
Но ты, искатель призрачного клада,
Однажды чиркнешь спичкой... И найдёшь.
 
* * *
 
 

…Как души смотрят с высоты

На ими брошенное тело…

Фёдор Тютчев

 

Вот и летопись грёз покидает меня,
Словно в печку не письма уходят, а годы.
Ветки судеб чужих не боятся огня –
Там летейские воды, забытые броды.
В порыжевших конвертах осколки зеркал,
Лоскуты моей памяти, древние карты,
И в погрешности их не найти озерка –
Лишь болота охот, да степные азарты...
Не заслуга, что мы не меняли коней.
Переправа права – нас сама изменила.
За родным табуном столько загнано дней,
А на глупость вовек не иссякнут чернила.
Только спешились мы, не спеша, по-людски.
Всё не зря: удержи занесённую точку!
Предстоит еще выгрести пепел тоски
И единственный брод отыскать в одиночку.
 
* * *
  

От всего человека вам остаётся часть Речи...

Иосиф Бродский

 
Я считаю дни, вычитаю дни. Как неровен день, неровён и час:
набегут из тьмы – темы... Кто они? Мучает прилог, а предлог лишь часть
речи, каковой оправдать нельзя торжище страстей. Торжество чумы...
Снова – губы в кровь, и иду скользя, не касаясь душ, обходя умы.
Поднимусь опять, упаду – так вновь, дрогнула душа – попадаю в бровь,
прибавляю день, вычитаю ночь и дерзаю, дщерь, и блуждаю, дочь...
 
Ода зиме
 
Стоит глубокая зима – Божественное время года,
вся – очищенье для ума, для тела – испытанья ода.
Кораллы белые кустов плывут искрясь в надзимнем мире.
По наведению мостов нет лучше мастера в помине,
что по наитию во тьме сцепляет гранями кристаллы.
И зодчих равных нет Зиме: так роща храмов вырастала
за ночь в аллее городской... Велик холодный белый камень!
Стоишь с мирской своей тоской и веришь зябкими руками
в податливую плоть воды и пламя творческой десницы...
…Зимою так цветут сады,
как только может им присниться!               
 
* * *
 
Молюсь ли я, шепчу, как сад, по кронам дней твоих листвой, –
я только глиняный сосуд – хранить сладчайший голос твой.
Нет... Я всего лишь книга снов, и вспоминаюсь, как латынь,
а мне бы просто горсткой слов упасть на нотную ладонь,
чтоб звук, дохнувший мне „Живи!“, в твоих устах не остывал,
сгорал, как день в окне любви, и воскрешать не уставал...
 
* * *
 
…Кто вел меня, не Ты ли, Бог?
За руку, под руки, за шкирку,
И жизнь ложилась под копирку
Прозрачную от слов «любовь».
Сквозь почерк мой наискосок:
Блик отраженных каллиграфий,
Лик чёрно-белых фотографий
И пульса ломкий волосок.
 
* * *
 
Остановить в стакане время чаинкой, высохшей на дне,
помаркой, сам себе аврелий, где вечный август на стене
и на фронтоне профиль стёрся до юлианских идиом,
и ждать дождя-каменотёса, – дождём единожды идем.
Ночник… дневник… себе посланья, вся прихотливость их календ.
Зла вовсе нет, да просто зла нет на невозможность встать с колен,
чай заварить, задраить окна, увидеть в ливне глыбу льда
и письма спрятать под замок, но... Продаст потомок для суда
поток сознания в потёках испарины c исподних строк,
где заблуждается в потёмках чужих отдушин ветерок.
 
* * *
 
За седьмым сургучом вдруг открылся твой свиток добра:
Беззаконие буквы и следом – подмётная ложь.
Вороненым пером не исправить удар топора!
И не щепки, а кляксы – поскольку ты в городе – луж.
Сбросишь грязь и летишь на другой континент –
                                                                           снова дождь.
Сколько благ ни дари, обличит опечатки печать.
Ты её вырезал, подкупал, даже вымолвил: «Даждь
Нам днесь...»
                        Днесь и дождь, и ему – не подмётки сличать...
Пляшет мертвая литера в графстве бессмертных графем!
Наваждения дождь... наводнение... ноет потоп...
Только в метрике зла, где не словлена птичка в графе,
Было солнце, а пятна... нашел уже кто-то потом.
          
