Александр Воловик

Александр Воловик

Четвёртое измерение № 21 (477) от 21 июля 2019 года

О природе вещей

Фермата

 

Прикладные стишки, как винтовки с прицелом и мушкой.

Если цель не добьют – рукопашным прикладом крушат.

Прикладные – не чистые. И – не стихи. Потому что –

в них полощется быт и воняет помоев ушат.

Тут с ботинками споро рифмуются полуботинки,

губит розу мороз и кровава бедняжка любовь.

И душа стихотворца садится, как лифчик от стирки,

славословий и лайков освоив рекордный улов.

Не желая их славы, я жажду иного удела.

Сторонюсь от курков, от штыков и, простите, цевья.

Вечность в сторону смотрит, старушка – обычное дело.

Ну и что! Ведь не в ней, а в полёте весь кайф бытия!

На ходу, на бегу, пусть безумно, безудержно, бурно.

Цель – движение. Вне – направлений, колёс, скоростей,

Через трафика гул, ни на цыпочки, ни на котурны

не вставать! Остановка летальней постельных смертей.

Финиш. Сам пред собою кичась совершенством формата,

звук и букву солью в монитора слепящем окне.

Суммой пауз бессрочных фигура молчанья – фермата –

увенчает надгробие нерукотворное мне.

 

Футбол

 

кубань забила локомотиву

команда выла лакая пиво

а музыканты в сырых потёмках

в пивные банки лабали громко

громила в кепи но с виду добрый

бил по доске деревянной воблой

арбитр рухнул в глубокий аут

как будто вдруг получил нокаут

а там интимно одна фанатка

под бубен гимна зевала сладко

и из кулисы учуяв бабу

походкой лисьей прокрались к бару

хавбек и форвард потом голкипер

но тренер бодро вперёд полки́ пёр

и понеслось ну а что там было

сказать нет слов а луна светила

пока вся сила локомотива

кубань месила и молотила

всё после сдунула ночь глухая

спорт это думаю чепуха я

 

Зимние рифмы

 

Зимы несносной дик обряд,

и полно праздновать враля-то,

что будто тёплых декабрят

морозят злые февралята!

Суров сугробов буерак.

Тинейджеры, наморщив брови

и страх поправ, на буерах

летят, и вот уже в сугробе.

Но январята встали в ряд

плечом к плечу и без лазеек.

На ненарядных ноябрят

снежинки нежные глазеют.

Снегов глобальные валы

таят в глубинке колкий облик,

подобны залежам халвы

в глухих месторожденьях сдобных.

Разбой непозабытых луж

отныне глянцево заметен,

и я, и каждый – неуклюж

между медвежьих междометий.

В гирляндах шаровой тиши

плоды – огня душисто чают.

А мартыши, как малыши,

апрельи трели различают.

 

О природе вещей

 

Я Лукрецием каркну, я Овидием визгну,

Предпочту я попкорну непокорную карму.

В лопухах у забора подберу я харизму,

Но харизмы капризны и, бывает, коварны...

Я взовьюсь Ювеналом над порочной планетой,

я проникну, как в поры, в потаённые щели,

где, пока верещали самозванцы-валеты,

короли крыли дам, так что дамы пищали.

Я увижу дотоле невнятное глазу,

очарован природой, а в природе – вещами.

Что ли зря я в салоне «Вдохновение Плаза»

заправляюсь в столовке расстегаем и щами!

Ну, а вещи вещают – такова их природа.

вроде «Эха района» или «Радионяни».

Я привёл бы подробно их поэмы и оды,

но, пожалуй, не буду, дабы мне не пеняли.

 

В седьмом измерении

 

У вас пошло? А у меня пошло!

1999

 

Метался: не шло. Из стекла ухмылялся двойник.

И шло, да не то. Не туда. Не сумел. Не проник.

И шло, но – само: не везло, не несло, не цвело.

И пахло. Но – вонью. В окне проплыло НЛО.

Соко́л пролетел. Прохудился и прежде худой

отстойник на кухне, набитый рябой ерундой.

Отчаянный чайник нечаянно фукнул в свисток,

и тут – началось! Выдвигаясь из пыльных кустов

оскаленной клавой, скрипел чёрно-белый рояль,

кряхтел септаккордом и шумно педали ронял.

И бурный, как Терек (он буен – я слышал!), был рад

разнузданный телек всучить нам нескромностей ряд

и их смаковать. Сладковатый вскипел фито-чай

и, не повернув головы маяковский кочан,

бубухнула гиря, брандмауэр грубо круша

(как в фильме Феллини), не строя взамен ни шиша.

