45-й калибр-2021:
Катание на «стероидах»

Некоторые итоги конкурса

 

Акцент-45. Сегодня мы назовём имена победителей и лауреатов конкурса «45-й калибр» сезона 2021. О призах и наградах отличившимся скажем позднее – в номере от 1 июля 2021 года. Учредители призов просят дать им возможность подумать: нынче много ярких подборок, очень много, что не может не радовать. Огромная – отдельная благодарность нашим бескорыстным судьям и интернет-кудеснику Александру Шапошникову!

 

Сергей Сутулов-Катеринич

 

* * *

 

Если уж кто-то замолвил слово о бедном гусаре, то почему бы не замолвить слово и о члене жюри качественного поэтического конкурса (а конкурс «45-й параллели», бесспорно, именно таков). Особенно члена жюри заключительного, финального этапа. Попробуем обратиться к спортивным аналогиям. Судейство лёгкой и тяжёлой атлетики, шахмат, спортивных игр в значительной мере объективно. Решают всё секунды, сантиметры, граммы, интеллектуальное или физическое превосходство одного из участников на момент соревнования. Судьи везде наличествуют, но их главная задача – обеспечить чистоту соперничества, соблюдение прописанных в кодексе правил. Остальное сделают приборы. Нейтральная электроника.

Судейство субъективизируется, когда мы обратимся, например, к художественной гимнастике или фигурному катанию. Помимо чисто спортивного элемента в этих видах очень важна эстетическая составляющая: артистизм, лёгкость исполнения сложных элементов и т.д. А это уже сфера, где приборы бессильны.

Поэтический конкурс, по сути – фигурное катание «на стероидах». На финальных этапах, когда предыдущим жюри отсеяны те, у кого, по мнению членов этого жюри, несколько прихрамывали элементы обязательной программы, перед нами 55 авторов, каждый из которых совершенно небезосновательно полагает себя претендентом на победу в конкурсе. И спорить с этим не приходится: технических несовершенств у этих поэтов в текстах нет, форма, как правило, безупречна. Остальное – эмоциональная насыщенность, житейский опыт, преломлённый сквозь призму найденных слов, умение донести своё переживание до читающего (а судья конкурса, на самом-то деле, обычный внимательно читающий) – чрезвычайно тонкая материя. Судьи настолько же разнятся друг с другом, насколько разнятся друг с другом финалисты. И то, что близко одному, будет лишь эффектным сотрясением воздуха для другого. Собственно, осознание этого в своё время и повлияло на решение автора этих строк серьёзно ограничить своё участие в конкурсах. Победа совершенно не означает, что ты лучший поэт в соревновавшейся когорте. Поражение, хотя часто и болезненно, абсолютно не означает поэтической слабости или ущербности.

Многие сейчас имеют полное право недоумевать по поводу столь долгой преамбулы. Так много слов потрачено на изрядные банальности. Дело в том, что из 55 подборок для себя с большей или меньшей мерой условности я выделил 10. Это совершенно не означает, что «зацепившие» меня подборки – лучшие. Просто речь заходит о наиболее отозвавшихся именно во мне наборах текстов. У другого члена жюри будет другой выбор, и я вполне допускаю, что их выбор с моим не будет даже пересекаться. Все мы очень разные. Итак, мои десять подборок (просто по порядковому номеру, без ранжирования по баллам).

  • 21-065 (Семён Эпштейн)*. Никаких революций в области формы, никаких словарных экспериментов, всё предельно консервативно, но налицо кристальная чистота мысли и переживания, навевающие аналогии с Самойловым или Тарковским. Явно эмигрантская, но купающаяся в свете ностальгическая нотка – доминанта этой подборки.
  • 21-070 (Вера Дорди). Грустная и сентиментальная – в самом лучшем смысле – подборка, в которой огромную роль играет внимание к мелочам. Удивительно: на протяжении практически всех текстов подборки сопоставление глобального события (смерть или расставание, например) с врезающейся в память мелочью (кукла, тарелка, обжигающий глоток коньяка) – ведь часто именно такие малозначащие поначалу мелочи позднее всплывают из глубин памяти и саднят, саднят... Мне эти игры памяти очень близки и понятны.
  • 21-077 (Ренарт Фасхутдинов). Здесь уже всё красочно и эффектно. Свободное владением довольно причудливыми размерами, экзотика географическая (Лхаса, Лигурия, открытый океан) и экзотика в выборе героев (условный Жак, майор Мак-Наббс). Фабула в большинстве случаев драматична, но над всем происходящим – лёгкий ветерок гриновского оптимизма.
  • 21-089 (Александр Оберемок). Постмодерн в чистом виде, элегантные бесшовные переходы от несерьёзного к драматическому и наоборот, честность перед собою и читателем, неожиданные и чеканно-ударные концовки. Важно отметить и удивительную цельность этой подборки. Как ни крути, но она вся – о любви. О которой можно говорить совершенно по-разному и с разными интонациями, но все пути всё равно приведут в Рим.
  • 21-094 (Елена Уварова). Очень женский, внимательный к мелочам и бесконечно сострадательный взгляд на людей и их взаимоотношения. Интерьеры текстов – подчёркнуто не московские и не питерские. Старая, глубинная, классическая Россия с переживаниями и страстями, напрочь очищенными от столичного высокомерия и ложного пафоса. Живые и искренние стихи.
  • 21-104 (Дина Березовская). И снова – никаких революций формы. Очень традиционная городская и интимная лирика, но настолько прозрачная, концептуально чистая и щемящая, что я не представляю себе, какой толщины должна быть кожа, чтобы её не пробили эти стихи.
  • 21-127 (Майк Зиновкин). И вновь чудесные стихи несомненного/несомненной горожанина/горожанки, на сей раз весьма жёстко зафиксировавшие реалии сегодняшнего времени. И достигающие своего эмоционального крещендо на стыке временного и вневременного, сиюминутного и вечного.
  • 21-236 (Сергей Сапронов). Подборка сияет, как рождественская ёлка. Замечательная изобразительная точность и ловкость. Словесная изобретательность завораживает, как фокусы Акопяна с картами. Наконец, это просто интересно читать, что случается далеко не всегда даже с очень хорошим поэтическим материалом.
  • 21-246 (Максим Жуков). Ещё один замечательный образчик постмодернизма. Яркие, иногда причудливые образы, тесное соседство высокой и низкой лексики, отменная работа с центонами и вписыванием их в своей собственный авторский контекст. Тексты живые, пульсирующие, незаёмные.
  • 21-256 (Дмитрий Растаев). Не в первый уже раз – слегка небрежная разговорная интонация, даже временами ёрническая и остающаяся таковой сквозь всю подборку, никоим образом не становится самоцелью, от начала и до конца работает на высокие поэтические задачи и в конечном счёте – врачует душу.

