Максим Жуков

Максим Жуков

Четвёртое измерение № 10 (574) от 1 апреля 2022 года

Прощается с девочкой мальчик

Баллада

 

Когда с откляченной губой, черней, чем уголь и сурьма,

С москвичкой стройной, молодой заходит негр в синема,

И покупает ей попкорн, и нежно за руку берёт,

Я, как сторонник строгих норм, не одобряю… это вот.

 

И грусть, похожая на боль, моих касается основ,

И словно паспортный контроль (обогащающий ментов) –

Меня – МЕНЯ!!! – в моём дому – тоска берёт за удила,

Чтоб я в дверях спросил жену: «Ты паспорт, милая, взяла»?

 

Да, русский корень наш ослаб; когда по улицам брожу,

Я вижу тут и там – хиджаб, лет через десять паранджу

На фоне древнего Кремля, у дорогих великих стен,

Скорей всего, увижу я. И разрыдаюсь… как нацмен.

 

Нас были тьмы. Осталась – тьма. В которой мы – уже не мы…

Мне хочется сойти с ума, когда домой из синемы

Шагает чёрный силуэт, москвичку под руку ведя;

Как говорил один поэт: «Такая вышла з а п и н д я,

 

Что запятой не заменить!» И сокращая текст на треть:

…………………………………………………………

Москвичку хочется убить! А негра взять да пожалеть.

 

Как он намучается с ней; какого лиха хватит и

В горниле расовых страстей, бесплодных споров посреди,

Среди скинхедов и опричь; средь понуканий бесперечь;

Он будет жить, как чёрный сыч и слушать нашу злую речь.

 

К чему? Зачем? Какой ценой – преодолённого дерьма?

Мой негр с беременной женой, белей, чем русская зима,

Поставив накануне штамп в цветастом паспорте своём,

Поймёт, что значит слово «вамп», но будет поздно, и потом,

 

Дожив до старческих седин, осилив тысячи проблем,

Не осознав первопричин, он ласты склеит, прежде чем –

Не фунт изюму в нифелях, – как на духу, как по канве,

Напишет правнук на полях: «Я помню чудное мгнове…»

 

Курортный роман (с)

 

Прощается с девочкой мальчик, она, если любит – поймёт.

Играя огнями, вокзальчик отправки курьерского ждёт.

Чем ветер из Турции круче, тем толще у берега лёд.

Кольцо Соломоново учит, что всё это – тоже пройдёт.

 

Но евпаторийский, не свитский, под вечнозелёной звездой

Мерцает залив Каламитский холодной и тёмной водой.

И чтобы сродниться с эпохой, твержу, как в бреду, как во сне:

Мне пофигу, пофигу, пофиг! И всё же, не пофигу мне…

 

Не ведая как, по-каковски я здесь говорю вкось и вкривь,

Но мне отпускает в киоске, похожая на Суламифь

Скучающая продавщица – помятый стаканчик, вино…

И что ещё может случиться, когда всё случилось давно?..

 

Вполне предсказуем финальчик, и вряд ли назад прилетит

Простившийся с девочкой мальчик. Она никогда не простит –

Пойдёт целоваться «со всяким», вокзал обходя стороной,

На пирс, где заржавленный бакен качает в волнах головой.

 

Где яхта с огнём на бушприте встречает гостей под «шансон».

Над городом тёмным – смотрите! – наполнилось небо свинцом.

И волны блестят нержавейкой, когда забегают под лёд,

И чайка печальной еврейкой  по кромке прибоя бредёт.

 

И весь в угасающих бликах, как некогда Русью Мамай,

Идёт, спотыкаясь на стыках, татаро-монгольский трамвай.

Он в сварочных швах многолетних и в краске, облезшей на треть.

Он в парк убывает, последний… И мне на него не успеть.

 

И путь рассчитав до минуты, составив решительный план,

«По самое некуда» вдутый, домой семенит наркоман;

В значении равновеликом – мы схожи, как выдох и вдох:

Я, в сеть выходящий под ником и жаждущий смены эпох (!),

 

И он – переполненный мукой и болью, испытанной им, –

Как я, притворяется сукой, но выбрал другой псевдоним.

И всё это: девочка, мальчик, и я с наркоманом во тьме,

И пирс, и заснувший вокзальчик, и всё, что не пофигу мне –

 

Скользя, как по лезвию бритвы, и перемещаясь впотьмах,

Как минимум – стоит молитвы, с которою мы на устах

Тревожим порой Богоматерь под утро, когда синева

Над морем, как грязная скатерть, и в воздухе вязнут слова.

 

Пусть видит прибрежную сизость и морось на грешном лице.

И пусть это будет – как низость! Как страшная низость – в конце.

