«Я шёл от ада к раю…»

«45»: Постоянный автор нашего издания Елена Зейферт предлагает вниманию читателей альманаха материалы, связанные с творчеством Юрия Мамлеева – одного из культовых писателей современности, основателя нового литературного течения – метафизического реализма…

 

Из книги судеб. Не имея реальных перспектив по изданию своих произведений в Советском Союзе, Юрий Мамлеев в 1974 году эмигрировал в США, а затем, в 1983-м, переехал во Францию. Жизнь на Западе открыла перед писателем широкие возможности для публикаций в европейских и американских издательствах.

Произведения Мамлеева хорошо знают в Германии. На немецком языке вышли в свет его книги «Убийца из Ничто» («DerMorderausdemNichts», Вена, 1992) и «Смерть эротомана» («DerToddesErotomanen», Зальцбург, Вена, 1998). Его тексты вошли в сборник «Русские авторы рассказов конца XX в. Антология» («RussischeErzaehleramEndedes XX. Jahrhunderts. EineAnthologie», Berlin, 1995). В октябре 2003-го известное германское издательство «Зуркамп» выпустило в свет знаковый роман Юрия Мамлеева «Блуждающее время» в переводе на немецкий.

В 2000 году писатель получил в Германии высокую награду – знаменитую Пушкинскую премию.

После всем известных изменений, подвижек в официальной идеологии Юрий Мамлеев одним из первых вернулся на родину, где уже с начала девяностых его произведения начали широко публиковаться.

Юрий Мамлеев (в прямом русле оформившейся ещё в XIX веке русской традиции) – не только писатель, но и философ, основоположник философско-патриотической доктрины «Вечная Россия», изложенной в его одноимённой книге, увидевшей свет в 2002 году.

В ком живёт русская душа?

Мне посчастливилось стать участницей двух весенних акций, связанных с творчеством этого удивительного человека. 29 апреля в Центральном доме литераторов в Москве, накануне выхода новой книги Юрия Мамлеева «Русские походы в тонкий мир», состоялся его творческий вечер. Организатором мероприятия выступил дискуссионный Клуб метафизического реализма.

Книга «Русские походы в тонкий мир» включает в себяроман «Наедине с Россией» и исследование стихотворений русских поэтов о России «Метафизический образ России».

Символично, что новая книга Мамлеева увидела свет в год 200-летия Гоголя. Русский классик XIX века искал тип идеального русского человека (второй том «Мёртвых душ»), его поиски как писатель и как философ продолжил Достоевский («Идиот»). Мамлеев ставит задачу другого плана. Он ищет идеальную Россию и находит её в сфере метафизической. Он развивает мысль о синхронном бытовании нескольких Россий в параллельных мирах. Россия является столь мощной метафизической реальностью, что способна иметь свои воплощения, кроме земного, и в иных мирах.

Главный герой нового романа Мамлеева Арсений Русанов получает возможность попасть в одно из параллельных бытований России, называемое автором «Рассея». В сиянии феномена «Рассея» земная Россия воспринимается как тёмная сторона солнца, проекция Рассеи. Но Россия беззаветно любима – и героем, и автором – с её полнотой жизни, болью, раскаянием, очищением.

Ведущий творческого вечера, председатель Клуба метафизического реализма Сергей Сибирцев обратил особое внимание на явление Юрия Мамлеева как на феномен русской словесности, культуры, философии. Новая книга писателя призвана подсказать читателю, каким образом тоньше прислушаться к самому себе.

Участники творческого вечера получили возможность услышать объяснение философской доктрины «Россия Вечная», положенной в основу романа «Наедине с Россией», от самого автора. Юрий Витальевич говорил спокойно, уверенно, тоном зрелого, достигшего высоких творческих и жизненных результатов человека.

По многим источникам, России в будущем предстоит стать духовным центром мира. Сокровищница страны, её классика, которая ещё не вся нами прочтена, позволит русскому человеку увидеть свою настоящую суть и показать всему миру настоящую суть России.

Доктрина «Россия Вечная» не является национализмом, простым патриотизмом (она шире патриотизма), религией. Это – учение, мировоззрение.

