Михаил Войкин

Михаил Войкин

Четвёртое измерение № 19 (619) от 21 июля 2023 года

Всё, что могло быть – и было домом

Бабушка

 

Учись я с папой в одной школе,

мы вряд ли бы стали друзьями,

но с бабушкой мне повезло.

 

Не оттого, что она, будучи дояркой, любила Майкла Джексона.

Жалела его и про себя защищала.

И не оттого, что парное молоко

прекрасно сочеталось с булкой и вареньем.

А каждую субботу в избе убиралась двоюродная сестра,

тогда как я был всегда почётным гостем, и уборка меня не касалась.

 

И даже не смотря на то, что когда-то за свои сломанные часы бабушка учила меня сырой тряпкой уважению и аккуратности – она всегда была среди тех, кто поддерживал мои песенные и стихотворные начинания.

 

Она улыбалась и плакала,

как может только бабушка улыбаться и плакать от гордости.

А ещё она плакала оттого, что дедушка

не дождался меня –

заболел и в свои сорок восемь остался в восемьдесят шестом.

Но потом успокаивалась и снова улыбалась,

ведь она меня дождалась.

 

В наш с ней предпоследний раз мы слушали запись концерта короля в поддержку Африки.

Последний – был в больнице.

 

Бабушка умерла 17 июня 2009 года.

Король умер на восьмой день.

На девятый – весь мир оплакивал мою бабушку, как свою королеву.

 

Мама

 

После сотворения мира каждая космическая Мама

уменьшается и становится мамой-рыбкой.

Она поселяется в квартиру-аквариум,

устраивает своё окружение и быт

и начинает свой водно-земной путь.

Окна её дома наполняются улицей, пространство комнат – семьёй,

добрым сумасшествием наполняются будни и праздники.

Если же будни становятся слишком обычными, она спасается от мироздания домашними делами.

И каждый вечер мама всматривается в звёзды,

чтобы напоминать себе о прежнем величии.

 

Всему, что она знает, её научила бабушка,

такая же космическая и сумасбродная.

А бабушку – её бабушка,

потому что мамы всегда заняты Сотворением.

И это до тех пор, пока не рождаются наследные внучки.

 

Когда же мама-рыбка остаётся одна, и ей уже некого больше учить, она оставляет свой аквариум и возвращается в космос.

 

Инопланетянин

 

Всё, что со мной было до трёх лет,

как будто и не было.

Как будто это стёрли.

Как будто я родился только тогда,

когда смог, хоть и неосознанно, но фиксировать памятные кусочки своего времени.

Закреплять их, как точки пройденного маршрута во взрослую неопределённую определённость.

Ту самую, в которой уже оказались мои родители.

 

И теперь это время возвращается.

Из пяти-шести родительских переездов я помню только четыре.

Переезд номер один был переездом из какого-то чудильника в нашу квартиру на берегу Авачинской бухты. Конечно, на самом деле немного дальше, но для детских воспоминаний это было именно так.

Для второго переезда понадобился самолёт «Елизово – Москва», грузовик и несколько месяцев отсутствия папы.

Из аэропорта нас с мамой забирал мой крёстный.

 

Потому что он был и остаётся большим любителем аэропортов и заграниц. Он ведь всегда куда-то уезжал.

 

Когда мы стали жить у бабушки, я вполне был рад частному дому с его небольшим болотцем и огородом. Потому что летом грядки с томатами и картошкой превращались в джунгли, а утки – в динозавров.

Тогда я становился настоящим.

Но когда приехал папа – «динозавры закончились», и я пошёл в школу.

 

Следующий переезд предвещал переход в другую школу, а это для будущего пятиклассника как сменить планету.

Для новых инопланетных одноклассников ты всегда такой же инопланетянин,

хоть и ненадолго, но чужой.

И спасали меня лишь те пути до новой школы, на которых я мог пересекаться со своими старыми звёздными друзьями. Вот так наши планеты оказывались намного ближе друг другу, чем они были на самом деле.

 

Но одно дело менять город или страну, другое – менять землю на небо, менять вселенные.

Поэтому четвёртого переезда у меня не было.

От меня уехали все,

чтобы я остался один на своей планете своим собственным инопланетянином.

 

Гога-магога

 

Она пушистая, но холодная.

Длинноносая и такая же мрачная.

Она на лысых костяных ногах

пробирается в мою комнату.

Ложится в игрушки.

Покусывая любимую,

расталкивает остальные

и сворачивается клубком,

чтобы таким образом мне присниться.

 

Я даже её не боюсь, но помню её имя

и не помню, чтобы Гога-магога делала мне больно.

 

С виду злобный оскал мог быть всего лишь особенным устройством челюсти.

Ведь и собаки не всегда кусаются, а она даже не собака, хоть и передвигалась чаще на четырёх конечностях.

 

Передвигалась она и на спинах уставших людей.

 

Дождётся ливня или метели,

поймает тебя,

и ты сам доставишь её домой.

 

Когда ей такое не удаётся –

Гога-магога встаёт за окном,

что особенно страшно на девятом этаже,

долго стоит и смотрит.

Так весь твой страх и высасывает.

А ты, не понимая всей её помощи, начинаешь снова бояться.

А бояться уже не нужно, нужно просто спать.

 

Дом

 

Тот, кто возвращается домой только спать,

однажды осознаёт, что, в сущности,

никакого дома не было

и никакого дома не будет.

И лишь то место,

где ты находишься сейчас,

должно называться так.

 

Но это не всё.

 

Дом не устроен для того, чтобы твоему прошлому было в нём комфортно,

но он единственный ждёт,

когда ты поймёшь это.

 

И когда случается это чудо,

даже несуществующие ангелы

где-то рядом начинают радоваться за тебя,

а вечные демоны предлагают выпить и уступить выход.

 

А потом они все уходят,

как уходили бабушки и первая любовь,

молодость мамы и неуклюжесть сына,

любимый учитель и ты.

 

А ты остаёшься смиренным,

чтобы предать их всех –

никуда не уйти,

но начать свою собственную уходящую жизнь.

Чтобы каждую ночь,

возвращаясь ко сну,

в ипотечную тень своего настоящего,

становиться своим собственным домом,

потому что ты и есть этот дом.