Житие души – особенно важная тема для поэта. Но тема эта важна и сама по себе. Душа – загадка жизни. Мы знаем нашу психику, но душа наша собственная порой скрыта от нас самих и живёт своей собственной, неизвестной нам жизнью. И голос её тихий иногда не слышен, заглушен воплями нервных страстей и стонами телесными. И вот тут-то приходит на помощь настоящая поэзия. И нельзя удержаться, чтобы не процитировать лучшее (по мне) стихотворение Вячеслава Куприянова. Славные строки:
Когда душа отторгнута от тела,
восторг мгновенный: наконец не тесно!
И вдруг сникает в поисках предела
и в страхе постигает: бестелесна…
И невозможно, нечем оглянуться,
чтобы увидеть то, что ныне прах,
то, что её носило на руках
и не давало спрятаться, замкнуться,
то, в чём её порой бросало в дрожь,
чему души порой так не хватало,
что – смертное – бессмертной рисковало
и верило: меня переживёшь…
И вот она летит, не зная: что я?
Среди живых уже ей места нет,
и, мёртвое пространство беспокоя,
другой души нащупывает след.
Верлибры – свободные стихи сам автор определяет как «литературный жанр, симметричный прозе относительно поэзии». Чтобы поверить эту алгебру гармонией, надо обратится к самим верлибрам Куприянова, который, как известно его современникам, является одним из классиков этого жанра в новейшей русской словесности наряду с Владимиром Буричем, Арво Метсом, Геннадием Алексеевым. Легче всего цитировать самые короткие его верлибры, близкие к афоризмам:
Эпидемия
свободы:
Самые опасные
бациллоносители
люди
переболевшие
любовью
К сожалению, никто не исследовал новейший русский верлибр в его отношении как к зарубежному, так и отечественному – из первой половины ХХ века. Нет и сравнительных работ, кроме опять-таки статей самого Куприянова о своих соратниках Буриче и Метсе. Это остаётся задачей, выходящей за рамки небольшой рецензии. Можно только отметить разнообразие – как содержательное, так и стилистическое свободных стихов Куприянова. По ритмическому рисунку цикл «Из жизни одного короля» напоминает пушкинские «Песни западных славян», а «Видеоклипы» искусно используют цитатную поэтику постмодернизма, здесь этот принцип продуктивно пародиен уже к самому постмодернизму. Частым приёмом можно назвать плодотворное применение фольклорных единиц языка, пословиц, поговорок, крылатых выражений. Многие из свободных стихов Куприянова давно уже просятся в качестве образцов в различные хрестоматии, например «Урок пения»:
человек
изобрел клетку
прежде
чем крылья
в клетках
поют крылатые
о свободе
полета
перед клетками
поют бескрылые
о справедливости
клеток
Александр Майсюк
* * *
Вячеслав Куприянов – поэт, с книгами которого я живу вот уже 15 лет. Были трудные времена, когда слабой душе казалось: поэзия не переживёт ХХ век, а вместе с ней и её читатели останутся в прошлом. Но стихи Куприянова выжили и продолжают жить, а вместе с ними и я как читатель продолжаю здравствовать. Он всегда много и успешно печатался, издавал книги, выстраивая свой литературный мир, отстаивая своё поэтическое время. Он жил и продолжает жить в литературе, независимо от того, какой флаг поднимают профессиональные знаменосцы над страной и планетой, потому что никогда не молится цветам флага, а придерживается направления поэзии, как в регулярном стихе, так и в верлибре. С ним можно не соглашаться, спорить, но поэта Вячеслава Куприянова всегда интересно читать – как раннего, так и нынешнего.
галина ульшина Вячеславу Куприянову 9 февраля 2015 года
Добавить комментарий