 

* * *

 

Закат в Киммерии. Над городом пыль.

Скрывая похмельную робость,

Сойди на платформу, себя пересиль

И сядь на вокзале в автобус.

 

За окнами переместятся дома,

И перекупавшийся в море

Курортник, от скуки сошедший с ума,

Пройдёт через двор в санаторий.

 

И свет на домах, как пришедший извне,

Как будто описанный в сказках, –

Блуждает огонь в голубой вышине

Среди переулков татарских.

 

И пригород тот, что являлся во снах,

Покуда ты значился в списках,

Мелькнёт за окном, исчезая впотьмах

В пологих холмах киммерийских.

 

Отсюда твоя начинается быль:

Ни чести, ни славы, ни денег;

Лишь ходит по степи волнами ковыль –

Устойчивый крымский эндемик.

 

Как будто с Отчизной не порвана связь

И только с годами крепчает…

И та, что тебя так и не дождалась,

Стоит на перроне, встречает.

 

Как будто бы ты не погиб на войне,

А вышел, как все горожане,

На свет, где огонь разгребают во тьме

Татарские дети ножами.

 

Море

 

Хочется плюнуть в море.

В то, что меня ласкало.

Не потому, что горе

Скулы свело, как скалы.

А потому, что рифма –

Кум королю и принцу.

Если грести активно,

Можно подплыть к эсминцу

Или к подводной лодке,

Буде они на рейде.

Можно сказать красотке:

«Поговорим о Фрейде?» –

Если она на пляже

Ляжет к тебе поближе.

Море без шторма гаже

Лужи навозной жижи.

 

Шторм – это шелест пены,

Пробки, щепа, окурки,

В волнах плывут сирены,

Лезут в прибой придурки.

Мысли в мозгу нечётки,

Солнце стоит в зените,

Даже бутылку водки

В море не охладите.

 

Кожа в кавернах линьки.

На телеграфной феньке

По телеграммной синьке:

«Мамочка,

  Вышли

  Деньги».

 

Между пивной направо

И шашлыком налево

Можно засечь сопрано

Глупого перепева

Или эстрадной дивы,

Или же местной леди,

Словно и впереди вы

Слышите то, что сзади.

 

Роясь в душевном соре,

Словно в давнишних сплетнях,

Даже когда не в ссоре

С той, что не из последних,

Сам за себя в ответе

Перед людьми и богом,

Думаешь о билете,

Поезде и о многом,

Связанном в мыслях с домом, –

Как о постельном чистом.

В горле не горе комом –

Волны встают со свистом.

 

Море. Простор прибоя.

В небе сиротство тучки.

Нас здесь с тобою двое.

Мне здесь с тобой не лучше.

 

На железной дороге

 

Чужую веру проповедую: у трёх вокзалов на ветру

Стою со шлюхами беседую, за жизнь гнилые тёрки тру.

Повсюду слякоть невозможная, в лучах заката витражи;

Тоска железная, дорожная; менты, носильщики, бомжи.

 

И воробьи вокзальной мафией, с отвагой праведной в груди

Ларьки штурмуют с порнографией – на VHS и DVD.

Негоциант в кафе с бандосами лэптоп засовывает в кейс;

Не подходите к ним с вопросами – поберегите честь и фэйс.

 

И нагадав судьбу чудесную, попав и в тему и в струю,

Цыганка крутится одесную. – Спляши, цыганка, жизнь мою!

И долго длится пляс пугающий на фоне меркнущих небес;

Три ярких глаза набегающих, платформа длинная, навес…

 

Где проводниц духи игривые заволокли туманом зал,

Таджики, люди молчаливые, метут вокзальный Тадж-Махал;

Им по ночам не снятся гурии, как мне сказал один «хайям»:

 – Пошли вы на хрен все, в натуре, и – пошёл бы на хрен я и сам.

 

Над Ленинградским туча движется и над Казанским вразнобой

По облакам на небе пишется моя история с тобой;

Она такая затрапезная, хотя сияет с высоты;

Тоска дорожная, железная; бомжи, носильщики, менты.

 

Московский роман (с)

 

Заснул сосед уже, любитель сейшенов –

Крикливых дамочек под Mötley Crüe.

Портрет без ретуши: у занавешенных

Зеркал полуночных стою, смотрю.

 

В моём скворечнике стена с прорехами,

Окно на улицу, где вечно пьют.

Пиплы успешные отсюда съехали,

Одни лишь гопники окрест живут.

 

А через двор от нас, над эстакадою

Ночное облако скрыло луну.

Костёр давно погас, и я с досадою

Стою и думаю за всю хурму.

 

Скрипя б/у-шными полуботинками,

Тебя привёл ко мне какой-то шнырь –

Спина с татушками: дракон над стрингами

И грудь тяжёлая, как пара гирь.

