Судейская коллегия VI Международного поэтического конкурса «45-й калибр» имени Георгия Яропольского и редакционная коллегия «45-й параллели» представляют список финалистов сезона 2018 года!
Шорт-лист участников конкурса «45-й калибр» сезона 2018 года
- Владимир Алисов Россия, Иваново
- Анна Арканина Россия, Химки
- Алена Бабанская Россия, Москва
- Михаил Базилевский Россия, Иркутск
- Юрий Бердан США, Нью-Йорк
- Лена Берсон Израиль, Рамат-Ган
- Игорь Бирюков Россия, Владимир
- Марианна Боровкова Россия, Москва
- Никита Брагин Россия, Москва
- Аркадий Брязгин Россия, Москва
- Галина Булатова Россия, Казань
- Равиль Валеев Россия, с.Рыбачье Алушта Крым
- Анна Германова Германия, Франкфурт-на-Майне
- Анна Горелова Россия, Нижний Новгород
- Ольга Гуляева Россия, Красноярск
- Ирина Гумыркина Казахстан, Алматы
- Анна Денисова Россия, Санкт-Петербург
- Виталий Деревянченко Россия, Сургут
- Юлия Долгановских Россия, Екатеринбург
- Евгений Дьяконов Россия, Санкт-Петербург
- Александра Зайцева Россия, Астрахань
- Вячеслав Иванов Россия, Смоленск
- Рустам Карапетьян Россия, Красноярск
- Ирина Карпинос Украина, Киев
- Любовь Колесник Россия, Москва
- Виктория Кольцевая Украина, Ровно
- Марина Корсакова Россия, деревня Заянье Псковской области
- Ольга Кочнова Россия, Тверь
- Александр Крупинин Россия, Санкт-Петербург
- Егор Лемек Самуй, Таиланд
- София Максимычева Россия, Ярославль
- Виталий Мамай Израиль, Тель-Авив
- Андрей Мартынов Россия, Москва
- Инна Молчанова Россия, Иркутск
- Разувакина Наталья Россия, Екатеринбург
- Алёна Овсянникова Россия, Самара
- Светлана Пешкова Россия, Липецк
- Татьяна Половинкина Россия, Краснодар-Москва
- Екатерина Полянская Россия, Санкт-Петербург
- Галия Попова Россия, Екатеринбург
- Виктория Смагина Россия, Томск
- Клавдия Смирягина Россия, Санкт-Петербург
- Александр Соболев Россия, Ростов-на-Дону
- Павел Соловьёв Беларусь, Гродно
- Ия Сонина Россия, Москва
- Александр Таратайко Украина, Шостка
- Михаил Тенников Россия, Санкт-Петербург
- Нелли Ткаченко Канада, Торонто
- Алекс Трудлер Израиль, Беер-Шева
- Елена Уварова Казахстан, Алматы
- Ольга Флярковская-Левкина Россия, Москва
- Виктор Хатеновский Россия, Москва
- Татьяна Шепелева Россия, Воронеж
- Юлия Шокол Украина, Николаев
- Владислав Южаков Россия, Санкт-Петербург
От имени главного редактора альманаха Сергея Сутулова-Катеринича приглашаем всех финалистов присылать свои подборки для публикации на сайте «45-й параллели». Напоминаем, что стихи в подборках не должны дублировать те, что уже опубликованы в нашем альманахе, в том числе и в конкурсных подборках.
По сложившейся традиции начинаем знакомить читателей и конкурсантов с впечатлениями судей от работы в жюри, от стихов участников, а также с особым мнением, которое, как правило, бывает у каждого жюрящего. Сегодня читаем обзоры Бориса Сусловича и Владимира Узланера.
«Прохожий, остановись!»
Если бы пару месяцев назад я узнал о количестве участников конкурса «45-й калибр», это бы вызвало саркастическую ухмылку. 400 с лишним подборок! Читать-не-перечитать... Скукотища.
И вот подборки прочитаны, оценены, мы на пороге финала. Что оказалось? Слабых, вторичных, никаких – относительно немного. Интересных, ярких, неожиданных – куда больше. Проблема была не столько с отсевом, сколько с выбором. Чудеса, да и только... Таинство...
