«Стихотворения чудный театр»

«45-й калибр»

Обзор полуфинала

 


Список финалистов
IX международного поэтического конкурса
«45-й калибр» имени Георгия Яропольского
сезона 2021 года


 

 

Акцент-45. Редакционная коллегия альманаха поздравляет участников, прошедших в финал, и по сложившейся традиции приглашает всех финалистов присылать подборки для публикации в «45-й параллели». Требования к подборкам и адрес редакционной почты можно посмотреть здесь.

 

В полуфинал вышли 196 подборок. Как всегда, на конкурс прислали очень много хороших стихов. И распределены эти стихи неравномерно. Есть заявки, где все пять стихотворений достойны высшей оценки, есть откровенно неудачные, а есть и такие, где одно-два произведения выделяются – в ту или иную сторону. К счастью, нашлись и такие подборки, стихи в которых не просто лежат россыпью камушков (когда драгоценных, когда полудрагоценных, а когда и вперемешку с откровенными булыжниками), а имеют некое объединяющее начало, что делает их как бы единым произведением, которое можно и хочется поставить на сцене. И не важно, что именно объединяет стихи в подборке – единая тема, идея, сквозной сюжет, индивидуальный стиль – главное, что это происходит. Согласитесь, что даже мастерски огранённые бриллианты выигрывают, оттеняют, подчёркивают достоинства друг друга, будучи собраны в ювелирное украшение. Художественная ценность ожерелья безусловно выше, чем у каждого отдельного камушка. Поставленный на своё место – в контекст – даже маленький бриллиант, который отдельно можно и не заметить, сияет ярче.

 

В этом сезоне я решила составить свои личный топ именно из таких подборок, не ограничивая себя количеством участников. К каждой выбранной подборке я писала небольшой комментарий и выкладывала тексты в нашей группе «45-я параллель» в Фейсбуке. Но, хотя комментарии и короткие, все вместе они занимают слишком много места для обзора, поэтому я привожу здесь ссылки, кому интересно, могут пройти и почитать. Всего я выбрала 13 подборок, к каждой из которых придумала название. И вот что получилось:

  1. 21-011 – «Путешествие длиною в жизнь»
  2. 21-019 – «У войны лицо моей собаки»
  3. 21-020 – «Время стрелять первым»
  4. 21-070 – «Проживание разлук»
  5. 21-077 – «Междувековье»
  6. 21-089 – «Лирики и метафизики»
  7. 21-108 – «Ду-ду-ду»
  8. 21-121 – «Полёты во сне и наяву»
  9. 21-124 – «Истинный апостол красоты»
  10. 21-154 – «Весь этот джаз!»
  11. 21-223 – «Тоска по первобытности»
  12. 21-236 – «Как стать творцом»
  13. 21-246 – «Уходящая натура»

Но конечно, мои предпочтения далеко не исчерпываются этим списком, для прохождения в финал я отметила, как обычно, больше участников, чем мест в финале – около 70-ти. Примерно такое же количество, я думаю, отметили и другие судьи. Из пересечения наших мнений и родился список финалистов.

Хочется отметить хотя бы одной строфой сильные, интересные подборки, стихи которых хоть и не собранное на нить ожерелье, а россыпь, но несомненно драгоценных камней, даже если в огранке присутствуют кое-какие огрехи.

 

21-037

 

В кухне ставней грохнул ветер,

Катит чашку по столу.

Может, Бог меня заметил

Точно крошку на полу?

 

21-080

 

Каждый раз, когда солнце склоняется к декабрю,

И к исходу движется календарный год,

Хочется дать кому-нибудь интервью...

Но никто не берёт.

А когда январь разгорается, как камин,

И грядёт с востока тот, кто всегда грядёт:

«Люди! Идите ко мне!» – говорю я им...

Но никто не идёт.

 

21-104

 

Там кот соседский, как никто

умеющий играть без правил,

на крыше моего авто,

босые терции оставил,

он на Бетховена похож,

такой же хмурый и мордатый,

моих потерь ценою в грош

высокомерный соглядатай.

