Народная тропа к Поэту не зарастает никогда

1.

В один из глубоких вечеров, незадолго до 6 июня, во время написания этого очерка, я погрузился в удивительный, быстротечный сон, в котором встретился с Александром Пушкиным, запечатлённым Орестом Кипренским (1). Из хорошо известной одежды Александра Сергеевича отсутствовал только его шотландский легендарный «байроновский» плед.

Сон был до того неожиданным, что я растерялся начисто! Сколько раз мысленно представлял, как бы вёл себя при встрече с Поэтом, какие бы вопросы ему задавал, а тут… И двух слов вымолвить не в силах…

Робел, робел, не зная, чего начать разговор. Мы находились в какой-то небольшой комнате, лишённой мебели, с одним окном и дверью, выходящей прямо на улицу. Видя моё смущение, Пушкин с лёгкой иронией в голосе спросил:

– Что, не заросла народная тропа к моему памятнику?(2)

– Тропа??? – переспросил я... И у меня, как камень с души упал.

– Да, что Вы? Тропа... Знаете, сколько Вам памятников установлено в России?!

Пушкин сделал жест рукой, как бы успокаивающий меня, и с той же иронией продолжил:

– Знаю, знаю. – И я не удивился, откуда он знает.

Тогда я решил «блеснуть»:

– А Вам известно, что даже в Америке, которую Вы разнесли в пух и прах (3), Вам установлено четыре памятника и три бюста, один из которых находится в частной коллекции?

– В Америке?! – искренне удивился Поэт.

– Да что там тропа, – торопясь, продолжил я, сознавая, что нежданная встреча может оборваться в любую минуту, – дорога названа Вашим именем. Можете сами убедиться.

Я торопливо открыл дверь, обернулся, чтобы пригласить Поэта выйти, но комната оказалась пуста... И почти в то же мгновение я проснулся...

 

2.

Здесь, на ещё мало заселённых в то время песчаных землях, покрытых сосновыми лесами, переселенцами, русскими и русинами, покинувшими Российскую и Австро-Венгерскую империи ещё до рокового 1917 года, был основан посёлок, позже названный «Фарма РОВА» (Русское Общество в Америке). В центре посёлка возвышается монументально-величественный Свято-Владимирский храм, а слева от его входа, в тенистой аллее, в августе 1941 года был установлен бюст Пушкину на гранитном постаменте. Автор и скульптор памятника – Николай Васильевич Димитриев (1887 – 1978).

При входе на дорогу с северной стороны, рядом с указателем улиц, в землю вкопан мастерски сделанный рекламный щиток с адресом пушкинской резиденции, проще – Пушкинского Дома...

Дорога и Дом Пушкина? В этой провинциальной американской глуши? Да полноте. Куда я попал? Та самая Америка! Та самая планета Земля, на которой обитал (и обитает!) великий гений… От таких мыслей и чувств невольно ощущаешь себя приобщённым к пушкинскому миру. В дополнение к этому, идя по грунтовой дороге, как бы невольно окунаешься в российскую глубинку. По обочинам зеленеет густая трава вперемешку с клевером, или – кашкой по нашему. Над травой, по левую сторону, теснится кустарник, переходящий в лесопосадку. Вокруг тишина, покой, умиротворение. Тенисто и свежо и, говоря словами Поэта: «…и редкий солнца луч» (4).

Метров через пятьдесят деревья по правую сторону редеют и за ними открывается просторный, светлый луг, в глубине которого стоит двухэтажное здание, отдалённо напоминающее усадьбу мелкопоместного дворянина. Это и есть Пушкинский Дом-резиденция. Как сказано в документах, Пушкинский Дом был зарегистрирован по закону штата Нью-Джерси 7 мая 1938 года. По всей вероятности, и дорога была названа именем поэта в это же время. В холле здания кирпичный камин, над которым висит копия портрета Пушкина кисти Тропинина (5). В обе стороны от холла расходится широкий коридор с дверями в комнаты. (Четырнадцать – на первом, на одного жильца, и десять на втором этажах). Здесь и обитали переселенцы-эмигранты: вдовцы и вдовы. Со временем большинство из них обжилось, обзавелось семьями, получило работу, переселившись в свои дома или в апартаменты, и здание почти опустело. В память о жильцах остался стенд с их фамилиями. В большинстве это были крестьяне и ремесленники: Иванов, Павлов, Петров, Коноплёв, Барышев, Быков, Пашков, Гончаров, Бондарчук, Бусыгин, Борисевич, Оповалов, Савосина, Деев, Козак, Костюкевич, Мармулёв, Гаркуша и другие. Возможно, кто-то из них присутствовал при открытии первого памятника Поэту.