Русский человек – тот, кто живёт в русском мире, говорит и мыслит на русском языке, считает Россию своей Родиной. Не только в русском от рождения, но и в иностранце может воплотиться русская душа.

Мамлеев рассматривает русскую идею как мировоззрение, то есть нечто значительно большее, чем идея. Его «Россия Вечная» включает в себя Древо России, представленное русской поэзией, русской прозой, русской философией, православием, народными религиозными сектами, древним мировоззрением, диалогом «Россия и Восток». Мамлеев изучает труды последнего мэтра русской идеи Бердяева, «Котлован» Платонова, кафкианство как ситуацию современного мира, сказку как реальность, современное восприятие Розанова, а также приводит и анализирует избранные стихи русских поэтов.

Выступая на вечере, писатель процитировал ключевые стихотворные строки как концепты своей доктрины. Это строки Лермонтова, признающегося себе и читателю: «Люблю отчизну я, но странною любовью! / Не победит её рассудок мой».Это Есенин с его стихами:«Но люблю тебя, родина кроткая! / А за что – разгадать не могу». Это строки Блока, сказавшего: «Ты и во сне необычайна. / Твоей одежды не коснусь. / Дремлю и за дремотой тайна, / И в тайне – ты почиешь, Русь»; «Россия, милая Россия, / Мне избы серые твои, / Твои мне песни ветровые, – / Как слезы первые любви!». Это лирика Волошина: «Сильна ты нездешней мерой. / Нездешней страстью чиста. / Неутолённой верой / Твои запеклись уста. / Дай слов за тебя помолиться, / Понять твое бытиё, / Твоей тоске причаститься, / Гореть во имя твоё».И стихи Тютчева: «Умом Россию не понять, / Аршином общим не измерить: / У ней особенная стать – / В Россию можно только верить».

«Россия Вечная» не имеет отношения к политике, хотя и отстаивает право человека на защиту его быта и бытия государством и право государства на самодостаточность.

Доктрина возникла на основе глубокого анализа русской культуры. Во-первых, когда Юрий Мамлеев жил в эмиграции и к тому же был отрезан от Родины, он поразился, как сильна ностальгия по России. Русская эмиграция резко отличается от других. Причины этой непохожести отражены в русской классике, особенно в поэзии. Во-вторых, импульсом для создания доктрины стало знакомство с метафизикой Данте. В поисках многих ответов Мамлеев погрузился в русскую культуру. «Прозрение поэта стоит больше, чем кровь мученика», – говорится в Коране. Поэт сам может даже не понимать, за какие пределы он вышел.

В русской классике Россия предстаёт определённой загадкой. Любовь к ней больше, чем к Родине. Русский человек всегда стремится выйти за пределы данности, он не терпит завершённости. Русь – великая тайна. Стихотворение Тютчева«Умом Россию не понять…» Мамлеев охарактеризовал как «совершенно великое стихотворение, которое в то же время объяснимо»: Россия – объект веры, её нельзя понять рациональным умом. Есть сверхрациональный ум интеллектуальной интуиции, им можно понять Россию.

Россия представляет собой не просто страну, это нечто гораздо большее, чем страна. Это некая метафизическая реальность. Россия не Запад и не Восток, это самобытная цивилизация. Она выходит за пределы исторического процесса, русская идея не укладывается в рамки истории, она не может существовать только в рамках земного бытия и неизбежно будет воплощаться в других мирах. Существует несколько Россий: так, Космологическая Россия есть продолжение России Исторической. Русская идея в своём высшем выражении, первичная реальность – это Россия Вечная, остальные миры – её проекции. Доктрина «Россия Вечная» может напоминать безумные идеи, но именно такие идеи приводят к прорыву.

 

Отрицание… отрицательных героев

 

Новый роман Мамлеева полностью противоположен художественным произведениям, созданным им прежде. «Я шёл от ада к раю», – сказал Мамлеев. В его новом романе нет отрицательных героев. Идеальный образ России – это то лучшее, что есть у нас самих. Она обладает для русских людей сверхценностью, выше которой только Бог. Россия Вечная – не утопия, это мы сами в лучшем своем проявлении. Образ России в своём романе Мамлеев даёт подчёркнуто, чтобы сделать его максимально зримым. По движению повествования автор назвал свой роман «в известной степени приключенческим».

