Два монолога и один текст

…это жест в пустоту

 

Сразу скажу, что публикацией этого наброска я не намерен ни кого-то уязвить, ни что-то доказать.

Я просто рассказываю, как оно было и в действительности, и на самом деле.

Последствия одной бурной дискуссии не могли пройти бесследно.

И вот в урочный предутренний час, когда сознание ещё спит, а подкорка уже вовсю работает, посетила меня, застав врасплох, мысль, формулировка, а скорее, строчка:

«Перевод — это жест в пустоту».

Я и сам ей вначале несказанно удивился.

Конечно, я мог бы изложить соображения, которые привели меня к подобному умозаключению. Но в данном случае это нас отвлечет от дальнейшего развития сюжета.

Так что в другой раз и по специальному поводу.

Итак.

«Перевод — это жест в пустоту».

– А почему мы, собственно, так сужаем область применения? – подумал я.

И сделал пока ещё робкий первый шаг.

«Вся поэзия это жест в пустоту».

Лёгкий азарт овладел мной.

– Смелее! – подбодрил Голос.

«Литература — это жест в пустоту».

Увлекшись, я и не заметил, как уже был вовлечён в игру.

И неизменный Визави оказался напротив меня за карточным столом.

Он обожает подобные игры.

Хотя и не подает вида, ему это не пристало.

– Осторожнее, –  предостерёг Голос. — Ты же знаешь, он всё равно тебя обыграет.

Но меня уже понесло.

«Всё искусство это жест в пустоту».

– По крайней мере, последовательно, –  прокомментировал Голос.

Я набирал обороты.

«Каждая жизнь это жест в пустоту».

– По большому счёту это, возможно, и, правда, – подумал вслух Голос.

«Цивилизация  это жест в пустоту».

– Притормаживай! – голос Голоса звучал не слишком убеждённо.

Я решил сделать ещё один шаг. А там посмотреть.

Хотя на что смотреть?

Визави был как всегда непроницаем.

«Все история человеческого существования это жест в пустоту».

– Всё, хватит, останавливайся! – запаниковал Голос.

Мне было ещё что сказать.

Про Солнечную систему, например.

Но чувство предопределённости происходящего охватывало меня всё сильнее.

– Себе! – сказал я.

Визави вскрыл только одну карту. И победно предъявил.

Там красным по чёрному была четко написана простая и очевидная фраза:

«Сотворение мира — это жест в пустоту».

Голос пристыжено промолчал.

Мне тоже нечего было возразить.

Это действительно так.

И частные подробности и детали уже теряют всякое значение.

Я ведь тоже знал это.

Почему же не пошёл до конца?!

По той же причине, что и всегда.

Иерархия иллюзий

 

Я написал этот текст по вполне конкретному поводу и с не менее утилитарной целью. Преувеличивать его значение особого смысла нет, но и слишком умалять тоже не стоит. Текст как текст.

Произношу его своим тем самым умело обесцвеченным голосом, который способен придавать видимость многозначительности любой пустоте и трагичности любому фарсу.

Глядя как бы прямо на зрителя, но главным образом и в себя.

Если выстраивать ту иерархию иллюзий, которая неразрывно связана с жизнью человека и постоянно в ней присутствует, то, пожалуй, самой глобальной, всеобъемлющей и всеохватной иллюзией является сама человеческая жизнь.

Ибо никому из живших и живущих (о будущих судить трудно) не удавалось и не удаётся ни избежать её, ни от неё уклониться.

И в её финальной иллюзорности каждому, к сожалению, тоже предстоит убедиться.

Если постепенно спускаться далее к основанию пирамиды (точнее, к её вершине, ибо эта пирамида перевёрнута соответственно численности тех, кем та или иная иллюзия владеет), то следующей масштабной иллюзией я бы, пожалуй, счёл любовь.

Опять же по причине её присутствия или проявления в существовании практически любого человека.

В смысле распространённости (и иллюзорности) с любовью может успешно конкурировать вера.

И в своей повседневной стихийной форме, и в куда более возвышенном и оформленном могуществом человеческого разума и воображения виде. То есть, как религия и конфессия.

Пожалуй, эта иллюзия представляет самые обширные и богатые возможности для прозрений и творений человеческого духа.

Куда менее живучей иллюзией является последняя составляющая известной триады –  надежда. Жизнь достаточно скоро не просто истребляет, но жестко вытравляет её последние следы.

Иллюзий неисчислимое множество.

Легко можно столкнуться с такими из них, как воспроизводство человеком самого себя в разных видах и различными способами – семья, дети, семейные ценности, работа, потребность в реализации и прочее рукоделие и мыслеплетение.

Конечно, определёнными, хотя и достаточно редкими, иллюзиями являются культура, искусства, литература, поэзия.

Сюда же примыкает иллюзия потребности в чтении (слушании, смотрении, ощупывании), как способе осознания других иллюзий.

Попробуем хоть отчасти эту последнюю иллюзию прямо сейчас воссоздать и удовлетворить.

Известный шаблон утверждает, что лучше всего запоминается последняя фраза.

Я бы это утверждение отредактировал так – прочнее всего откладываются в памяти первое впечатление и последние слова.

В чём я совсем не уверен.

Как бы там ни было, в нашем случае первое впечатление будет зависеть от того, какими кадрами из отснятого материала начнётся этот фрагмент.

А вот заключительные слова я уж постараюсь произнести сам.

Хотя кто его знает…

Читаю:

 

* * *

 

Что же, Отче, Твоих щедрот

Как и все, удостоен я.

Лишь глоток мне остался от.

Ничего не осталось для.

 

Так что времени вопреки,

Всё почти испытав на веку,

Разбираешь черновики,

Но никак не найдёшь строку.

 

Ту, что сможешь перебелить.

Постепенно спускаясь вниз,

Неизбежно теряешь нить.

Соглашаешься на компромисс.

 

На вполне равноценный обмен

Журавля – на синицу в руках.

Ведь, по сути, – что светлый тлен,

Что такой же, пусть чёрный – прах.

 

Сколько можно вокруг кружить,

Уповая на сдачу дней.

Поневоле приходится жить.

По неволе – Твоей и своей.

 

Если в клад превращает хлам

Этот самый призрачный свет.

Горизонт по-прежнему там,

Где его, как известно, нет.

 

Владимир Гутковский

 

Иллюстрации:

называем авторов работ, так или иначе перекликающихся с темой эссе, – 

Сальвадор Дали, Леонардо да Винчи,

Иероним Босх, Микеланджело Буонарроти,

 Марк Шагал, Уильям Блейк, Иван Айвазовский,

Микалоюс Константинас Чюрлёнис