Гаянэ Гукасян

Гаянэ Гукасян

Четвёртое измерение № 19 (619) от 21 июля 2023 года

Я словами играю джаз

* * *

 

Я больше люблю не фарфор с хрусталём, а глину,

Больше люблю, когда ветер в лицо, а не в спину.

Больше люблю чёрный кофе – в маленькой чашке, конечно,

Чем капучино с корицей, ванилью и пошлым воздушным сердечком.

Я больше люблю настоящие камни, чем пятизвёздные пляжи,

Я больше люблю с рюкзаком за спиной, пешком и без макияжа.

Акустику больше люблю, чем яркие громкие шоу.

Шляпы люблю, но сама хожу в капюшоне.

Люблю простую одежду, без брендов и блёсток;

Песни – без пафоса; не забывших про детство взрослых.

Я больше люблю серебро, а не золото, музыку, а не слова.

Люблю этот мир – не войну. Где же я не права?

 

* * *

 

Людей, как музыку, желательно слушать сердцем –

Зацепила банальная фразочка из фейсбука.

Теперь никуда от неё не деться,

Смотрю и слушаю – какие люди, какие звуки.

Есть люди – как фуги Баха – строгие и торжественные,

В них разные голоса сплетаются воедино

Органными трубами – мощно, божественно,

Равномерно, правильно, непобедимо.

Есть люди-симфонии – то аллегро, то модерато,

То скрипками вверх, то в пропасть виолончелью.

Их сто голосов зовут всё время куда-то

Вслед за палочкой дирижёра

К какой-то неведомой цели.

Люди-джаз – они не подчиняются правилам,

Звучат синкопами, всё время импровизируют.

И то, что многим кажется просто хаосом, –

На самом деле – гармонии особого мира.

Есть люди лёгкие и блестящие, в стиле диско,

И рок-философы, не выпускающие гитару из рук,

Есть как частушки – весёлые и лучистые,

Есть задумчивые и печальные, как дудук.

Почувствовать сердцем можно любого,

Были бы звуки чисты и искренни.

Не всякого захочется слушать снова,

Только тех, с кем в унисон – это законы физики.

 

* * *

 

В этом мире крупных и мелких драм,

Где горя и радости было всегда пополам,

Где пополам новых открытий, горьких потерь,

Где человек человеку – то брат, то жестокой зверь,

Где пополам ясных и хмурых дней,

Где летом хочется снега, зимой – тепла поскорей, –

Дети вырастают быстро из колясок, штанов, гнезда,

Их уносят железные птицы и скорые поезда,

Деля пополам время, ломая и строя планы,

Появляются новые люди на свет, и это не кажется странным,

Даже когда весь мир летит в тартарары.

Такие правила у этой дурацкой игры.

Хочется верить, что эта игра не на поражение,

Что за веком век она требует своего продолжения.

В этом мире пополам правды и вымысла, мыслей и чувств.

Любой стакан всего лишь на одну наполовину пуст.

 

* * *

 

Она придёт – и никого не спросит,

Не веришь в это даже ты сама:

В тебе давно хозяйничает осень,

Скорее, даже ранняя зима.

И всё уже как будто устоялось,

И всё уже как будто улеглось.

Внутри всё выцвело, остыло, сдулся парус,

Как старый дом – уже пошло под снос.

И вдруг какие-то нежданные проталины,

Окно, в котором солнце днём, а ночью – звёзды.

Ты ждёшь подвоха: что-то тут неправильно,

Ещё чуть-чуть – и всё опять замёрзнет.

Ты смотришь в зеркало, и в паспорт, и на улицу,

И в календарь, дедлайнами размеченный...

Ну да, весна. Всё снова образуется,

Вернётся, прорастёт. Загадка вечная.

 

* * *

 

Ну конечно, это ещё не весна –

Ещё даже не увертюра.

Птицы только пробуют свои голоса –

Музыканты раскладывают партитуры.

