Александр Соболев

Александр Соболев

Золотое сечение № 24 (624) от 21 сентября 2023 года

Репетиция отплытия

«Отпевайте немых – а я уж сам отпоюсь…» – сказал когда-то Александр Башлачёв.

У поэта Александра Соболева тема успения и перехода человека в иной мир исследована так многосторонне и глубоко, что нет смысла что-то к этому добавлять. Просто прочтите подборку – в ней стихи, которыми он готовился к тому, что происходит сейчас с его светлой душой. А мы теперь можем только любить, горевать, помнить, молиться и читать…

Ольга Андреева

Александр Соболев

Репетиция отплытия

 

(сон в летнюю ночь)

 

Снилось – не снилось… В дремоте разума –

прямо со сцены – спешим на пристань…

Труппа сегодня проводы празднует

провинциального – но артиста.

Эта гастроль не дала ни рублика,

пьеса, однако, стоила риска.

Всех благ, добрая публика,

я задержался, но здесь – близко…

 

…Трап убран, качается палуба.

Лепту – стюарду, паспорт – в компостер…

Тут ни присесть, ни поесть, и, стало быть,

мы на борту недолгие гости.

На руки – бирку с моей фамилией,

медный квадратик, где даты выбиты.

…Тёмную длань кладёт на кормило

наш перевозчик, до блеска выбритый.

 

Звон рынды… Лики и венчики…

Кто-то платочком заплаканным машет.

Пляшут у борта пёстрые венички

с чётным числом гвоздик и ромашек.

Волны забвения… Мыслей пунктиры:

– Не избалован был бенефисами…

– В общем-то, вовремя…

Только в квартире

жмётся в углу стишок недописанный.

В тапки хозяйские тычется мордочкой,

тихо скулит в передней под вешалкой…

Ни поминальной лапши, ни водочки

нет недоростку осиротевшему.

Впрочем, для прочих много настряпано.

Милости просим всех провожающих.

Вот и пирог на чистенькой тряпочке,

масляным боком свет отражающий,

не именинный, но и не свадебный.

(Ломтик оставят – вечер-то чей?)

Сосредоточься – и вот он, на тебе –

в ласковых бликах церковных свечей.

 

…Мой капитан, похожий на Беринга,

я по воде отпускаю пирог!..

Может, пока что – за ним, вдоль берега?

…Что же ты держишь руль поперёк?..

 

* * *

 

…Без ангела справа, без четверти два,

в холодную ночь за туманом белёсым

услышишь урочной телеги колёса,

гремящий по улицам старый рыдван.

 

За столько-то лет о себе возвестив –

кого он везёт, и по чью-то он душу?

Чей сон и биение крови нарушит

его нарастающий речитатив?..

Возок, закопчённый нездешним огнём –

какие химеры его населяют?..

 

Твоё «санбенито»*,

     ларец с векселями

и списком грехов приближаются в нём.

Негромко бренчит ритуальный ланцет

на дне сундука с остальным реквизитом…

И едет в телеге судья-инквизитор,

палач и возница в едином лице.

Он едет тебе воздавать по делам!..

 

Грохочут колёса по мокрой брусчатке,

по граням поступков, по жизни початку,

благих побуждений булыжным телам.

Всё ближе и ближе, слышней и слышней

телега из первого дантова круга…

Во тьме перед ней, запряжённая цугом,

вихляет четвёрка болотных огней –

извечным путём: от бездонной Реки –

в остывшую жизнь и постылую осень…

 

Фальцетом поют деревянные оси,

качается шляпа, поводьев куски…

Дома, отшатнувшись с дороги, стоят,

и шамкает сумрак: «Подсуден…

     подсуден!..»

Да есть ли проблема, коль в общей

     посуде

и добрые зёрна, и скудость твоя…

…И стрелка весов, накреняясь, дрожит,

и мрачно кривится Гроссмейстер успений…

Но, может быть, твой Белокрылый успеет

на правую чашу перо положить?..

___

* Балахон осуждённого еретика

 

Отчётный день

 

Февраль – сырой, как башмаки в прихожей.

Сезон хандры, смурное бытиё.

Дракон линяет. Лезет вон из кожи,

с неодобреньем смотрит на неё.

Тут есть над чем подумать, право слово.

Чего хотел, чего реально смог,

и отчего случился не фартовый

и скучный промежуточный итог?

Не сам себя ли держит на аркане

и чем у нас утешиться готов

покамест не последний могиканин

помимо доморощенных понтов?

 

Хоть цвет причёски несколько поблек,

он как-то не собрался в Гваделупу,

и, стало быть – приличный человек! –

не кушал черепахового супа.

Бывал женат. Досаднее всего,

что сей париж не стоил люминала,

но бразильянка юная его

кофейными ногами не сжимала.

И к нашим девам он недоприник,

не надышался миром и сандалом,

хотя, конечно, слышал женский крик

не только в кульминации скандала.