3.

Приблизительно в десяти милях к востоку от «фармы РОВА» в этом же штате есть ещё одно благотворительное общество с волнующим сердца многих выходцев из Союза и России названием – «Родина». Его основали эмигранты, преимущественно казачьего сословия, купившие у штата земельный участок площадью в пять акров – с проходящей рядом дорогой из Нью-Йорка к курортным посёлкам на побережье океана.

В 1936 году в Хауэлле был основан приход во имя Александра Невского и тогда же был заложен краеугольный камень часовни во имя великого князя, а в 1989–1994 годах здесь был построен большой кафедральный Александро-Невский собор, освящение которого сосостоялась 18 октября 1997-го.

После окончания Второй мировой войны, в США стало прибывать большое количество невозвращенцев из СССР, так называемых дипийцев (от англ. displaced persons). Их усилиями в 1955-м, напротив часовни, построили здание с одноимённым названием – «Родина», в котором разместилось общество, а сама местность стала для них второй малой родиной. Основной целью общества была благотворительность, а чуть позже общество выступило инициатором сохранения русских культурных и историко-просветительских традиций. С этой целью в здании был открыт музей исторических реликвий Российской Империи.

Своё второе рождение общество «Родина» пережило 26 мая 2012 года. В этот день организатор подготовки и проведении праздничного события, Президент благотворительного Фонда Развития СНГ в США, издатель журнала православной интеллигенции «Трибуна русской мысли», русско-американский предприниматель Александр Бондарев в торжественной обстановке открыл Русский дом «Родина», ставший преемником предыдущего общества, а также архитектурный комплекс «Парк Славы», включивший в себя 28 бронзовых памятников государственным деятелям и представителям культуры России за все века её существования. Достойное место среди них по праву занял памятник Александру Пушкину работы Александра Алексеевича Аполлонова (1947 – 2017) – выпускника Московского государственного художественного института имени В.И. Сурикова (1974), заслуженного художника Российской Федерации (1994).

 

4.

На севере штат Нью-Джерси граничит со штатом Нью-Йорк. В этом штате недалеко от городка Монро раскинулся буколический Арров парк, купленный в 1948 году жителями города Нью-Йорка – в прошлом выходцами из России, Украины и Беларуссии. В стороне от главной аллеи на площадке с названием «Архитектурный проект» в 1970 году, в одном ряду с памятниками американскому поэту Уолту Уитмену, украинскому Тарасу Шевченко и белорусскому Янке Купале, поставлен памятник Александру Пушкину работы белорусского скульптора Александра Ковалёва (1915 – 1991) и украинского архитектора Анатолия Игнащенко (1930 – 2011). По-видимому, эмигранты-славяне не только свято хранили традиции своих предков, но были и истинными ценителями поэзии.

 

5.

Есть на Восточном Побережье ещё один штат, связанный с именем Пушкина. Это – Массачусетс. Читатели – ценители русской литературы сразу подумают, что имя Пушкина перекликается здесь с именем Набокова, переведшего на английский «Евгения Онегина». Да, Набоков вёл курсы русской и мировой литературы в Уэльслейском колледже (1941 – 1948) и читал курс лекций в Гарвардском университете (1951 – 1952) Массачусетса.

Но имя Пушкина конкретно связано со столицей штата – городом Вустер. А началось всё с того, что 16 октября 1987 года города Вустер и Пушкин стали побратимами – после подписания соглашения о дружбе. Причём, Вустер был первым городом-побратимом Российской федерации в составе СССР. Со временем культурные связи переросли в экономические. Результатом совместного сотрудничества двух городов стал подарок бюста Поэта жителям Вустера от жителей Пушкина в 1995-м.