Ну вот, наконец! Что-то дрыгнуло задней ногой

в седьмом измерении так, что немного другой

предстала компания знаков, на клетчатый лист

набросанных; и изменив выражение лиц,

друг другу уже двойники улыбнулись в стекло,

и мумрик* на Фобос нацелил своё НЛО.

 

--

* мумрики — самоназвание жителей Фобоса.

 

Пассионарность пассива

 

Сохнущих скрип дубов и разбой побегов

глушат невинно живое твоё лицо.

И не пытайся вырвать у них победу.

Пей не шампань, а терпения тёплый сок.

Делай, что́ должен: малую смальту звука

взвякни в зиянье мозаики – звонче чтоб –

меж междометий, глаголов и тусклых стуков:

стоп несказуемых – кротких предлогов об.

Орнаментально, почти что комбинаторно

проб перебор переборет парад бугров*,

не пререкаясь с придворным трезвоном горна

и не братаясь с когортой его врагов.

Спектром магическим в небезызвестной призме

синтаксис смело криви и коверкай слог,

каменнолико на празднике и на тризне

равно нейтральный, пассивный, что твой залог.

И, постигая пассионарность пассива,

по́ступи пестуя шалый летящий шаг,

не за сортиром рухнешь башкой в крапиву,

а воспаришь – как светящийся яркий шар.

 

--

* бугор — начальник; элемент «элиты»; «известняк».

 

И складно, и нескучно

 

Сиди, обыденность, в потёмках,

не тормози мою работу!

Я не люблю писать о ЧЁМ-ТО.

Меня не вдохновляет ЧТО-ТО.

А я люблю писать про нечто.

Про взгляд и нечто. Но такое,

чтобы звенело, как колечко

о подстаканник, золотое.

И чтобы тонкие глаголы

витали, цацкались и пели,

и звуков лёгкие уколы

ознобом отзывались в теле.

Летя стремглав, как света кванты,

чтоб в цель они ложились кучно...

− Так Вы творите как новатор?

− Ну, да: и складно, и нескучно.

 

Фигуры сна

 

Приманивал специальным дыханием и сопеньем.

А он рисовал фигуры на скрытой изнанке век.

И тёмный недобрый город в стихах я воспеть успел ли,

теперь и не вспомнить, ибо погас его полусвет.

Неслышимые шарниры на сто степеней свободы

раскалывали движенье и определяли ход

медлительных незнакомцев невыясненной породы

(кто только им встроил в чипы иррациональный код!)

Удары венозной крови без промаха бьют в затылок.

Воспоминанья кратки и сладок осадок дрём.

Чудна́я картина мира, где я ещё жив и пылок,

пропав, прожелтила штору скупым ночным фонарём.

 

Диджей

 

Диджей это Doctor Juris*, а не то, что

мог бы подумать любитель звонких звуков.

Что мне несёшь ты, электронная почта,

из динамика шёпотом помяукав?

Сообщение зверевских кураторов?

Предложение платной публикации?

Реклама продаж косилок и тракторов?

Спам о полном излечении канцера?

А то адвокат из солнечной Замбии

сулит миллиарды наследства дедушки

13-юродного, терзаемый,

что так и умру бедняком несведущим...

А может, мне правда, пора бы в Африку.

Мало ли кто скажет: да гиппопотам там!..

А там там-там-то – барабанной фабрики! –

диджеев учил грохотальным грамотам!

Как Цельсий надстрочным кружочком градуса –

взлетит! – аж сомлеют гориллы грозные.

Ах, там – вука-вука, жирафы, страусы...

Но я патриот. Остаюсь на Родине.

--

* Doctor Juris (DJ) Доктор юридических наук (д.ю.н.)

 

В этой стране

 

Я утешусь щедротами быта,

рисованьем по свёкле и льду.

Подкую бутербродом копыто,

безлимитное время введу.

2008

 

В этой стране (попыток) фигуративных стихов,

где бутерброды копыт не знают подков,

где я осене́й осеняю пламенный кров,

силлабической ахинеей и – не таков,

где фигуры, теряют смысл, обретая звук

и то ли фигурно рыдают, то ли кого зовут,

в этой стране, в этой строгой порядком бед

(которого – нет)

рваная ритмика жизни

гудит заводским гудком,

навевая партком, завком,

ржавея замком

навесным –

нам ведь с ним

ещё долго вить нить дорогого сюжета

в этой,

подбитой ватой

веков,

отдельно взятой

стране фигуративных стихов.

 

Где бы ни был я

 

Свет ли вылупится из рыка,

или, молниями влеком,

гомерический горемыка,

перочинным сверкав клинком, –

гром, взыскующий и искомый,

разверзая, как бездну, миг.

завершит, но не кодой – комой

звукописную силу книг.

Резкий звук на цепи столетий.

Песни-пляски, но – распалясь,

сунет пальчики лишний третий

в панталон пистолетный паз.

