Калибр поэту рад: поэт – калибра брат!

Пока мы думали-гадали, судили-рядили, рассуждали-обсуждали, кто кому брат, памятуя о сестре таланта, наш многосерийный (многоступенчатый) турнир набрал мощные обороты и… вышел на околоземную орбиту!

Судите сами: всего за месяц со дня опубликования Положения о проведении VII международного поэтического конкурса «45-й калибр» имени Георгия Яропольского в адрес альманаха-45 поступило 362 заявки. Из них модерацию прошли 238 подборок, ещё четыре письма на рассмотрении. А 120 (!) претендентам на участие в нашем турнире отправлены уведомления о том, что их стихи в полуфинал не прошли.

По большому счёту мы имеем полное моральное право уже сегодня заявить о прекращении приёма поэтических творений, поскольку изначально называлось число 200, но точно знаем: ещё не все сильные авторы сосредоточились на составлении подборок. То и дело – по самым разным каналам! – поступают просьбы: Бога ради, дайте ещё несколько денёчков… пришлю, всенепременно. Даём – те самые деньки!

А пока – впечатления модераторов, прочитавших все присланные на сей момент стихи… Имена этих героинь каждый участник конкурса должен знать назубок – низкий поклон вам, Ольга Андреева, Лера Мурашова, Наталья Разувакина! Впрочем, и другие судьи, работающие на первом этапе, заслуживают самых искренних слов благодарности.

 

Сергей Сутулов-Катеринич

 

Нас много. Нас, может быть, тысяча

 

Главное впечатление от работы в жюри – ежегодное изумление от того, как же у нас много пишущих. Причём пишущих не просто гладко – а по-настоящему ярко, серьёзно и хорошо. И выбирать из этого моря хороших стихов – нелегко. Точнее, говорить подборке «да» как раз легко и радостно – но гораздо чаще приходится говорить «нет» – таковы условия конкурса. О критериях моих, субъективных, я уже писала, повторюсь вкратце – случаются стихи, подкупающие свежестью, энергией, музыкой, своеобразием с первой же строки, они тебя держат до конца. Их искать не приходится, они сами себя покажут. В них есть формулы, которые запоминаются, которых ты не слышал никогда ранее. Стихи должны – завораживать.

Хочется поговорить о другом – что это значит, что нас стало так много? В чём причина этого, и в чём смысл?

Уверена, одна из важнейших причин – развитие интернета. Благодаря ему исчезло понятие провинции в поэзии. В самой далёкой глубинке поэт может быть услышан, поощрён – а значит, будет писать дальше, развиваться и расти. А раньше, до эры мировой паутины, человек просто бросал это занятие, не востребованное никем вокруг, или продолжал писать «белой вороной», но стимулов к росту не имел, и вне критики, вне конкуренции постепенно деградировал. Скольких талантливых поэтов мы лишились таким образом – можно только гадать. В условиях, когда невозможно было ни пробиться в печать, ни издать свою книгу, побеждали отнюдь не самые талантливые. «Талантам надо помогать. Бездарности пробьются сами» – именно об этом сказано.

И вот теперь иерархия перекроилась, перестроилась, потекла вода по сообщающимся сосудам, изменились рейтинги.

Когда в 90-е годы появилась возможность издавать свои книжечки хоть малым тиражом, – это был прорыв. И уж, конечно, истинным прорывом стал Интернет. И создатели многочисленных литературных сайтов, и организаторы конкурсов и фестивалей окончательно разрушили проблему провинциальности. Сегодня такой проблемы просто нет.

Но кто мог представить, что в условиях сетевых изданий, в условиях, когда можно издать свою книгу – поэтов станет ТАК много? Сколько нас? Мне представляется – не менее тысячи, если отбросить снобизм и не называть поэтами только свою тусовку. Ну если на Стихире около миллиона авторов, то 0.1% от Стихиры ведь можно уже называть поэзией, верно?

Как минимум тысяча. А может быть, и все пять.

Предлагаю ввести некое мистическое допущение – нас так много потому, что сама природа так хочет. Мирозданию мы для чего-то нужны. Возможно, чтобы кардинально улучшить нравы и помыслы современников. И в чём-то даже изменить ход истории – не смейтесь, я ведь не о реалиях говорю, а о Замысле.

Но для этого необходимо как минимум, чтобы современники нас читали – чего нет и в помине. Мы читаем стихи друг другу, а поскольку нас много – у нас возникает ощущение, что всё в порядке. Между тем мы не выполняем своей миссии, и природа производит пишущих всё больше и больше, чтобы наше количество наконец прорвало некую плотину и перешло в качество, чтобы хорошие стихи были услышаны вне поэтической тусовки, чтобы их запели по радио, чтобы они звучали в кинотеатрах и на стадионах, чтобы литературные журналы появились в каждом райцентре… Кто знает – на что мы тогда будем способны.