Юрий Мамлеев привёл мнение Льва Данилкина, высказанное автору по телефону: «Это удивительная книга, я таких раньше не читал».

Выступивший на вечере Эдуард Балашов, имея в виду вынужденную эмиграцию Мамлеева, подчеркнул, что «большое видится на расстоянии»: отрезанный от России, Мамлеев увидел её истинную суть. «Через русский язык можно придти к истине», – заметил Э. Балашов.

Андрей Бычков сказал, что феномен Мамлеева – это именно русский феномен. Благодаря метафизике дар Мамлеева стал уникальным – Бычков не знает другого автора из либерального лагеря, кто бы смог выйти за пределы социально-политической проблематики. Ю. Мамлеев для Бычкова – русский андрогин, соединяющий в себе несочетаемые вещи (великая мать и великий отец одновременно). В Мамлееве много дионисийского (в дионисийстве боль и страдание нерасторжимо связаны с наслаждением), но он склонен и к аполлонической структуре – системоустройству, мироустройству. Метафизический язык Ю. Мамлеева очень современен. К примеру, писатель прибегает к периферии, к той сфере, где нет жёстких правил игры, – такова тема юродства, категории, очень плодотворной для русской культуры. Дистанцироваться можно только в искусстве, только в священном безумстве – Бычков обнаруживает в творчестве Мамлеева связь с «теорией шизоязыка» Ж. Делёза.

Вадим Месяц выразил восхищение феноменом Ю. Мамлеева и признался окружающим, что у него самого именно в разлуке с Россией, в рациональном мире Америки зародился интерес к тонким мирам, и он благополучно вернулся в Россию, на этот «гигантский материк». Духовное мерцание России очевидно!..

Доктор философских наук Пётр Калитин подчеркнул, что Юрий Мамлеев не осмысляет, не интерпретирует, не пропагандирует Гоголя, а именно продолжает его по линии «русский писатель = философ». И по этому критерию рядом с Мамлеевым нельзя поставить ни одного другого современного писателя. Юрий Мамлеев строит мосты в бездне…

В сдержанном диспуте с материалистом, профессором-физиком Игорем Горячевым, выступившим на творческом вечере, Юрий Мамлеев сказал, что в каждом человеке заложено добро, но трагедия неверующего человека в том, что ему отрезали путь к бессмертию. «Если бы материализм был бы прав, я бы предпочёл не рождаться», – заключил Мамлеев.

Уникальность доктрины нашего современника, на мой взгляд, заключается уже в том, что он не просто ищет идеальный образ России, как это пытались делать и другие философы и художники, а находит его как метафизическую реальность. Мамлеев фокусирует внимание на положительных чертах русской души, создавая поле для подражания им и для формирования новой русской личности.

 

Над мистической глубиной

А в мае, всё в той же Белокаменной прошла необычная презентация сайта Юрия Мамлеева. Начало действа – причал напротив «Экспоцентра», продолжение – на борту корабля «Сильвер». Юрий Витальевич и его супруга Мария приехали пораньше и радушно встречали гостей на палубе.

Мы плывём и в иллюминаторы видим: каюта клуба «Челюскин» погружена в воду. И под нами, и над нами – кубометры стихии, в которой обитают иные существа, что подчёркивает метафизику бытования человека, протекание нашей жизни в ряду разных миров, реальностей, измерений. Мы висим над мистической глубиной…

Другая реальность – одна из моделей, проекций мира и Интернет. Зайдите на сайт Юрия Мамлеева по адресу http://mamleew.ru/. Здесь зеркало реального бытия писателя. Web-проект Юрия Мамлеева знакомит с биографией писателя (о которой Сергей Сибирцев на презентации сказал, что она достойна романа и обязательно найдётся человек, который напишет книгу о жизни Юрия Витальевича), даёт его библиографию и полнотекстовые версии пока отдельных произведений. Сайт способствует продвижению проектов Ю. Мамлеева, в первую очередь его глобальной доктрины «Россия Вечная». Создаются виртуальные фото- и видеогалереи. На сайте работает новостная линейка и ведётся оживлённый форум. Каждый желающий может зарегистрироваться здесь и написать сообщение другим участникам проекта, в том числе самому ЮМ.