сольётся летняя вода
со светом утренним лимонным,
и сотни бабочек тогда
вспорхнут над солнечным затоном.
и никуда не улетят,
а будут виться над рекою…
полузабытое дитя
в тебе проснётся, беспокоя
текущей жизни тишь да гладь –
ему резвиться бы, смеяться
и руки в воду опускать,
и, как она, переливаться
за край.
мгновения лови –
подставив ковшиком ладони…
о, это таинство любви –
быть всё прозрачней,
всё бездонней…
Но солнечная река может протекать сквозь тело человека...
потому что – бело,
потому что – во все пределы
и во все беспределы, молочные берега.
ничего не поделать, мой друг,
ничего не поделать,
протекает река сквозь труп твоего врага.
<…>
погляди-ка, твой враг уже перетёк сквозь реку
и вобрал, и понял её – до дна.
он простил тебя, отказался быть человеком...
что осталось в нём?
ничего.
глубина одна.
А если враг сидит в тебе самом? Генетической памятью, тенью застрявшего в подкорке тридцать седьмого года.
Словно щупальца чудища дошлого
или цепкие пальцы мента,
выдвигаются страхи из прошлого
и впиваются в низ живота.
<…>
По частям и распята, и продана,
и священна во веки веков,
что ж ты делаешь с внуками, Родина,
на глазах у твоих стариков?
А защитой от окружающего беспредела, «последним пристанищем», дающим нашей жизни смысл, оказывается поэзия.
Последнее пристанище – стихи:
приют, надежда, гибель, воскресенье,
отмоленные, наконец, грехи
и чьё-то безымянное спасенье...
Я – каторжник, я – полупроводник,
такая вот сизифова работа:
услышать звон и записать в дневник
потерянные разумом частоты...
«Такая вот сизифова работа»: переносить в «мир прошлого» «текущие события и мысли», следуя завету юной Марины Цветаевой, вынесенному в заголовок этих заметок:
Остановись, прохожий, оглянись –
мир прошлого, живущий в нас, не меркнет,
на вертикаль нанизывая дни,
как тонкие, прозрачные конверты.
И, чувствами прописывая в них
текущие события и мысли,
мы отправляем время в нас самих –
короткими фрагментами, как письма.
Но, вынимая память по листу,
порой уже не помня точной даты,
мы будто бы читаем пустоту,
не чувствуя привязки к циферблату.
Поэзия рождает новое бытие безостановочно, неустанно, везде, всегда, всюду. И в обыденной жизни, и за кладбищенской оградой.
Пробирается осень в кладбищенский стылый острог,
покрывало листвы за оградами ткёт домовито…
Но проснётся в земле – не ко времени – глупый росток
и доверчиво клюнет шершавую щёку гранита.
Мимо вымокших клёнов ползёт к остановке трамвай –
туча вылилась в ночь и отчалила баржей порожней.
И пока на газоне желтеет и чахнет трава,
он пробьётся сквозь плиты, не зная, что так – невозможно.
«Невозможно» – любимое слово Иннокентия Анненского. Ещё одна перекличка с Серебряным веком. Двух эпох, которые кажутся антиподами. Или только кажутся...
Где живут наши финалисты? По всему миру: Россия, Украина, Беларусь, Казахстан, Германия, Израиль, США, Канада, Таиланд. Только Австралии с Антарктидой не хватает. Что ж, есть куда двигаться.
Каков возраст финалистов? Любой. Но, помня приговор Александра Межирова и желая для себя «почёта», а не «кромешного срама», ментально все моложе тридцати. Даже пожившие, седоголовые.
Успеха вам, друзья! И коль сама Муза чмокнула в лобик, вы просто обречены на него. Разве нет?
* * *
У каждого поэта или любителя поэзии есть свои критерии для определения стихотворения, близкого к идеальному.
Я придерживаюсь того мнения, что чем больше разномастных судей судят конкурс, тем более объективны оценки. Несколько субъектов, имеющих одинаковое мнение, скорее всего и вырабатывают СУБЪЕКТИВНОЕ, а не объективное мнение.
