Ольга Подлесная исповедует принцип «В стихах главное – смысл. Чем стихи проще, тем они понятней и ближе читателю». Так она говорит. Хотя это не о её стихах сказано: «Не празднично увиты, А буднично тихи...», – но кажется, что это именно о ней.
Как и многие из нас, Ольга училась писать у классиков Серебряного века. Мне иногда чудятся в её строфах пастернаковские интонации.
И, однако, всё сказанное – сплошные противоречия и полуправды.
Попробуем разобраться.
Ольга росла в семье интеллигентов-шестидесятников, где честность почиталась превыше всех добродетелей. Объектом ненависти и презрения были мещанские ценности, делание карьеры, просиживание штанов на собраниях или работа ради денег. Вопрос о смысле жизни решался просто: построить дом, вырастить ребёнка и посадить дерево. С детства она прониклась верой в труд, в социальную справедливость, в то, что своё дело нужно делать на совесть. Отсюда такая ясность и прямота взглядов и идеалов её лирической героини, почти декларативность некоторых стихотворений. Отсюда же, из детства, – тождество между любовью и семьёй, вера в то, «что когда-нибудь Добро победит в борьбе со злом».
Поэтому её стихи так прозрачны и светлы, и даже трагическое в них – жизнеутвердающее. И, может быть, поэтому она училась, отрицая своих учителей, стремясь к максимальной простоте формы.
Но эти прекрасные представления о жизни ежедневно сталкивались с эпохой. А эпоха спивалась, расслаивалась, медленно, но неотвратимо идя к страшному в своей будничности краху.
Меня учили петь с закрытым ртом,
Рассказывать про то, да не о том...
Стихи конца семидесятых и восьмидесятых годов пронизаны этими двумя встречными потоками: бескомпромиссная любовь к жизни – и тревога, неуспокоенность, предчувствие трагедии.
Более поздние, зрелые стихи Подлесной поражают беспощадно острой постановкой социальных и личных проблем – и всё той же неукротимой жаждой жизни, верой в счастье.
Не стану навязывать своего мнения о том, что именно – талант или просто дух противоречия – заставляют эту сторонницу простоты и точного выражения мыслей всё время искать новых средств выразительности, осваивать всё более изощрённые приёмы поэтики. Но я уверен, что не найдётся ни одного читателя, который назовёт стихи Ольги Подлесной зарифмованными лозунгами или афоризмами, который не почувствует в них глубинной музыки, дыхания настоящей поэзии.
Вот такой перед вами поэт. Взгляд на мир, полный воздуха и красок, широко распахнутыми глазами. Умение смотреть на Солнце, не щурясь, – как Ходжа Насреддин.
Виктор Харламов Ольге Подлесной 21 сентября 2015 года
Юрий Черкашин Ольге Подлесной 18 января 2010 года
Надежда Ольге Подлесной 26 августа 2008 года
Михаил к подборке «От Сотворенья до Армагеддона» Ольги Подлесной 9 февраля 2007 года
Добавить комментарий