Ещё первоцветы осторожно вылезают по одному –

Зрители заполняют зал, начиная с последнего ряда.

Февраль на календаре –

До третьего звонка каких-то десять минут.

Почти всё готово, совсем немного времени надо.

Вот-вот придёт дирижёр, взмахнёт руками, погаснет свет –

На крещендо начнёт солировать Март, 

Робкие почки превратятся в листья.

И будет Музыка, и вдруг окажется – зимы больше нет –

Вступят флейты и жаворонки,

Весна случится.

 

* * *

 

Я словами играю джаз –

А выходит опять рассказ

Про солнце, снег и туман,

Про детство и старость.

Про то, что всё хорошо,

Про то, что праздник прошёл,

Про то, что до лета ещё

Совсем немножко осталось.

Я словами играю блюз.

К славе блогера не стремлюсь,

Просто буквы строятся в ряд

По тактам и строчкам.

Чаще выходит минор.

И думаю я до сих пор,

Что это случайность,

Пустой разговор.

Но это не точно.

 

* * *

 

Лето или зима,

Сезон или несезон –

Я прихожу сюда

С тобой пошептаться, Дон.

Скорость степных рек

Три-пять километров в час,

Так же идёт человек.

Математика, пятый класс.

Параллельны наши пути

Вниз от моста до моста,

А дальше мне вверх, прости.

Набережная пуста,

Теплоходы и катера

Псами на привязи спят.

Им далеко до утра:

Зима полгода подряд.

Отражение первых звёзд,

Полулёд на том берегу.

Дону я расскажу всё,

Что другим рассказать не могу.

И он не спеша понесёт

Эти тайны южным морям,

Солью на самое дно,

Пусть останутся там.

 

* * *

 

Платье, клатч, макияж, билеты,

На входе рамка;

Гардероб (начинается ж с вешалки!),

Афиши, программка;

Телефон на беззвучном, строгие тётечки

В красных костюмах;

Звонка ещё нет, оркестр звучит

Немного безумно.

Гаснет свет, дирижёр занимает

Привычное место,

И зал замирает, пусть каждому это

Либретто известно.

Поднимается занавес, страсти кипят –

Герои, злодеи

Там любят, и мстят, и умирают –

К финалу успеют.

А после – все снова воскреснут и к зрителям выйдут

Для громких оваций,

Герой со злодеем смогут уже,

Не таясь, улыбаться,

И легко дирижёр на сцену взлетит

За заслуженной порцией славы.

Жаль, что в жизни немножко не так –

Ничего не исправить.

 

* * *

 

Легенда о моей святой.

Она из Рима

С подругами по вере

Прочь

Была гонима.

Армянский царь их приютил,

Но чувства – сила:

Одна из девушек красой

Царя пленила.

Четвёртый век был на дворе.

Но та девица

Посмела отказать царю,

Не подчиниться.

И дьякониса Гаянэ

С подругой вместе,

И с ними тридцать пять других –

Христа невесты –

Жестоко были казнены. Теперь святые

Их лики смотрят со стены.

Кровь в жилах стынет.

Мой храм прекрасный и простой –

Живые камни.

Святая дева над свечой

В старинной раме.

 

* * *

 

Все люди разные: в шкафу и в голове

У всех свои скелеты с тараканами.

Одни их прячут, а другие – нет.

И первые вторых считают странными.

Без странных жизнь размеренна, пресна,

Течёт себе так правильно и чинно.

А странные считают, что весна –

Для радости весомая причина.

Под ноги смотрят редко, чаще – ввысь,

И невпопад смеются или плачут.

Не важно, что в руках – компьютер, скрипка, кисть,

Всё получается у них совсем иначе.

Не требуя ни денег, ни наград

С другими делятся своим теплом и светом.

Про них с насмешкой часто говорят –

И греются у их огня при этом.

Они чудят, мечтая иногда

Такими быть, как все, и прячут раны...

Пусть кто-то крутит пальцем у виска –

Мир был бы серым без таких вот странных.