Я знаю примеры поэтических площадок, где поэт ‒ сильная личность и сумел многих убедить, что только такие, как у него, стихи и есть настоящие, и к таким нужно стремиться. Постепенно на этой площадке остались одни лишь его единоверцы, и площадка заглохла, выродилась. Никому там стало не интересно бывать ‒ ни противникам лидера, захватившего площадку, ни, в конечном счёте, его последователям.
Я верю в поэзию, больше основанную на осмысленном написании стихов, чем «на интуиции». То, что первое пришло в голову и выложено в необработанном виде бедному читателю или слушателю ‒ НЕ ЯВЛЯЕТСЯ поэзией, вне зависимости от того, какие научные имена вы такой «поэзии» дадите: «джаз-поэзия», «блюз-поэзия», «рок-н-ролл-поэзия», «абстракт-поэзия» и т.д. Я безусловно верю в стихи, родившиеся из «ничего», из «интуиции», но затем прошедшие авторское осмысление с обработкой и доработкой до вида, понятного в первую очередь самому себе, а потом и другим.
Мой первый критерий ‒ чувствую ли я присутствие автора в стихах. Если видны и слышны его голос, мысли, его индивидуальность, то читать его или её стихотворения ‒ наслаждение: столько разных людей и ты их всех понимаешь. В противном случае стихи кажутся искусственными, надуманными, высосанными из пальца.
Другим критерием является богатство языка, или словарный запас. При этом я сам могу и не обладать таким запасом при создании стихов, но я их вижу и слышу. И такие работы тоже доставляют мне огромное удовольствие.
Ещё один критерий ‒ образность. Проигрывают в читательском восприятии работы, перегруженные образами, тем более, если многие из них не понятны. Красивые же и понятные образы украшают стихи, и без них положительно оценить произведение очень трудно.
Тяжело читать стихи, если в них затронуты мелкие бытовые темы, изложенные простым языком, без образов и фантазии ‒ пусть даже и безукоризненно технически. Мне просто не понятно, зачем это было написано, что нового хотел сказать автор?
Оплошности. Оцениваются не отдельные «перлы», а все пять работ, представленных автором. Если мне автор в принципе нравится, я могу простить ему показавшиеся мне неудачными моменты и ляпы.
В завершение ‒ несколько советов конкурсантам. Я бы при подаче пяти произведений на конкурс первым ставил самое лучшее, потому что первое знакомство с автором ‒ самое внимательное и тщательное, и первое стихотворение ‒ как визитная карточка, от него отталкиваешься. Не забывайте, что члены жюри обременены огромным количеством работ, которые надо прочесть и оценить. Для меня, например, целый месяц всё свободное время было полностью посвящено оценке работ. Если первая работа совсем не понравилась, кто-то из жюри может и не добраться до остальных… Так почему бы не поставить лучшее в самом начале? Зачем рисковать? Хотя, я лично давал не понравившемуся автору второй, а то и третий шанс, вникая в другие поданные стихи. Довольно редко, но были случаи, когда я менял своё мнение на положительное.
Далее, вторую лучшую работу я бы ставил в конце. Когда ты колеблешься, зачастую себе говоришь: «Хорошо, пусть всё решит последняя работа». И если она слабее других, впечатление портится, и ты склоняешься к отрицательной оценке.
Вот лучшая десятка по моей версии:
- Анна Денисова
- Юрий Бердан
- Александр Крупинин
- Равиль Валеев
- Андрей Ивонин
- Елена Уварова
- Татьяна Курмазия
- Ирина Карпинос
- Зоя Дякина
- Разувакина Наталья
Дополнительно к ним хотелось бы добавить:
- Галину Андрейченко
- Екатерину Позднякову
- Екатерину Полянскую
- Олега Сирина
- Клавдию Смирягину
- Дмитрия Шунина
- Виталия Деревянченко
Надеюсь, многих из них увижу в финале и ещё раз с удовольствием перечитаю их работы.
Удачи всем финалистам!