Сквозь шипение, свист и хохот

заурядней, чем турникет.

– Чик! – и миг претворит в эпоху:

от Гомера до наших лет.

Да какие там наши годы!

Миг – полвека. Два мига – век...

Ну, старлей, нацепляй погоны,

кого надо – свистай наверх.

Да взыграй – стопроцентным, клёвым,

неуёмным врагом былья

и железом пожги калёным

все края, где бы ни был я.

 

В трамвае

 

В электротрепетах трамвая,

его трезвон перекрывая,

гремит копейка трудовая,

жужжит, как в ухе – в кошельке,

тогда как президент, кивая

коллеге, лидеру Китая,

летит от края и до края

в небесной тачке налегке.

На кухне вьётся рой дрозо́фил.

клубится пар: кипит картофель.

В чём соль – в сметане ли, в укропе ль –

не скажет и мудрец иной.

А я, чей час уже не пробил,

упрятал фас в угрюмый профиль,

из пары Фауст–Мефистофель

не выбрав роли ни одной.

 

* * *

 

Равнины строк, возвышенности рифм,

длиннот озёра, лабиринт метафор.

Мазок, пресуществляющийся в штрих,

и слушатель, синекдох дегустатор,

объединились для творенья, но –

толпу мечтаний бил ОМОН сомнений,

метались буквы, как толпа лгунов,

тогда как автор, мнивший, что он гений,

продолжил курс курсора в темноте,

шарахаясь по внутренней буссоли

от юга к весту средь идей и тем,

ища тем самым как бы ветра в поле

и не найдя...

 

Не ум, а звук

 

Никто не знает, тугоух,

и тайн моих не раскусив,

что, когда я ваяю стих,

не ум ведёт меня, а звук.

21.11.2018

 

− Что же вы на свет не вышли,

строчки? – скучно в рукаве!

− Дело в том, что нету мыслей,

нету мыслей в голове.

И не надо, и не надо!

Мысли пошлы и скучны.

Звуки – вот одна отрада,

антиподы тишины.

Надо, чтобы среди ночи,

вечерком и поутру

звуки чавкали калоша-

ми округлыми во рту.

Чтоб свистком они свистали,

чтоб гремели, как кирпич,

кувыркающий по стали,

скажем, крыши, грома спич.

Чтобы гукали и пели,

лепетали и лились,

сладкогласные, как феи

по дороге в парадиз.

 

Аборигены Антарктиды

 

Аборигены Антарктиды

понаторели в мятежах.

Ни выи гнуть, ни горбить спины

не станут: им неведом страх.

Пускай им угрожают мачты

всех пароходов северян –

они не проиграют матча,

поддержат честь полночных стран.

Верхом на боевых пингвинах

они возьмут на абордаж

врага;

ряды сомкнув и сдвинув,

отбросят не вошедших в раж –

и европейцев бледнолицых,

и азиатов тормозных.

Они бегут, врагу не скрыться,

и налицо победы миг!

Бухие янки, австралийцы

и даже африканец злой

навек учтут героев лица

и бросят думать про разбой.

Пусть в наши мирные пределы

плывёт свободно тихий кит.

Свобода есть святое дело

всех суверенных Антарктид!

 

Вприсядку

 

Как подсолнечный злак залузган,

издавая то рык, то стон,

я вприсядку скачу за плугом,

как советовал граф Толстой.

Не кузнечик, но саранча я,

кукарача и таракан.

Лично Пушкин меня не чаял

ли в лебядкин словить стакан?

Я не дамся поэту-внуку

Ганнибаловых злых кровей,

а явлюсь сновиденьем-в-руку,

пререкаемый корифей.

В этом сне, может быть, четвёртом,

Золочёного века сне,

я примщусь суеверному чортом,

чтоб отстал и не мнился мне.

Но наскучив скакать присядкой,

я пойму: эта скука – знак,

и Ахилловой дрыгну пяткой,

наколовшись на дохлый злак.

 

На утрату книжки № 110

 

Прогрессирует прогресс

на потеху зрителям.

Пирожок насущный днесь

чёрств и непрельстителен.

С музой в сотовую связь

ввязываюсь затемно.

В ночь по кнопкам пальцев пляс:

глядь – стишка бредятина.

Приравняв курсор к перу,

за пир духа ратуя,

обозвал эту муру

«Книжкой 110-ю».

(Номер взялся не с небес,

жизнь к закату катится.

Чудо-юдо-ПСС*

точно каракатица!)

Я её – на жёсткий диск,

наслаждался качеством...

Друг-компьютер, починись**,

я ж забыл всё начисто!

--

* Полное собрание сочинений.

** Он и починился. И вот она, эта 110-я книжка!