 

Как уверяют древние китайцы,

он мог копать – а мог и не копать:

узоры папиллярные на пальцах

и так сулили масло. Он кропать

умел разнообразные поделки –

весёлое лихое ремесло! –

когда строка летела лёгкой белкой,

а из глагола дерево росло.

 

Он верил, как велел его устав.

Каноны оставляя без присмотра,

не знал ни ритуала, ни поста,

но мог и голодать недели по́ три.

Он не любил брехливую печать.

Ему уздечки были не по сердцу,

но как-то умудрялся сочетать

черты космополита и имперца.

 

Он люто ненавидел термин «жрать» –

сырую нефть, надежду, судьбы, баксы,

где власть лежит на всём кислотной кляксой,

подшипники истачивает ржа,

и где из глины в про́клятом гробу

опять встаёт неистребимый Голем…

Как часто он благодарил судьбу,

что не стрелял и слать на смерть не волен.

 

А что любил? Любил дрова колоть,

чтоб звук был полон. Утреннее солнце

и лунный перламутровый ломоть.

Грозу и снег. Живые волоконца,

протянутые в завтра. Трель щегла,

Тынянова и горные поляны,

и женщину, которая могла

умножить звук и смысл – и быть желанной.

 

И были дети. Многого хотел –

но в лучшей теме он не разобрался.

Он не доделал половины дел,

но в половине случаев старался…

И вот, кроя к жилетке рукава,

разглядывая сброшенную кожу,

он знал, что долг придётся отдавать,

не здесь, так позже.

 

Кукушка

 

Пахнет лето смородиной, сорванным яблоком,

и соседским тельцом, и привядшим сенцом,

и тоскует кукушка, каким-нибудь зябликам

поручившая сдуру родное яйцо.

И не стоило, может быть, рифмы подвёрстывать,

по банальному поводу тратить строку –

столько их извели на разбойницу пёструю,

бередящую душу протяжным «ку-ку».

Но душа, ускользая в зелёное, влажное,

где кричит-не устанет беспутная мать,

полагает такие резоны неважными:

приказала – и ты начинаешь считать.

 

…И попробуй не верить кукушкам и женщинам,

если глупая птица от летних щедрот

долистала остаток, цыганкой обещанный,

и, секунду помедлив, добавила год!

И молчит… обещает большие каникулы…

Но потом, ради праздника, теша сердца,

оглашает Вселенскую Тайну великую,

и для всех загадавших – бессмертие кликает,

и кукует, кукует… уже без конца

 

* * *

 

Созвездия вокруг и пустота.

Виктор Конецкий

 

...Всё – за гранью речённых фраз:

мощно, грозно – и слишком много...

Видишь это, как в первый раз,

как ребёнок, открывший Бога.

Светят млечные рукава,

льют запоздавшее к нам былое.

Вдох – и кружатся голова,

степь и неба гиперболоид...

Время звёзд... Запрокинув лицо,

отстраняя ум прозорливый,

смотришь в То, Что было Яйцом

прежде времён, до Большого взрыва,

 

когда – себе и папа, и мама –

лежало в нём эмбрионом скорченным, –

и впору зарезаться «бритвой Оккама*»,

набраться всклянь из Медведицы корчика...

Было ли Слово, венец венцов,

что раскололо вселенной дрёму,

произведя истоки концов,

первопричины и палиндромы

«ovo», «око», «оно» и «боб»,

плюс – светил драгоценное просо?..

 

Чёрная курица, знак хаоса,

зрелым зерном набивает зоб,

чтобы потом яичко снести...

Жадно лакает галактик лужицы

Лев июля... И не вместить

сладкий ужас... А небо – кружится!..

Множатся стрелы – и блики зерцал**,

чёрные дыры – и горняя Слава!

И, называющее Отца,

в сердце звучит арамейское «Авва» –

звеньями звонов, музыкой сфер

под молоточками ксилофониста,

нотой знамений, идей и вер!

Светел полуночный склон кремнистый,

блещет не огранённый щебень

в теле тёмного кимберлита...

Как лучезарен, велик, волшебен

Мир!.. Но превыше всего – сокрытое.

Зримые искры – бренные суть...

Близок крупитчатый Млечный путь,

летним теплом створоженный,

шёпот звёзд не даёт уснуть...

Два ковша – беспредельности жуть

льют из пустого в порожнее...

___

* Принцип логики, отсекающий избыточность

** Доспехи

 

Шестое чувство

(рукопись, найденная в котомке)

 

...Когда осенний плод, налитый соком пряным

и солнечным теплом, брала моя рука –

округлый и тугой, пахучий и багряный –

он говорил со мной на разных языках...

Весь мир, как этот плод, его черты и свойства

пятёрка быстрых слуг несёт тебе – изволь!..

Но тщетно и грешно пытать его устройство,

пока не отточил шестое чувство – боль.

 

...Птица, летящая в вышине,

рыба, стоящая в быстрине,

нищенка и король,

черви и травы, шары планет –

те, для которых бессмертья нет,

знают, что значит боль.

