Вечер на двоих

В «Китайском лётчике Джао Да» состоялся интереснейший поэтический вечер. Лицом к лицу встретились два автора из разных поколений, связанные между собой 35-ю годами уникальной поэтической дружбы и памятными воспоминаниями. Евгений Волков дебютировал в литературе в конце 80-х годов с лёгкой руки Лидии Григорьевой, которая представила его в «Литучёбе». Популярный в перестроечное время литературный журнал пригласил Григорьеву в качестве эксперта. Видимо, редакция предполагала, что писательнице, приверженной классическому стилю письма, не понравятся модернистские стихи молодого поэта. Но получилось по-другому. Лидия не только одобрила подборку Волкова, но и написала к ней послесловие в стихах. Это было неожиданно. Процитирую фрагмент:

 

А мне понравилось.

И очень.

И это тоже аргумент.

И ум его не заболочен.

И много времени примет.

 

В нём время варится…

Но верится,

что стих – не атомный реактор.

И в этом пусть удостоверится

доброжелательный редактор.

 

И вот – новая встреча старых друзей. Вечер был хорошо выстроен драматургически. Как будто ввысь взметнулся фонтан цветовой музыки поэзии. Лидия Григорьева взяла на себя ещё и роль ведущей этого вечера. Стихи сопровождались её комментариями и выступлениями общих друзей.

Лидия выглядела очень эффектно, женственно, с элегантным украшением в виде золотой розы. Она читала стихи, ранее запрещённые. Одно из стихотворений бдительная советская цензура никак не хотела пропускать в печать. Тогда поэт Юрий Ряшенцев, работавший редактором в журнале «Юность», предложил Григорьевой дать стихотворению точное название – «Модильяни». Об этом рассказала на  вечере сама писательница. Её творчество всегда отличали универсальность и полистилистичность. Затем она читала стихи о любви, в память о покойном муже, поэте Равиле Бухараеве. А чуть позже – прочла стихотворение «Памятник»:

 

Один уйдёт совсем, и не найдут следов,

другого упомянут.

Я памятник себе воздвигла из цветов,

которые – не вянут.

 

Помимо талантов поэта, прозаика и фотохудожника, в Лидии Григорьевой подкупает способность вдохновляться талантами других людей. Таким образом открыла она для себя и творчество Евгения Волкова. Невзирая на то, что по своей сути он – постмодернист, его поэзия ни на кого не похожа. Это уже вроде бы и не постмодерн, а самый настоящий авангард, «высокое косноязычье», которое даровано поэту. За яркими образами Евгения стоит предельная насыщенность смыслами, глубина постижения мира. Е. Волкову в высокой степени свойственна языковая и слуховая одарённость. Игра омонимических словосочетаний становится его фирменным приёмом: «Кол о кол, кар навал, рей бред бери, ум ножа я, цел овал, поза быта, труба дур, цифер блат, горло вин, вече рам, на кол дует…». Слова собираются в одно новое слово – и опять, высвобождая энергию, расщепляются на несколько разных слов. На вечере старых друзей Евгений показал себя разносторонне и многогранно.

Слово о поэте взяла Лола Звонарёва: «Голос Евгения Волкова ранит свежестью, скрытым эротизмом. Гений места мощно отзывается в творчестве поэта. На белорусской земле существуют глубокие традиции авангардного искусства. Вспоминается творчество поэта-новатора 16-го века Николая Гусовского, писавшего на латыни. Евгений напитался энергией древней белорусской земли». В конце 90-х годов Волков, подобно Артюру Рембо, надолго замолчал. И только спустя почти 20 лет он неожиданно вынырнул через интернет из поэтического небытия и написал письмо Лоле Звонарёвой. Так началось второе пришествие Волкова в мир поэзии. И возобновились его встречи с творческими людьми, конечно, в первую очередь – с Лидией Григорьевой.

 

С приветственным словом к присутствующим обратился Олег Бабинов: «Я познакомился с Лидией и Женей в Льеже. Фестиваль запомнился мне знакомством с этими двумя замечательными поэтами. Затем я был у Лидии Николаевны в её лондонском доме. Лидия Николаевна Григорьева – живой классик, который попробовал себя во всех жанрах. Будучи, скорее, поэтом традиционным, она прониклась стихами молодого поэта-авангардиста». Критик Данила Давыдов, обращаясь к Лидии и Евгению, был краток: «Люблю вас обоих». В зале было замечено много известных людей и медийных персон. Вечер закончился дружеским общением.

 

Александр Карпенко