Ведь для такой огромной страны, как наша, тысяча поэтов – это капля в море, согласитесь.

 

Ольга Андреева

 

Магия чисел

 

Вновь среди белизны

лягут чёрные строчки,

ибо нет у весны

ни числа, ни отсрочки.

ГЯ

 

Седьмой раз мы проводим «45-й калибр». Семь – число интересное – простое, магическое, сказочное. Наверное, поэтому среди участников конкурса стали появляться сказочные персонажи. Не знаю даже, радоваться этому обстоятельству или огорчаться. С одной стороны, это означает, что конкурс наш приобретает всё большую популярность. Похоже, слух о нем прошёл не только по всей Руси великой, не только по всему земному шару, но достиг и неведомо где расположенного Лукоморья, обитатели которого оказались не чужды изящной словесности. С другой стороны – руки опускаются… Уважаемые потенциальные конкурсанты, наш альманах – не очередная соцсеть! Не стихира! Не ваш персональный сайт, где можно себя хоть мушкой, хоть грибочком, хоть любой абракадаброй именовать!

Нельзя всю жизнь играть и прятаться за маской, за выдуманным образом. «Не раздобыть серьёзной славы, покуда кровь не пролилась». А стихи – это и есть кровь. Это жизнь и даже больше. Это то, что требует «полной гибели всерьёз». По крайней мере, так относился к стихам поэт, чьё имя носит «45-й калибр». И если вы не готовы к «гамбургскому счёту», если у вас всего лишь хобби такое – складывать слова в рифму, или просто хочется пропиарить свою интернет-страницу за счёт посещаемости нашего альманаха, если вы ещё не разобрались, нужен ли вам этот самый серьёз, – не тратьте своё и наше время, не регистрируйтесь на сайте «45-й параллели» в шутку и/или под шутовскими прозвищами.

Весь этот крик души вызван несколькими неприятными инцидентами, случившимися в процессе модерации поступающих заявок. Казалось бы, есть вещи очевидные, которые оговаривать особо нет необходимости. Но вспомните знаменитую историю, в результате которой в инструкциях к микроволновым печам появилось предупреждение о том, что они не предназначены для сушки домашних животных. Вот так и у нас. Каждый новый сезон добавляет несколько новых пунктов в правила приёма произведений на конкурс. Конечно, эти новые пункты будут введены со следующего года, но хочу их озвучить уже сегодня.

 

  1. Убедительная просьба к участникам: при регистрации указывайте, пожалуйста, своё реальное имя или постоянный псевдонимом, под которым вы публикуетесь. Заявки анонимов, зарегистрировавшихся под прозвищами/никами («Азачем Азачемов», «Змей Горыныч» и проч.) приниматься не будут.

  2. Внимательно подумайте, прежде чем отправлять заявку. По просьбе участника можно снять уже принятую на конкурс подборку, но поскольку на её рассмотрение потрачено время модераторов и судей, то такое неуважительное отношение к работе нашей команды наказывается бессрочным запретом впредь принимать участие в конкурсе.

  3. Стихотворные тексты, представляемые на конкурс, не должны содержать ссылки на другие интернет-ресурсы и/или любую другую постороннюю информацию.

 

На этом, пожалуй, и хватит о неприятном. Потому что хочется – о приятном. Потому что в очередной раз, дорогие наши конкурсанты, вы меня и, думаю, всю нашу команду удивляете и радуете. Каждый сезон открывает новые, неизвестные нам доселе имена интереснейших, самобытных, ярких поэтов. Пока анонимно делюсь своими находками.

Сначала – очень мной любимые поэтические афоризмы:

 

*

И смоет дождь кровавый пот,

Похожий на бордо в бокале...

Взойди со мной на эшафот,

Чтоб после встать на пьедестале...

 

*

Пусть двести лет струят молитвы

Молочный поминальный свет.

Бывает проигравший в битве –

В дуэли проигравших нет.

 

*

Я сплела венок из сельдерея

И легла устало на кровать.

Это хорошо, что мы стареем,

А иначе грустно умирать.

 

Огромное удовольствие получаю, когда обнаруживаю свежий взгляд на самые что ни на есть традиционные темы, на которые, казалось бы, сказать что-то без штампов невозможно. Но талант, преломляя впечатления в уникальном жизненном опыте, дарит нам вот такие, например, осени:

 

*

Вздыхая о минувшем лете,

таджик в оранжевом жилете

сжигает осень на костре

по подозренью в колдовстве.

