Подборка стихов, участвующая в конкурсе «45-й калибр – 2020»
Россия, Москва
Песня полудня легонько коснётся
камертонов теней, струн деревянных скамеек парка,
медной листвы, серой ямы асфальта,
плюшевых трав, и велюра
мшелых пеньков,
на которых
сизая паутина отцветшего времени года,
яркого ныне, но павшего в воды -
в лужицы пышных дождей,
в отзвук их лютней и колокольцев,
сменивших литавры и тамбурины, -
рваной ноты тумана,
тянущей из луговин
звонкие цепи эха:
забытого ныне смеха
со вкусом сахарной ваты, и -
аромата лета,
шелеста крыльев бабочек, да
стрекозиного стрекота,
клёкота листьев и птиц,
слитого с шумом парка и
поездов, проходящих мимо,
с шумом машин, шелестящих незримо
где-то там, за оградами;
под теми же облаками,
что набегают на гладь пруда
бросить тень, и гадать, гадать… -
вернётся ли?
Вернётся ли лето?
…у осени после полудня
нет на это ответа.
Кремово-желто-зеленый город,
утренний летний рассветный город,
приюти мои стайки вспорхнувшей печали,
в трёх ли, в пяти ли этажном рае;
Сотвори мне проспекты зелёного солнца,
сердце белого цвета, и красные маи,
стекла, рамы древесные, их переплеты,
и балконы, что в вечное небо взирают;
руки полных деревьев касаются окон,
бесприютная птица воркует и пляшет,
вечный запах осенний, что манит и вяжет.
Всё листва, всё трава, всё ковёр под ногами,
и асфальтовы копи, из детства, из детства:
каждый камень разумен, и каждый расскажет,
что сбылось, что уснуло моё малолетство.
Я - истлевший штакетник, цементная роза,
запах чая, разлитого вкусного чая.
Я уйду, и ничто не взгрустнет по-соседству,
потому что и детство меня не прощает.
Зачарованный город, вот утро, вот лето;
вот газета, и вот папироса истлела;
старики засыпают, а солнце всё выше -
расплескалось по крышам горстями,
и село.
Я спал на крепкой веточке осины,
и сны влетали осами в окно, садились
мухами в варёное пшено, в проросшее зерно
воспоминаний. Глина
питала дерево, и солнечная муть,
сквозь кисею,
дрожа от страха,
всё глубже наполняла светом грудь,
и сердце расцветало буйством мака,
и чай-иван, оплётший даль и дол,
тянулся к облакам, но их юдоль –
без снов ползти в раскрытое окно,
садиться осами в варёное пшено…
А я на веточке, дрожу, но дорожу,
тем племенем, что кисею простёрло
навстречу пламени, и тень от их шпалер
легла узором в грезящие травы;
уснувший клевер сладко-сонно бел,
как милый принц, почивший от отравы:
любовь пришла во цвете юных лет,
и капля горечи разбавила вино… Цветы?
Мечты? – их больше нет. Есть облако,
глядящее в окно, и сны, что улетают
в синеву: плясать овечками, и дуться на весну –
что та уходит. Листья ей дрожат;
им висельник стремится подражать.
Весенний снег – колючка в глаз попала,
звездой упала в густоту ресниц…
На синем небе поднято забрало –
сталь облаков со скрежетом синиц;
смеркалось в городе, уставшем от позимья,
и неба голубая прядь, - так локон поздней осени
принять, - непостижимым ветерком осиньим
велела каблуками отбивать, глаголить жизнь,
бредя за небом синим: любить и жить, и пить и умирать…
Цветистым платьем выцвела пурга,
и грязный снег, уставший снежный пепел
курганом пел под ветром, тая в небыль;
капелью а капелла им под стать. Ютились звёзды –
с месяцем сиять
им место выпало над городом весенним – осенний
клин в его воде кисейной: рябые лужи,
тайна темноты; фонарь соперник и прожектор стройки.
Весне все предъявляют неустойку; без золота
её глаза пусты. Без зелени остры её черты. Как осень
плещет горькую настойку, так ранняя весна –
всегда в кусты.
Весенний снег ресниц – калейдоскоп.
В нём видимо всё прожитое Где-То:
сноп фейерверка и гниющий сноп,
пыль засухи, морока-морось лета,
костры, где пляшет палая листва,
и вешних вод отцветшие курганы,
а в небе васильковые поляны…
Туманно всё – снежинка расцвела.
…падающая с неба весна, песенка доброго рока
вьётся водоворотом, снежная; холодна и глубока,
звонкая; высока и певуча. Так и дорога до дома,
черна, приставуча, - чёрная речка среди тускло-
зелёного леса, средь затопленных зарослей, где
деревьям не место: северо-северо-северо…-
образцово-восточная, гулкая, монотонная, вечно
проточная, дождевая, полжизни весенняя речка-река,
бьющая эхом в серо-зелёные берега – образец поля,
которое тяжко переходить в любую погоду:
монотонная, с рождения до ухода; туманная на заре,
холодная на закате, душная, шумная…
Покатое брюхо глади,
или спина, всё разменявшая на чванное рабство,
на службу, на тяжкий труд – словно крыши домов,
остроконечные, скучные… Мухи мрут,
чахнут травы, преют ягоды, превращаются в слизь грибы.
Из лесов придорожных в пору сбивать гробы,
хоронить, с куцыми лисами и жалкими медведями,
в самой мелкой, сырой, неуютной яме
всё, что было вне образа серого-да-восточного лета,
над которым солнце летит кометой,
пробиваясь сквозь волны тумана лучами
к гнилой траве… Смерти нет и не будет
из века в век.
Перейти к странице конкурса «45-й калибр – 2020»