 

За пивом посланный, шнырь испарился и

В момент прелюдии сказала ты:

«Давай по-взрослому, забей на принципы,

Интеллигентские откинь понты».

 

На сердце гаденько, но, «осчастливленный»,

Стою и думаю в ночной тиши:

«Ах, Надя, Наденька, мне б за двугривенный

 В любую сторону твоей души». [bis]

 

Купите бублички, горячи бублички,

Гоните рублички, да поскорей!

Скажите: губы чьи скрутили в трубочки,

Чтоб не раскатывал их до ушей?

 

…Храпит сосед, как зверь, во тьме за шторою

Погасли окна все и фонари.

Живу с другой теперь, на ласки спорою,

Но плоскогрудою и childfree.

 

* * *

 

Текла за дачей Истра, где мы ходили в лес

С актрисою, что быстро теряет интерес.

 

Она жила театром и творчеством жила;

Река огнём закатным горела и текла.

 

«Утиная охота» на сцене шла тогда:

Работа есть работа, работа есть всегда.

 

И, вечности заложник у времени в плену,

Я в позах всевозможных с актрисой шёл ко дну.

 

В ней даже Божья искра была как тяжкий крест.

И наврала, что быстро теряет интерес.

 

Да, это было что-то! Но было так давно:

«Утиная охота» – унылое говно.

 

Как догорали чисто закатные тона!

Текла за дачей Истра, а может быть, Шексна?

 

В стремлении понятном к искусству, не со зла,

Она жила театром, где каждому дала.

 

Представьте себе, представьте себе,

Где каждому дала!

 

Ещё строка – и точка – достаточно о ней.

Была бы только ночка, да ночка потемней.

 

Пташечка

 

У коровы есть гнездо,

У верблюда дети.

Ты – мудо и я – мудо,

Мы одни на свете.

 

Много в городе дорог,

Катятся машины,

На асфальте голубок,

С отпечатком шины.

 

В колесе, за годом год,

Крутимся, как белки.

Прогоняет кошку кот

От её тарелки.

 

В облаках над голубком

Голубица кружит,

Да и кошка та с котом

Делится и дружит.

 

Неизбежность – от и до –

Нас сопровождает,

А корова вьёт гнездо

И верблюд рожает.

 

Ты – баран и я – баран,

Мы давно, как эти –

Пролетарии всех стран –

Дрочим в интернете.

 

Может, думаем, душа

Есть родная где-то:

Хорошим, блин, хороша,

Плохо, блин, одета.

 

Видя нашу тупизну

В поисках убогих,

Бог, чтоб выбрали одну,

Посылает многих.

 

Только-только ту да сю

Сложишь половинки, –

Глядь, участвуешь вовсю

В свингер-вечеринке.

 

И за то – гореть в аду

Нам с тобой, всецело! –

Во зелёном во саду

Пташечка пропела.

 

* * *

 

Чужие – толкутся в передней,

Рыдают на кухне – свои.

Она умирает последней

Без Веры пожив и Любви.

Одна умирает, другая!

Туда, где места их пусты,

Свобода приходит нагая,

Бросая на сердце цветы.

 

Когда на поминках на славу

Невестка хлебнёт и свекровь,

Затянут в слезах Окуджаву

Про Веру, Надежду, Любовь.

И пусть не на век, а на годы

Все точки расставят над «ё»,

Но истолкованье Свободы

У каждого будет своё.

 

По тёмным бредя коридорам,

Мы чувствуем внутренний свет!

Как жаль, что с тоской и укором

Напишет в изгнанье поэт:

«Какие прекрасные лица

И как безнадёжно бледны –

Наследник, императрица,

Четыре великих княжны».

 

Жить

 

Татьяне

 

Как бы память обрезать, размыть? –

Чтоб не знать, как состарилась мать! –

Чтоб старушку с тележкой забыть

И всегда молодой вспоминать.

Позабыть, как стареет жена,

И, свою искупая вину,

Исчерпать до предела, до дна

Эту память – на всю глубину.

 

Где метафоры, образы, стиль –

Чтоб смягчать и усиливать боль?

Как из памяти выдавить гниль –

Чтобы выделить самую соль?

Чтобы стих, как из сора, пророс –

По-ахматовски – сквозь лопухи!

Ибо гниль – это тот же компост –

Из него тоже могут – стихи!

 

Чтобы я, написав, не соврал,

Как поэт, чей закончился век:

«Он глядел на неё и сгорал,

И сгорал от непознанных нег».

Размышляя своей головой,

Как бы, случаем, не осознать,

Что жену представляешь вдовой

И за гробом идущую мать…

 

Осознал и буксуешь в слезах;

И, родных не жалея седин,

Хочешь только на первых ролях! –

Хочешь, как большинство из мужчин!