И подчеркну в самый последний раз: когда силы участников в значительной степени равны, мы, судьи, выбираем наиболее близкий нам материал. А значит, победителям – не зазнаваться, а проигравшим – не расстраиваться. Просто потому, что проигравших здесь нет.

 

Это была славная охота, как говорил один всемирно известный волк.

 

Александр Габриэль

___

* Имена участников добавлены в обзор после подведения итогов.

 

Итоги IX Международного поэтического конкурса «45-й калибр»

имени Георгия Яропольского

Сезон-2021

 

Победитель:

  • Максим Жуков (Россия, Евпатория) – 21-246

Лауреаты:

  • Ксения Август (Россия, Калининград) – 21-195
  • Анна Арканина (Россия, Москва) – 21-047
  • Дина Березовская (Израиль, Беер-Шева) – 21-104
  • Наталья Возжаева (Россия, Новороссийск) – 21-019
  • Сергей Востриков (Россия, Воронеж) – 21-242
  • Вера Дорди (Россия, Новосибирск) – 21-070
  • Майк Зиновкин (Россия, Архангельск) – 21-127
  • Елена Качаровская (Россия, Санкт-Петербург) – 21-085
  • Таина Ким (Украина, Харьков) – 21-193
  • Елена Козлова (Россия, Обнинск) – 21-290
  • Александр Крупинин (Россия, Санкт-Петербург) – 21-124
  • Александр Оберемок (Россия, Белгород) – 21-089
  • Дмитрий Растаев (Беларусь, Бобруйск) – 21-256
  • Сергей Сапронов (Россия, Москва) – 21-236
  • Александра Скребкова-Тирелли (Италия, Бастилья) – 21-037
  • Елена Уварова (Россия, Мытищи) – 21-094
  • Ренарт Фасхутдинов (Россия, Санкт-Петербург) – 21-077

 

PS-45

 

Сегодня у нас праздник! В день 15-летия интернет-альманаха «45-я параллель» подведены итоги финального голосования в конкурсе «45-й калибр» сезона 2021. Объявление о призах отложено до следующего выпуска – надо дать время спонсорам определиться с выбором. А сегодня – чистая, беспримесная радость, никакой меркантильности. У нас есть великолепный победитель и семнадцать замечательных лауреатов!

Смотрю на итоговый список, который наконец-то обрёл имена и географические привязки, и очень он мне нравится. Кроме качества победивших стихов меня лично всегда радует наличие неизвестных мне ранее поэтов. Собственно, это одна из главных целей нашего конкурса – представить читателям альманаха новых талантливых авторов. На этот раз это Вера Дорди из Новосибирска, Елена Качаровская и Ренарт Фасхутдинов из Санкт-Петербурга и Елена Козлова из Обнинска. Они ещё не опубликованы в «45-й параллели», но обязательно станут нашими авторами – присылайте подборки для публикации, дорогие лауреаты, добро пожаловать!

Приятно, что «45-й калибр» продолжает объединять поэтов разных стран: в этом сезоне кроме традиционно побеждающих авторов из России, Украины, Беларуси и Израиля среди лауреатов – Александра Скребкова-Тирелли из Италии. Благодаря Александре Италия в первый раз появилась в итоговом списке Калибра, и это здорово!

Несказанно приятно, что в списке победителей и лауреатов Россия представлена максимально широко – от Калининграда до Новосибирска и от Архангельска до Новороссийска. Символично, что победителем стал поэт из Евпатории – города, расположенного на 45-й параллели. Такие чудесные совпадения случаются не случайно! Видится за этим промысел высших сил, покровительствующих поэзии: взмах крыла Пегаса, улыбка Эрато.

Огромная благодарность всем участникам, читателям и судьям! До новых встреч и новых стихов!

 

Лера Мурашова