Почётное и в то же время ответственное задание по изготовлению бюста было возложено на скульптора Леонида Лукича Михайлёнка (1930 – 2011), уроженца деревни Пищалово-Витебское Оршанского района Белоруссии. В 1949-м он приехал в Ленинград и связал свою судьбу с Высшим художественно-промышленным училищем. Молодой студент проявил интерес к монументально-декоративному искусству. Помогли ему овладеть секретами мастерства и сложной техникой скульптуры профессора В.Л. Симонова и В.Л. Рыбалко.

Тяжёлые военные и послевоенные годы наложили отпечаток на работы Леонида Лукича. В них заметно переплетение как скорбно-трагических, так и полных героического пафоса черт народа нашего Отечества на протяжении всей его истории. Это отобразилось уже в его первых произведениях – фигурах адмирала П.С. Нахимова и фельдмаршала М.И. Кутузова в скульптурном оформлении Ушаковского моста в Ленинграде. Данный проект – совместный труд Леонида Лукича и архитектора В.С. Васильевского; труд, проделанный соавторами в 1955–1956 годы. Особые, печальные и величественные, акценты явственно прослеживаются в проекте Михайлёнка, который называется «Пулковский рубеж обороны» (1967). Пользуются известностью и ряд других его памятников на тему Октябрьской революции, гражданской и Великой Отечественной войн.

Так, в октябре 1967 года в честь героев гражданской войны, между городами Каховка и Новая Каховка Херсонской области, был установлен впечатляющий монумент «Легендарная тачанка». В творческую группу по созданию этого произведения вошли: архитектор Е.М. Полторацкий и скульпторы Л.А. Родионов, Ю.Н. Лоховинин и Л.Л. Михайлёнок. Скульпторов вдохновлял сам маршал С.М. Будёный. За создание выразительного монумента авторский коллектив был удостоен Государственной премии СССР (1969).

Леонид Михайлёнок работал не только в жанре монументалистики, но и уделял немало времени портрету. В мастерской на улице Наличная были созданы бюсты Г.К. Жукова, В.С. Высоцкого, Авиценны, императора Николая II и императрицы Александры Фёдоровны. Там же в мраморе был выполнен и бюст Пушкина, который был подарен городу Вустер.

Интересна история доставки бюста. Александр Сергеевич летел в Америку не только как знаменитый поэт, но и как обычный пассажир в салоне самолёта – по купленному исключительно для его бюста билету. Об этом в переписке со мной рассказал Ройс Андерсон – специальный консультант (и бывший исполнительный директор) Международного центра Вустера. После прилёта-прибытия бюст Александра свет Сергеевича был установлен в центре, затем некоторое время находился в Публичной библиотеке города, а 23 января 2015 года специалисты Международного центра Вустера, основываясь на официальном решении, установили бюст Поэта в кабинете мэра города.

 

6.

И в завершение – о двух памятниках Поэту в столице США – Вашингтоне. Один, в классическом стиле, хорошо известен, особенно в студенческой среде. Он предстал перед обитателями и гостями университета Джоржа Вашингтона 20 сентября 2000-го года, на территории кампуса, на перекрёстке улиц Н (латиница) и № 22, перед фасадом новой библиотеки университета, на первом этаже которой находится Старбакс-кафе, так что студенты могут одновременно сочетать приятное с полезным.

Открытие памятника можно считать самым представительным из всех упомянутых. Идея его создания принадлежала адвокату и политику Джеймсу Саймингтону, одному из основателей Американо-российского фонда культурного сотрудничества. Перед этим в Америке был объявлен конкурс на создание памятника «Русский поэт Александр Пушкин»...

6 апреля 1999 года в адрес Российской академии художеств пришло письмо из Вашингтона, подписанное Саймингтоном, в котором сообщалось, что жюри конкурса выбрало проект «Золотой Пегас» Александра Бурганова. При содействии и при участии названного фонда, а также ректора университета Джоэла Трахтенберга, безвозмездно предоставившего землю под памятник; Правительства Москвы, оплатившего изготовление и пересылку; Конгресса русских американцев и Русской академической группы в США, принимавших активное участие в сборе средств; Российской академии художеств; Музея классического и современного искусства «Бурганов-Центр» (Москва) и состоялось это памятное всем очевидцам действо. Непосредственные авторы уникального проекта – Александр и Игорь Бургановы, архитектор – Михаил Посохин, мастер – Павел Шелов (6).