 

21-141

 

Под музыку движения и слова,

Под лёгкое дрожанье сонных век,

Не понарошку, но почти условно

Приходит снег.

 

21-170

 

тает погонщик в подножье бетонного пирса,

шмыгает носом и длинно гудит теплоход.

и закрывает приморский сезон продавщица.

и по солёному к сладкому тихо бредёт.

 

21-255

 

Взойдёт деревьями, цветами ль,

твой заповедный дикий сад,

наполнив птичьим щебетаньем,

дыханьем неба, шумом трав

и сквозняком жилья иного.

Но не сшивается дыра

его отсутствия земного...

 

21-290

 

Несётся поезд, набирая скорость,

Мелькают полустанки и года,

Взгляд за окно – предательская морось,

И на душе – осот и лебеда.

Ты думаешь про сильных и про слабых,

Что счастье – это воля и покой…

И смотрят вслед подвыпившие бабы,

Торгующие снедью и тоской.

 

21-295

 

Бездна глядит – неподвижен зрачок.

Пахнет полынь первобытно и горько.

Нет никого в диком космосе, только

Бабочки просверк – слепой огонёк...

 

В этом сезоне было как никогда много интересных стихов о детях. Не могу не поделиться несколькими своими находками:

 

Алмаз

21-003

 

Один раз в год, обычно летом,

нам привозили антрацит.

Зилок, подмаргивая светом,

ссыпал блестящий дефицит.

Его до кровяных мозолей

таскала бедная семья,

а мы с отцом рвались на волю,

в пивнушку – он, на речку – я.

Но бабке с мамой не дремалось,

я – насыпал, батёк – носил,

руками, пляшущими малость,

он папиросы потрошил.

И в перекурах, всё же вмазав,

рассказывал, задрав трико,

что угли плавятся в алмазы,

но только очень глубоко.

Тахикардит кардиограмма,

не успокоить пацана,

кусок, не меньше килограмма,

я закопал полметра на.

И чётко помня про давленье,

и чтоб уже наверняка,

я сверху положил на землю

пять килограмм известняка.

 

Вот оно, детство, во всей своей красе – полное надежд, счастливое, несмотря ни на что, уже тем, что мир ещё не познан, что всё впереди.

 

Вот ещё одно – коротенькое и чудесное:

 

сладкий сон

21-280

 

опять ведёт тебя за шарфик в детский сад

сестра за шарфик тянет в садик тащит брат

опаздывая безнадёжно в школу

а ты упрямо клянчишь колу колу

и шоколадку шоколадку шоколад

сестра сдаётся покупает колу

сдаётся покупает шоколад

и шоколадку покупает брат

и колу и за шарфик в райский сад

 

Так и видишь этого мелкого шантажиста, обеспечивающего себе сладкую жизнь за счёт вечно опаздывающих старших брата и сестры!

Мне кажется, что такие непосредственные, задорные стихи о детстве могут писать те, кто ещё очень молод, кто недавно сам был ребёнком. «Когда ж повзрослеет в столице, посмотрит на жизнь за границей», детство вспоминается уже по-другому…

Вот ещё одно стихотворение, хотя оно скорее о матери. Сколько стихов написано о матерях, сколько сентиментального пафоса вылито на страницы! А вот так – коротко, ёмко, без слезливости написать о материнской любви – это дорогого стоит. И понятно, что ирония здесь – для снижения пафоса, потому что написано о той безусловной слепой любви, которая есть самое важное в жизни. All we need is love…

 

Ребёныш

21-280

 

Говорила когда-то маменька:

Ты – ребёныш уже не маленький,

Скоро выпадут гла̀зки молочные,

А прорежутся – злые, точные,

Да проявятся знаки взрослости –

Зубы мудрости, рёбра жёсткости.