Но желанья того не избыть,

Будь ты слеп, будь ты глух или нем:

«Только б жить, дольше жить, вечно жить!»

Даже не понимая зачем.

 

* * *

 

Все народы, как уроды! –

Некуда бежать.

Сядь у моря – жди погоды;

Отчего ж не ждать?

 

А в Москве опять локдаун,

И повсюду – он.

Сядь у моря – словно даун –

Прямо возле волн.

 

Не томись духовной жаждой,

Ты пойми, дебил:

Из народов – хоть однажды –

Каждый победил.

 

Да, бывало дело свято!

И наоборот...

Да, бывало – брат на брата –

Каждый так народ.

 

Не веди себя капризно:

Как постакмеист –

Посреди постмодернизма –

Самоутвердись.

 

Как уроды все народы,

Но – у моря сядь! –

Будто воды, наши годы

Станут прибывать.

 

Во саду ли, в огороде,

Как олигофрен,

Тосковал ты по Свободе,

Ждал ты перемен.

 

Все печали – непременно –

Время исцелит;

Время лечит – как гангрена,

Как COVID.

 

Что сказать по этой теме? –

Где народ твой был,

Ты единожды, со всеми,

Тоже победил.

 

Собачка

 

Где старая дачка – в канавах камыш:

– Собачка, собачка, куда ты бежишь? –

По тёмному лесу, средь русских равнин –

Чтоб взял тебя в пьесу писатель Куприн? –

Что он парижанке напишет одной? –

В изгнанье, в загранке, несчастный, больной.

 

Где старая дачка – среди лопухов,

Наверно, собачка, ты ищешь щенков? –

То дальше, то ближе – где погреб, где тын…

И плачет в Париже над пьесой Куприн.

Писатель, писатель, несчастный, больной,

Ах, как было б кстати вернуться домой!

 

Отчизна во мраке. Но дело не в том:

Там есть у собаки свой собственный дом;

Где любят и знают, где пища и кров,

Но где отнимают и топят щенков.

Россия вернётся! Чуть-чуть потерпи:

В ней только придётся сидеть на цепи.

 

Как злая подачка – свободный Париж!

Собачка, собачка, куда ты бежишь?

В базилике месса: орган, огоньки…

Закончена пьеса – четыре строки.

Пальтишко из нанки. На лестнице – темь.

И той парижанке лет шесть или семь.

 

Усталый, застывший,– когда дописал, –

Сосед, что «из бывших», прочёл и сказал:

«Вам стало бы лучше средь русских дорог,

А здесь вы – заблудший, несчастный щенок.

Там, правда, в овине, на заднем дворе,

Их топят слепыми в помойном ведре».

 

Сам полуослепший и полунемой,

Ты знаешь, где легче – давай-ка домой!

В Россию, обратно, тоски не тая…

Ответит – приватно – собачка твоя,

(Чтоб стало понятно – ужу и ежу):

– Куда я бежу, никому не скажу.

 

Вода

 

Собирался в Крыму умирать.

Но, похоже, ещё поживу;

Петербургу скажу: «Исполать!»

Упрекну в равнодушье Москву,

Без которой, казалось, ни дня…

И хотелось бы там, а не тут…

Но вода не отпустит меня –

Та, что местные морем зовут.

 

Да, она не отпустит, когда

Можно плавать и даже зимой;

Потому что морская вода,

Словно кровь, неразрывна со мной.

Ни Нева, ни Москва-река, – не

Причиняя щемящую боль, –

Не текут через сердце во мне,

Как течёт черноморская соль.

 

И пускай угрожают бедой

Всем свидетелям Крымской Весны, –

Мы оправданы этой водой

И водой этой – защищены.

И, способная взять да убить,

Если вдруг заиграешься с ней,

Оттого-то она, может быть,

Даже околоплодной важней.

 

* * *

 

Надоело ныть,

Проклинать судьбу,

В Петербурге жить –

Словно спать в гробу.

Там стихи читал,

Удивляя люд:

Как всегда – мечтал,

Что меня поймут.

Подвели друзья

Светлолицые:

Не прошёл в князья –

Эх, провинция!

 

Надоело ныть,

Чепуху молоть,

Эту ночь прожить

Помоги, Господь.

Я за жизнь боюсь,

За твою рабу,

За Москву – чей груз

На моём горбу,

За безумный свет

Всех её огней

И за десять лет,

Что живу не в ней.

 

Я смотрю давно

На другой фасад:

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Я живу в Крыму,

Я стою внизу –

Подойди к окну,

Урони слезу.

Вот и вся моя

Предыстория.

Отпусти меня,

Евпатория!