 

Немыслима любовь, бессильны кисть и слово,

ты сам, как бубен, пуст, пока их только пять...

В коловращенье чувств, что можешь ты искать

без зрения души и этого шестого!

Ведь тише паучка, прозрачнее воды –

смертельная тоска и жгучая обида;

неодолимый страх и гнёт чужой беды

тебе не различить по запаху и виду.

 

...Режет и гложет, жжёт и щемит,

бродит под кожей, тело томит,

душу на части рвёт.

Мысль и желания гонит вон,

вяжет узлом, убивает сон,

силу и волю пьёт...

 

Ты мог смотреть в упор – и не заметить даже,

ты мог услышать всё – и доли не понять,

а боль не подведёт... Она всегда на страже –

жестокая, как рок, и чуткая, как мать.

Того, кто не желал признать её примата,

она сама найдёт – уж так заведено...

Но с целым светом ты – великое Одно,

когда кровоточат незримые стигматы.

 

Вечное дело – быть за плечом

сторожем тела – и палачом.

Хрупкий терзая дух

пламенем, словом, сталью, лозой –

горем и стоном, кровью, слезой

ад собирает мзду.

 

И любо Князю тьмы на ранах сеять соль,

и весело ему когтями язвы трогать.

И вот, за грех платясь, ты прибегаешь к Богу

тогда и оттого, что постигаешь боль.

А та – не пощадит и плачу не поверит,

клыков не разожмёт...

Но тем она быстрей

в неведомый предел душе откроет двери,

придя в последний раз – на завтрашнем костре...

 

* * *

 

Искандер, эти реки тесны и горьки...

Ольга Андреева

 

Свет мой, Оля, пригубить любимый тобою размер –

как тенями совпасть на негреющем солнце предзимнем

или почку стиха обнаружить на чёрной лозине,

запасая терпение к долгой суровой зиме.

И однажды, в промозглую оттепель, коли суметь –

развернётся, зелёная, на углежога корзине,

и бессмертной улыбкой сквозь слёзы Джульетты Мазины

переменится к лучшему жизни дурная комедь.

 

...Это правда, что тесно и горько. Но верно и то,

что речушки горьки оттого, что предчувствуют море.

По уклону судьбы, по излучинам их траекторий

мы вольёмся в иной грандиозный и грозный поток.

«Камень, брошенный в воду, всегда попадает в мишень...»

Примечательный факт. Очевидно, мы целимся точно.

Всё случится: стоим ли ещё над водою проточной,

утоляем ли жажду, хоть нету напитка горшей.

 

Берегами бродя, отложив океан «на потом»,

или в реку войдя, оступаясь в стремительной влаге –

на каком опрометчивом и предуказанном шаге

отдадимся течению, руки раскинув крестом?..

 

* * *

 

…Но в целом проблема навряд ли сводима 

к инверсии времени и остальному 

похожему.

Ветер играет гардиной, 

негаданным гостем гуляет по дому. 

Хорошему дому. На остове крепком, 

проросшем в сплочённый гранит 

     плоскогорья, 

как гриб-дождевик или ладная репка, 

у мелкой лагуны холодного моря. 

 

На склоне пологом, под месяцем талым 

прилив охватил вересковую пустынь. 

Вода родников отливает металлом, 

и тени родятся узорно и густо. 

Ложатся на ветер полярные совы 

по пеленгу пищи, по лемминга писку, 

и ярко восходит звездой невесомой 

корвета доставки зелёная искра. 

 

Ночная приборка. Проворные крылья 

над каждой поверхностью. Влажные блески 

на свежих мазках Писсарро и Мурильо. 

Столбцы статуэток угрюмы и вески, 

а глянцевый камень жуков-скарабеев 

пылает багрово, темно и устало. 

Их много по дому. И властно довлеет 

подробность и подлинность каждой 

     детали. 

 

Апрель – и, подобная белой лакуне, 

зима отступает. И мхи лиловеют, 

и рыхлые льдины плывут по лагуне, 

и ветер по комнатам ходит и веет 

весенним беспамятством, северной 

     грустью… 

…На куполе – пятна последнего снега, 

и дом открывает приёмное устье 

для семечка капсулы, канувшей с неба. 

 

Там всякое: фрукты и овощи Кубы, 

субмодули, древняя книга поэта 

и женщины письма, которая любит, 

но больше не сможет – собою об этом. 

Рукою написаны… Тёмен и странен 

его кабинет, где светлело ночами 

от тихой улыбки её голограммы. 

И образ Марии Челесты печален. 

 

Закрыты каналы, пусты терминалы. 

Убивший источник хрональной заразы, 

ничком на полу – человек, терминатор, 

принявший судьбу и отдавший приказы. 

Судья Атлантиды и времени лекарь… 

Устала его коронарная мышца – 

и нету у дома теперь человека, 

знакомого с Буддой, Рамзесом и Ницше.