…На излёте семидесятых пришёл я вместе со своей женой Людмилой в гости к Генриху Сапгиру.

В ту пору мы с нею везде ходили вдвоём.

Потом у нас появились дети – и стало нам уже не до хождений по знакомым и друзьям.

А тогда, в короткий, от лета семьдесят восьмого до лета семьдесят девятого, период нашей свободы от семейных проблем, от житейских бессчётных забот, которые следует прямо назвать попросту выживанием, были мы с Людмилой неразлучны и охотнейшим образом навещали симпатичных нам и приятных, интересных для нас людей, – да и к нам они часто заглядывали.

Когда Людмила выходила за меня замуж, она прекрасно знала, за кого выходит и на что идёт.

Ведь известность моя – и в богемных кругах, и в других, где любили поэзию, и в Москве, и по всей стране, – была тогда велика.

Не менее велика была и молва всеядная – о бурной и беспокойной тогдашней моей жизни.

Однако, молва – одно, а человек – другое. 

И Людмиле, женщине мудрой, интересен был я – поэт, ну а дорог я – человек.

 

Уж такой, как есть. С недостатками.

И с достоинствами. И с возможностями.

С тем, что было во мне заложено.

Что раскрыться могло вполне.

С тем, что было живым, интересным.

С чем-то странным, почти чудесным.

С неким светом, земным и небесным.

С тем, что дорого было вдвойне.

Словом, тайна. Древняя кровь.

Радость. Молодость. И – любовь.

 

Ну а кроме того ей однажды, когда-то совсем давно, задолго до этого жизненного, её несомненного подвига, ставшего для меня спасением, не иначе, вдруг возникшая перед нею, подошедшая к ней сама, незнакомая, разумеется, проницательная цыганка, посмотрев ей в глаза и взглянув на ладонь жарким оком своим, увидав судьбу её сразу, с полным знанием дела, уверенно, как по книге незримой, раскрытой там, где следует, нагадала, что супругом её окажется не простой человек, но поэт.

        

Вот и встретились мы с Людмилой. Над бездомицею постылой с небывалой доселе силой чувства вспыхнули. Ожил взгляд. 

Пели Ангелы. Птицы пели. Две звезды в небесах горели. Было это давно. В апреле. Четверть века тому назад.

Где бы ни были мы – повсюду восклицали все: это чудо! Эта пара – она откуда? Не из рая ли? Что сказать!

Мы и сами того не знали. Но отчётливо понимали: нити, видимые едва ли, удалось нам во мгле связать.

Словом, счастливы были. То-то явь похожа была на сон.

И неслыханные щедроты стали музыкой вне времён.

Многоликий и многокрылый, был пред нами распахнут мир.    Познакомил меня с Людмилой – разумеется, Генрих Сапгир.

Генрих Сапгир

...Середина московского дня. Сердцевина его. До вечера – далеко. До ночи – тем более. День – и свет. Свободный. Живой.

Свет – и цвет: синевы, расплёснутой в ясном небе над всеми вёснами, а над этой весной – особенно, – и, конечно же – над Москвой.

 

Дом сапгировский, всем известный.

Посреди высокого дня.

В стороне от всякого шума.

Во дворе. Подальше от улицы.

Но зато – поближе к природе.

Пусть хотя бы на шаг. Всего лишь.

Но и это уже существенно.

Потому что – росли здесь деревья. 

И стояла здесь – тишина.

Дом. Скорее – флигель. Скворешник.

Или нет – волшебный ларец.

Или, может быть, маленький замок.

Так могло показаться некоторым.

Было что-то в нём – театральное.

Что-то – вроде бы зазеркальное.

Потому что жил в нём – поэт.

 

...И вот открывается дверь квартиры на первом этаже – и седой, темноглазый, усатый Генрих встречает нас на пороге, приветливо улыбаясь, – и весёлые говорит слова, и приглашает зайти к нему, и ведёт в свою комнату с большим окном, толстыми стенами и высоченным потолком, напоминающую некий сказочный чертог, – настолько своеобразна она и разительно непохожа на прочие, более обыденные и даже, к сожалению, по-советски стандартные, столичные обиталища богемных служителей Муз, – и вас окружают картины, и книги, и старые вещи, и сказки, и всякие россказни, и новости, и легенды, и тайны, – и загораются, наверное, сами собою, в подсвечниках тёплые свечи...

 

Так хотелось бы говорить.

В настоящем – и только! – времени.

В настоящем. Но – не в прошедшем.

Но придётся мне говорить, как ни грустно,

                             – в прошедшем времени.

Да, в прошедшем. Уже – ушедшем.

Грань какую-то перешедшем.

За черту шагнувшем незримую.

Чтобы – в прошлом быть. Навсегда.

Нет Сапгира на свете. Странно.

Мгла безмолвна. И тьма – безгранна.

Отрешенье – весьма туманно.

Где он? С ним ли – его звезда?  