Осипу Мандельштаму с любовью в декабре*
 
Притихшая от срама слава,
в тиши звенящая тщета –
безжалостная пуля слова
сквозь ветер в черепе шута.
Встревожен улей пуль жужжащих
осечкой пасечника: «Ша!»...
Да, жизнь – одно из подлежащих,
какими ранена душа.
Душа, ты – схимница, а тело –
святая ветошь, горний прах.
Да, жизнь летела оголтело
на всех парах.
Остановил ее прохожий,
нашёл предлог...
Над кандалами из прихожей
повис на ниточке звонок.
О чем поёт приморский щёголь,
молчит щегол.
Да, жизнь была розовощёкой,
была – глагол...
 
---
*Стихотворение написано в ответ на катаевский пасквиль «АМВ».
Осип Мандельштам умер в декабре, под самый Новый год.
 
* * *
 
Под вечер, разбирая почту из века прошлого ко мне,
Я не корю его за то, что там бродит истина в вине.
И жжёт вина, везёт кривая… Овал петли... провал... свеча...
Там, обезглавленность скрывая,
стихи наотмашь бьют – сплеча.
Потом их жгут или воруют, их списки слепнут в темноте...
Создатель гибнет в нищете, пока издатели жируют.
Горит душа светло и вечно, черновиками топит печь.
Там лоно мысли – безупречно. И потому бессмертна речь.
 
Ruthenia
 

Памяти Евгения Золотаревского

 

В мудром таинстве детства загадка...
Рана сердца сквозь ребра видна.
Выпадает из жизни закладка,
пожелтела от крови она.
Под обложкой – пигментные пятна,
заскорузлый пергамент лица,
что ж ты, совесть, была неопрятна
и дары отдавала обратно,
и тельцом попрекала отца...
На страницах твоих позлащённых,
возвращая любовь на круги,
чередой воскресений прощёных
обращались друзьями враги.
Как теплы междустрочия эти
челобитного в осень листа.
…Возвращаются  блудные дети
с четырёх оконечий креста.
 
* * *
 
Эти строки соткались из снов наяву:
Чуть смущаясь, мы вышли в заснеженный сад,
Позади на веранде оставив канву
Нашей встречи последней лет десять назад.
И стежок за стежком – по канве, по канве,
От намёка к намёку, от пауз до уз...
Ах, какой это сладостный на сердце груз:
Лихорадочно медлить, вскрывая конверт,
И качаться всем телом в сомнении волн,
И себе по ночам беззастенчиво лгать,
Понимая, что сны – невесомая гать,
Каждый полон друг другом, и снова не полон.
Но срываются письма, вскрывается лёд,
Потому как они черновичная тьма,
И не стоят их смыслы и тени письма
От руки, выводящей одиннадцать лет
В предзакатный арбузный протаявший снег,
От гостиного жара – в озноб на крыльце,
И кольца холодок на горячем лице –
По канве, по канве бормотанья во сне...
 

декабрь 2009

 
* * *
 
Тот кто понял, что жизнь велика и мала без конца,
И кто принял её без условий и сделок на час,
Тот умеет входить в этот ворох судеб без лица
И кончаться без скорби и боли, едва лишь начась.
 
Золотой промежуток. И если убрать суету,
Он до края наполнен, напоен покоем любви.
В сердцевине его мы очнёмся с тобой на мосту.
Видишь, время под нами, но ты его вспять не зови.
 
Кто нам сводит мосты, и как оценить этот дар?
Не отречься с плеча, не убиться за право владеть.
Просто раз догореть до золы от земного стыда.
И смешаться с землёй. Или по ветру честно лететь.