Нельзя не сказать несколько слов о знаменитом скульпторе Александре Бурганове. Народный художник России, действительный член Российской академии художеств, Почётный член Российской академии архитектуры и строительства, Лауреат Государственной премии СССР, доктор искусствоведения, профессор Александр Николаевич Бурганов родился 20 марта 1935 года в Баку, в семье учителя математики.

Получил высшее художественное образование в Московском высшем художественно-промышленном училище (бывшее Строгановское); в 1961 году принят в члены Союза художников СССР; работает в монументальной и станковой скульптуре, графике.

А.Н. Бурганов – один из основателей российской школы архитектурно-декоративной пластики. Это направление затронуло не только монументальную и станковую скульптуру, но и живопись, декоративно-прикладное искусство, графику. Среди многочисленных памятников скульптора как в России, так и во всем мире, упомянем лишь интересующие нас: памятник Александру Сергевичу в Ижевске и полюбившуюся москвичам и гостям столицы, романтическую композицию «Александр Пушкин и Натали» на Старом Арбате.

Хотелось бы отметить, что за неоценимые заслуги перед Отечеством творческой мастерской А.Н. Бурганова присвоен статус государственного музея.

Доставка бронзового памятника, полное название которого «Русский поэт Александр Пушкин», по уже устоявшейся доброй традиции также состоялась с помощью самолёта. Только из-за размеров (три метра!) фигуру пришлось везти в специальном отсеке: поэта, кстати, крепко-накрепко пристегнули ремнями. Об этом упоминается в воспоминаниях Александра Николаевича.  

Да, я говорил о двух памятниках великому русскому Поэту, ныне находящихся в Вашингтоне. О первом написал, как мне представляется, подробно. Ну а второй – в виде бюста «прописан» на территории Российского культурного центра, здание которого в 1957 году приобрело Советское правительство. Первые 30 лет здание использовалось как школа для детей сотрудников Посольства. Следующие пять – как консульский отдел, а потом, после двухлетней реставрации, 10 декабря 1999 года – в рамках двустороннего договора России и США – в нём состоялось открытие Русского центра. Его работа направлена на укрепление русскоязычного сообщества в Америке, на поддержку русских школ, детских садиков, театров, библиотек, музеев, молодежных организаций; на укрепление связей между американскими сообществами и русскоговорящей диаспорой; на спонсирование фестивалей; на организацию конференций, конкурсов, концертов, выставок и других общественно-культурных и спортивных акций.

Внутренним украшением Центра являются три прекрасных зала на первом этаже: российско-американский, с красочным панно «Флаги»; зеркальный, с портретами Петра I и Екатерины II; и московский, оформленный в стиле «Русского барокко». Второй этаж можно назвать научно-просветительским. На нём расположены библиотека и кабинет русского языка, где проходят групповые и индивидуальные занятия. Не случайно именно в библиотеке первые пятнадцать лет находился бюст Пушкина. А подарил его Центру, член Союза художников СССР Леонид Моисеевич Бренер к юбилейному пушкинскому 1999-му году.

Будущий скульптор родился в украинском городе Жмеринка 21 мая 1933 года. После окончания войны он приехал в Москву и в 1951-м поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское). Обучение проходил у Бориса Николаевича Ланге (1888 – 1969) – создателя декоративных панно «Герб Москвы» и «Герб Киева» для здания Киевского вокзала; исполнителя росписи Белого зала в Государственном музее имени А. С. Пушкина в Москве.

Непосредственным руководителем Леонида Бренера в его дипломной работе «Эскиз скульптурного оформления театра» был С.Л. Рабинович (1905 – 1988), советский скульптор, известный своей яркой композицией «Белорусские партизаны», давным-давно «прописавшейся» в переходе станции «Белорусская» Московского метрополитена. Среди учеников именитого маэстро были такие скульпторы, как Вадим Сидур (1924 – 1986), не нуждающийся в дополнительных представлениях, Юрий Орехов (1927 – 2001), автор памятника А.С. Пушкину в Баку и другие мастера.