Станешь вредничать, станешь важничать,

Колобро́дить по девкам, бражничать,

Есть-то с ножичка, пить-то с горлышка,

Позабудешь родное гнёздышко!

 

Время тикало, время такало,

Время кровью из носа капало.

Вот и вымахал до сажени я,

Больше зеркала отражение,

Утром ласковый, к ночи бешеный,

На весёлых дрожжах замешанный.

Расподарочки дарит времечко,

Зубы мудрые, лоб до темечка...

Но для маменьки доброй, старенькой

Я как прежде – ребёныш маленький.

 

Порадовала и любовная лирика, вот несколько отличных стихотворений, словно написанных современной Эрато.

 

дарёному огню

21-061

 

дарёному огню не смотрят в

не спрашивают о

не предъявляют

ему дают свечу а не совет

и оба оживают

и оживляют радиус

и вот

они круглы беременные светом

горят

желанием продолжить род

обня́тых и согретых

на слёзы не скупится воск

растаял свечер

что подарить что за вопрос

огонь конечно

 

Да, только так рождается самое прекрасное – чувства и новая жизнь – от бескорыстно подаренного огня. Об этом ещё Александр Дюма писал в «Графе Монте-Кристо»: «Чтобы зажечь мокколетто, достаточно поднести его к огню. Но как описать тысячи способов, изобретённых для тушения мокколетти: исполинские меха, чудовищные гасильники, гигантские веера?»

 

Читая Элизабет Браунинг

21-204

 

Любовь не знает, кто есть кто.

Вошла – и душу заполняет.

Что с нами станется потом,

Её ничуть не занимает.

 

При свете солнца – и в ночи,

В лучах оплывшего огарка,

Её мелодия звучит,

И нет прекраснее подарка.

 

Дитя, раскрывшее объятья –

И что тебе до дней иных,

Богов и скорби круговерти?

 

Живыми делая живых,

И в счастье, и в печали их,

Сильна, как смерть – и что нам в смерти?

 

Такова истинная любовь. Она делает жизнь полноценной и переживает смерть – так и случилось с Робертом Браунингом и Элизабет Баррет Браунинг. К счастью, это случалось и до них и после, но история их любви тесно переплетена с поэзией, и поэтому, вероятно, вдохновила автора на этот чудесный сонет с одной незарифмованной строкой (возможно, это сделано сознательно?), что, впрочем, не портит общего впечатления от стихотворения.

 

* * *

21-258

 

Когда после первого снега

пройдёт второй снег

и тоже растает,

когда всё вокруг будет серым,

кроме рябиновых гроздей,

и редкий солнечный день

будет казаться праздником,

возле моего дома появится лужа.

И я буду обходить её по самому краю,

почти по проезжей части,

и каждый раз вспоминать,

как в конце прошлой зимы

здесь была такая же лужа

и мы бесстрашно шли по воде,

держась за руки.

 

Один из редких удачных верлибров.

 

К сожалению, при прочтении конкурсных произведений случались и огорчения. Не могу понять, какую цель преследуют авторы, присылающие на конкурс русской поэзии стихи, в которых называют Россию «нашей рашей», а о русском языке высказываются так: «Тяжёлый, лживый, насквозь больной, / И, если не мёртвый, то полуживой»? И далее по тексту признаются, что язык этот для них – чужой «Как будто чужая рука на плече, / Как будто от двери чужой ключи...»

Если хотели обидеть, им удалось. Обиделась.

 

Но не будем о грустном. Конкурс – это живой процесс со своими радостями и горестями. Но хорошего все же больше.

Калибр-2021 перевалил через экватор! Остался последний, самый ответственный этап – определение лауреатов и победителей. Ровно через месяц, 21 июня мы их узнаем!

 

Финалистам – успеха!

Судьям – сил и терпения, объективности и оптимизма!

И всем: участникам, судьям и читателям – бесконечная благодарность за безусловную любовь к русскому языку и за бескорыстное ему служение.

 

Лера Мурашова