Дизайн сайта подчёркивает метафизическую природу творчества Юрия Витальевича – выбран чёрный с голубоватой звёздной крошкой фон, словно стилизованный под космический простор, на верхнем «фасаде» – серо-голубые, мистические силуэты дерева и храма.

Ведущий вечера, председатель клуба метафизического реализма Сергей Сибирцев предоставил слово директору сайта Дмитрию Коледину, который рассказал о рассказал о своём видении web-проекта, а затем с гостями общался герой виртуальной реальности.

Юрий Витальевич обратил внимание на статьи, размещённые на сайте. В частности, на свою работу «Русская классическая литература как метафизическое явление», опубликованную в журнале «Империя духа». Нынешнего понимания русской классики недостаточно, нужно новое прочтение русской литературы. Остался некий пласт, который до сих пор не раскрыт. В своих работах Ю. Мамлеев говорит о сверхгениальности Толстого и Достоевского.

Ю. Мамлеев ещё раз показал, что в русской культуре на уровне откровения содержится высокое осознание правды, лежащей в русской душе. Любовь к России не мотивирована, как не мотивирована, необъяснима любовь вообще. Достоевский в «Записках из подполья» говорил: «Не нужно гармонии, я иду во что-то другое». Любая завершённость чужда русской душе. Если человек связан с Богом, то есть с Бесконечностью, ему всегда откроется новая тайная дверь. В Космологической России идёт завершение России исторической. Каждый народ представляет собой особую мысль Бога. Россия Вечная и есть замысел Божий…

Творчество Юрия Мамлеева претерпело уникальную метаморфозу, пройдя путь от, по словам Сергея Сибирцева, «чудовищно-страшного и прекрасного» романа «Шатуны» до новой книги «Наедине с Россией». С. Сибирцев вручил Ю. Мамлееву энциклопедию «Знаменитые люди России», в которую вошёл и очерк о Юрие Витальевиче.

Обозреватель «Независимой газеты» Михаил Бойко уже выступил в печати со статьёй о новой книге Ю. Мамлеева «Наедине с Россией». На вечере он заметил, что как в черепной коробке уживаются два полушария, так в книге бытуют роман и философский трактат. Издание под одной обложкой художественного и философского трудов – это средневековая традиция, и в данном случае Юрий Мамлеев возрождает её. Бойко назвал Мамлеева автором, за текстом которого стоят конкретные идеи. В наше время, когда удручает засилие информационного шума, текстов ни о чём, без месседжа, всё чаще думаешь об оскудении литературы. Юрий Мамлеев – редкое, отрадное исключение.

Юрия Витальевича приветствовали его друзья и ценители таланта. Поэт Максимилиан Потёмкин сказал, что Ю. Мамлеев давно вышел за рамки системы координат и ценностей, заняв сверхпозицию небожителя. Доктор исторических наук Максим Дубаев пришёл к выводу, что потерянное поколение европейцев в состоянии кризиса духа теперь обратилось к русской литературе и именно к тем произведениям, которые раскрывают философский дух России, – текстам метафизического реализма. Юрий Мамлеев, настоящий знаток философии, выступает в роли учителя, с помощью которого человек постепенно получает знания. И то, что ранее пугало как непонятное, открывается и преображает человека.

Юрий Мамлеев завершил официальную часть вечера такими словами: «Существует Россия духа, Россия культуры. Историческая Россия находится в тяжелейшем положении, она страдает, и ей нужна помощь. Силы человек черпает сверху – от Бога, от духа. Страны, которые создали величайшие духовные культуры, продолжают жить тысячелетиями. Россия будет жить вечно».

Органичной частью вечера стало неофициальное клубное общение, поэтические песни Елены Орловской на стихи поэтов «серебряного века», концерт рок-группы «Дорога» с песнями на стихи русских классиков и современных поэтов с мотивами из русской классики, медитативными и экспрессивными композициями…

А за иллюминаторами жили своей жизнью Москва и Москва-река.

 

Елена Зейферт

 

Иллюстрации:

портрет Юрия Мамлеева;

писатель с женой Марией;

обложка книги «Русские походы в тонкий мир»;

эпизоды презентации сайта Юрия Мамлеева на Москва-реке.