 

*

рябит в глазах твоих апофеосень.

на пожелтевших трав простоволосье

наносят клёны сочные мазки.

и в капельках подсолнечного света

мерещатся безумие винсента

и сгустки медно-охровой тоски.

 

И вот такое, например, море:

 

*

Зажмурься! Ну же!

                               Не смотри!

Море – снаружи

                          и внутри!

Закроешь глаза – оно

                                       не денется никуда.

Виноград –

                нечто меньшее,

                                         чем вино,

море –

                 большее,

                                чем вода,

большее,

             чем прибой,

                                синева и соль.

Оно сродни философии,

                                    совокупности воль.

Плывущий по воле волн –

                                           волен.

Выброшенный на сушу –

                                      болен

земным тяготением,

                              сомнениями,

                                            смятением...

 

И вот такой туман:

 

*

В таком тумане можно умереть,

когда искажена вся суть пространства:

Вода повсюду, но исчезла твердь.

И ось земная – это просто жердь,

нет координат, а значит – постоянства.

В таком тумане точно пропаду,

пойду на звук и выйду в зябкой роще,

где, как и я, растерянно бредут

ушедшие.

 

Или первую весеннюю бабочку:

 

*

Апрельская пьянчужка, наркоманка –

капустница – как жалок твой полёт!

Но взгляду оторваться не даёт

от трепыханий, раз такая пьянка

и всё плывёт.

От солнца обалдевшей, ей бы в нише

понежиться, пригревшись, но опять

где верх, где низ нет времени понять:

воздушная волна уносит выше –

летать.

Быть первой трудно, надо быть с приветом.

На радость, на беду

какая сила выбросила в это

пространство ослепительного света,

оставила одну?

 

Радует диапазон жанров. Среди конкурсных стихов можно встретить великолепные образчики ироничной поэзии (особенно ценно, что это – самоирония, подтрунивать над ближним охотников много, но исчезающе мало количество способных себя, любимого, критиковать или видеть в смешном свете).

 

*

Поскользнувшись на льду

у всех на виду

солнечным зимним днём,

в минус 14, нижним бельём

прямо туда, где вода тверда,

рухнув, но это ещё – когда,

а прежде, почувствовав, что каблук

едет, и тело, отбившись от рук,

едет, пытаясь себя устоять

разбалансированно, и опять,

трижды опять в рукавицах и без

шаря чего-нибудь в противовес,

чтоб опуститься не очень-то на,

а приземлиться, как Роднина,

сделав фигурную ласточку же!

в быстром скольже...

вспомнила о душе.

 

И самую что ни на есть крутую метафизику можно обнаружить при желании:

 

*

Я помню затяжной бесцветный сплин.

Цыганский дождь снимает с почвы порчу.

Но почерк молний, пляшущих вдали,

для смертных, как и прежде, неразборчив.

Я помню... что не помню ничего,

того, что было, и того, что будет.

Лишь вечности

нечаянный зевок

меж выдохом

и вдохом

полной

грудью.

 

И, конечно же, не иссякает поток лирических строк, без которых, собственно, и нет поэзии как таковой.

 

*

между водонебьем

и древоречьем

причитает птица

по-человечьи.

на горбу неся

золотые ливни,

медноокий зверь

точит берег бивнем –

улетают в глубь

краснопёрок стаи.

и не важно, кем

мы друг другу стали –

здесь такой рассвет –

наливная дичка.

...приходи со мной

говорить на птичьем.

 

*

Если бы счастье можно было потрогать? Какое оно на ощупь?

Мягкое и горячее, немного шершавое, облизанное морским бризом.

Легко помещается на ладони, но рук не хватает объять.

Фарфорово-хрупкое и удивительно прочное. У него форма твоих запястий.

 

*

мир безусловен в этой тишине.

и только снег... 

кругом один лишь снег,

подкрашенный густым ультрамарином.

молчи и ничего не говори.

мне всё уже сказали фонари

на фонарином.

 

*

и что с того,

что далеко–далёко

от всех твоих дождей

мои снега...

 

Для меня мои «найдёныши» – уже победители, независимо от того, станут ли они лауреатами или нет. Потому что любой конкурс в какой-то степени – лотерея. Хотя сложение разновекторных мнений членов судейской команды всегда приводит к закономерному результату – победителями и лауреатами нашего конкурса становятся поэты действительно самого крупного, «убойного» калибра. И всё же авторов, достойных лауреатского звания больше – в разы – чем мест в списке. От этого и грустно и радостно одновременно. Но радости – больше, к тому же она накладывается на приподнятое весеннее настроение, ведь «45-й калибр» неизбежен, как весна. В общем, как говорит один из наших конкурсантов:

 

*

Смех, солнце, воробьи

весной растят тротил анархии

в крови!