В прошедшем – за гранью – времени.

В сиянии, а не в темени.

Мы пришли с Людмилой к Сапгиру, поскольку звал он к себе. Повод был простой – пообщаться.

В общении с Генрихом столько уж лет всегда присутствовал – свет.

На то он и был – поэт.

У Генриха был в гостях Миша Ерёмин.

Замечательный, по-моему, поэт.

Стихи его я давно любил. Когда-то, ещё в шестидесятых, Леонард Данильцев принёс мне большую самиздатовскую перепечатку его вещей. Предельно лаконичные, почти всегда всего-то в восемь строк, с огромной концентрацией мысли, тайны, чувства, прозрений, парадоксов, обострённо-зоркого взгляда, отточенной фразы, изумительной ритмикой, замечательной новизной восприятия мира, казались они фрагментами некоего небывалого эпоса, находками, наподобие археологических, частиц особой, почти не соприкасающейся с другими, цивилизации, оригинальны были совершенно во всём, и это была – поэзия.

Самого же Мишу не приходилось мне видеть.

И вот – познакомились.

Оказался он замечательным человеком.

Бородатый, умный, живой, питерский – но без общепитерского какого-то налёта, по которому сразу порой узнаёшь петербуржцев, – нет, вид у него был более южный, что ли, азиатский даже, – может быть, потому, что жил он годами вдали от Питера, в Средней Азии, где переводил кого-то, а вот кого именно и что именно – уж не помню, да он и сам не вдавался в подробности, – ему было радостно услышать от меня хорошие слова о его стихах, и это было не просто внимание, но понимание, и он это сразу же понял, и разволновался, и мы как-то вдруг, сразу же, нашли с ним общий язык, и стали понимать друг друга с полуслова, и разговорились, – бородатый, невысокий, но крепкий, прихрамывавший – оттого, что когда-то, в молодости, не желая компрометировать свою даму, выпрыгнул он из окна с высокого этажа и повредил ногу, – образованный просто блестяще, остроумный, искренний во всём, деликатный, воспитанный, но и вполне богемный, свой, – Миша Ерёмин говорил со мною, и минуты шли за минутами, а нам с ним просто-напросто общаться было интересно, вот мы и разговаривали.

Генрих был рад тому, что мы наконец познакомились.

И Людмила моя тоже ощутила в Мише Ерёмине – подлинность. Чутьё на людей у неё – редчайшее. Мишу – она признала.

Генрих проявил себя, как и всегда, радушным хозяином.

На столе появились – обильная выпивка и хорошая закуска.

Мы, трое поэтов, и моя жена Людмила вместе с нами, – выпивали в охотку и с удовольствием беседовали.

Михаил ЕрёминДень, казалось, вовсе не торопился никуда уходить.

За высокими окнами было светлым-светло.

И в комнате было светло.

И светлы были – наши речи.

И глаза наши – были светлы.

Генрих вдруг стал приглядываться ко всем нам.

И я заметил в зрачках его весёлые искорки.

 

Он встал. Походил по комнате. Улыбнулся нам сквозь усы. И сказал:

– Такое ощущение, что здесь три генерала на совет собрались!..

От души ведь сказал. Как думал. Повинуясь самому верному первоначальному импульсу.

Он был – прав. Как в воду глядел. Ни при чём здесь – чины любые. Или табель о рангах.

Генрих высказал по-простому, по-домашнему как-то, по-свойски, и по-дружески, разумеется, кем считает он в русской поэзии современной, новейшей, подлинной, пусть подпольной, неофициальной, но зато единственной верной и оправданной, – нас троих.

И мы с Мишей Ерёминым – поняли Генриха. Потому что была в словах его не шутка, но сущая правда.

Вот, представьте, три генерала. Пусть и так. Такие уж есть. Каждый знает – кто он таков. Знает цену – себе. Это ясно. Знает цену – ещё и другим.

Потому-то мы взяли и выпили. И добавили. А потом, поразмыслив, ещё добавили. Почему же втроём – не выпить?

И тем более, с нами была в том застолье – моя Людмила. И она-то – всё понимала.

 

Вот и выпили мы – за неё!

Вот и выпили мы – за поэзию.

Вот и выпили мы – за нас.

 

Три поэта. Три генерала. Три товарища. Свет был – с нами. День был – с нами. И мир был – с нами. Три поэта. Сапгир. Алейников. И Ерёмин. Три генерала. После бурных былых сражений – на совет втроём собрались.

Владимир Алейников

Там, в минувшем, – осталось это.

День высокий, где вдосталь света.

Три товарища. Три поэта.

Неизбежность – и благодать.

Судьбы наши – и наши речи.

Ближе к вечеру – тени, свечи.

То, что ныне – уже далече.

Вот и всё, что хотел я сказать... 

 

Иллюстрации:

Москва 70-х;

портреты трёх поэтов –

Генрих Сапгир, Михаил Ерёмин, Владимир Алейников