Сам Леонид начинает принимать участие в выставках с 1957-го, ещё учась в училище, в том числе в нашумевшей выставке «Плакат и сатира за сорок лет в произведениях московских художников» (1958). Окончив училище в 1959-м по специальности монументальная и декоративная скульптура, молодой скульптор выполнил ряд монументальных и декоративных работ, которые были установлены в Москве, Белоруссии, в Крыму, на Урале, в Сибири. В его послужном списке выставки и конкурсы в Москве и Берлине, Будапеште и Париже, а после переезда в США в 1991-м – в Нью-Йорке, Вашингтоне, Нью-Джерси, Вирджинии.

С 1992 года и до недавнего времени он преподовал скульптуру и рисунок в Нью-Йорке в Art Students League (Cтуденческой Лиге Искусств). В нашем телефонном разговоре, состоявшемся на следующий день после его дня рождения, Леонид Моисеевич, несмотря на преклонный возраст (86 лет), любезно поделился воспоминаниями о юбилейных торжествах в честь Поэта и в часности о бюсте.

Идея его создания возникла ещё в Советском Союзе. В годы перестройки нетрудно было приобрести копию посмертной маски поэта. Она и легла в основу будущего произведения. Бюст изначально задумывался в половину натуральной величины. Материалом служил пластилин. Один экземпляр был привезён в США, второй подарен другу, также известному скульптору, Льву Дмитриевичу Михайлову. В Америке пластилин был заменён бронзой. Передача бюста в дар центру была осуществлена в день его открытия. Присутствующим официальным лицам и почётным гостям, среди которых была первая в мире женщина-космонавт – Валентина Терешкова, бюст понравился. А через пятнадцать лет, пятого июня 2014 года, бюст был перенесён во двор центра на улице Фелпс Плэйс и установлен на постамент, выполненный в виде колонны, где его могут увидеть все желающие. Церемония установки памятника была приурочена к 215-й годовщине со дня рождения Поэта и Дню русского языка, который отмечается также в день рождения Пушкина. На торжествах по случаю юбилейного события присутствовал известный переводчик Джулиан Лоунфельд, который прочитал свои переводы Пушкина на английский язык. В заключении нашей воистину душевной беседы Леонид Моисеевич сказал, что установка бюста на всеобщее обозрение является для него большой честью и он исренне этому рад.

Порадуемся и мы вместе с автором и всеми ценителями-почитателями гениального Поэта пророческим словам Александра свет Сергеевича о том, что в любом уголке земного шара, где ему будет установлен памятник, народная тропа к нему не зарастёт...

 

* * *

 

Автор сказа о том, как Пушкин в Америку летал, исренне благодарен Ройсу Андерсону – специальному консультанту и бывшему исполнительному директору Международного центра Вустера за информативный и фото-материал. Всё тот же автор выражает искреннюю благодарность сотрудницам Российского культурного центра в Вашингтоне: Наталье Сидоровне Мороз и Анастасии Сергеевне Радовицкой за предоставление фото и информационного материалов при подготовке очерка.

Наконец, автор от лица «Пушкинского общества» от всей души поздравляет Леонида Моисеевича Бренера с днём рождения и желает ему крепкого здоровья и успехов в осуществлении творческих планов.

_____

1. О.А. Кипренский (1782 – 1836) – знаменитый русский живописец и график, мастер портрета. Портрет Пушкина был им написан в 1827 году. 

2. Парафраз на тему стихотворения А.С. Пушкина «Я памятник себе воздвиг нерукотворный...»

3. Статья А.С. Пушкина «Джон Теннер», журнал «Современник», 1836 год.

4. Стихотворение А.С. Пушкина «Осень».

5. В.А. Тропинин (1876 –1857) – русский живописец, мастер романтических и реалистических портретов. Портрет Пушкина был написан в 1827 году.

6. Подробнее о памятниках Пушкину в штатах Нью-Джерси, Нью-Йорк и в университетском городке Вашингтона читать в электронных версиях очерков автора: «Памятники Пушкину в США» («Российский писатель»); «Нерукотворный и рукотворные» («45-я параллель»)/

 

Геннадий Головин

Специально для альманаха «45-я параллель»

 

Иллюстрации:

Вашингтон – университет;

Вустер – Ройс Андерсон (крайний справа);

Джексон – памятник и аллея;

Дом Пушкина;

Пушкин – Арров парк;

Российский культурный центр;

Табличка;

Указатель дороги;

Хауэлл – Аллея Славы

 

Фото из архива автора