 

Лера Мурашова

 

Жизнь, стихи и апельсины

 

Наклонный жёлоб, по которому непрерывно катятся на тебя апельсины, и ты ловишь их, чтобы крупные – направо, а мелкие – налево… Этот бородатый анекдот про суперответственную работу (о ужас, каждую секунду принимаешь решение!) вспоминался мне в первые дни конкурса.

А потом я поняла, что всё не так страшно. Нужный мне апельсин не крупный и не мелкий. Он просто другой. Он тетраэдр, или светится изнутри, или просто бомба – не пропустишь.

У меня ведь уникальный опыт: в прошлом году впервые в жизни поучаствовала в конкурсе, а в этом году – впервые в жизни сужу. Можно было б сказать, что вдохнула атмосферу и снаружи, и изнутри, когда б не крайняя моя прошлогодняя беспечность. Отправила подборку – и жила спокойно до самой победы, пропустив все волнующие моменты полуфинала, финала, обсуждений… Потом порадовалась, конечно (если оценили – значит, нашла своих! ура!), но никакого конкурса так и не почуяла.

Зато сейчас – ух!

Прежде всего хочу доложить участникам, что каждый член жюри абсолютно самостоятелен в своих решениях, потому как компьютерная программа, в которой мы все работаем, предполагает безусловную автономность. То есть, сидим мы все в ней, находясь при этом в разных городах и даже странах, и оцениваем тексты вслепую друг от друга. И так в несколько этапов, постепенный отсев.

Во-вторых (это уже лично мои впечатления): когда тексты выкатываются на тебя в больших количествах и непрерывно, перестаёшь обращать внимание на имена авторов, видишь только сами тексты, которые, по идее, должны жить самостоятельно. А вот с этим как раз у нас проблемы. Потому что пишущих гладко, уверенно и профессионально сейчас много (про уровень «палка-селёдка» здесь не говорим), но большая часть из них лишь множит сущности. То есть плавает в некоем общекультурном поэтическом бульоне, пытаясь искать и вдохновение, и средства его выражения в том самом словесно-понятийном гуле, что с детства нам знаком. Причём делается это, скорее всего, не специально, люди думают, что так и надо. И шагают в их творениях Хароны с Большими Медведицами стройными рядами, да опутанные нитями (чаще всего – серебряными, нередко – дождя), и затосковали все дружно о детстве, в котором было хорошо, а сейчас – плохо, и заувядали вместе с осенью (что совсем уж неприлично, на грани плагиата, но дело в том, что и здесь воровство настолько… честное, из коллективного поэзосознания, что авторы, хорошие люди, будто велосипед изобретают!).

И катятся, катятся апельсины… И вдруг – вздрогнешь! И остановишь конвейер, перечитаешь, запомнишь имя поэта. Потому что – не автор, не участник конкурса, а именно – поэт. И как решился-то…

Настоящие стихи за лайки, баллы и «спасибо» не пишутся. Показать их публике – поступок. Если это не словесная эквилибристика и не холодная демонстрация определённого уровня мастерства. Если не зарифмованная проза (можешь высказать мысль в прозе – высказывай в прозе!). Это иной язык. Неожиданно рождающиеся новые смыслы на стыке привычных по отдельности слов, и угол зрения, от которого холодеет внутри, и бесстыдство первозданное Адамово. Это, если хотите, опредёленная религиозная практика, прорыв в иное, и читатель здесь, по большому счёту, ни при чём. Потому что рождён текст, которому нужно было родиться, а вот мы увидели – и причастны теперь… Как причастны мы к тексту древней молитвы святого – открываем молитвослов, читаем. Но вряд ли святой писал свой текст для нас…

Нет, я не хочу сказать, что все настоящие стихи устремлены в небо. По-разному бывает. Но одно, по-моему, обязательно: они всегда имеют особый, страшный вес. Простите за вульгарное сравнение, но как валюта должна быть обеспечена золотом, так стихи – жизнью. Иногда – прошлой, – выношенные. Иногда – будущей, – пророческие. Иногда – всей. А жизнь поэта всегда объёмнее, чем жизнь конгруэнтного ему обывателя, личность автора вообще бывает мельче его же дара, и это нормально, просто дар вынуждает обеспечивать стихи не только собственным золотом. Я не знаю, как работают эти механизмы, но они есть.

И поэты – есть. Наш «45 калибр» верное тому подтверждение.

Конкурс продолжается, и я от души благодарю всех участников за доверие и отвагу.

 

Наталья Разувакина