Незабываемый вечер в Зверевском,
или Два звучных слога «Во»!

9 июля 2019 года два ярких автора «45 параллели» Александр Воловик и Борис Вольфсон два часа по очереди читали стихи в Зверевском центре современного искусства (Москва). Поэтов объединяет не только авторство в «45 параллели», но и похожее образование: оба окончили мехмат, только Борис в Ростове-на-Дону, а Александр в Москве. Поэтому и вечер их позиционировался как вечер поэтов-математиков. Зал Зверевского центра был забит до отказа – пришлось даже скамейки с улицы занести и диван из соседней комнаты притащить, чтобы рассадить всех желающих. Вечер прошёл на одном дыхании, настолько самобытны и непохожи друг на друга эти поэты, настолько оригинальна и неповторима манера их чтения. Слушатели сидели как заворожённые, иногда прерывая взволнованную тишину аплодисментами. Два стихотворения Бориса прочла его жена Марина. И это сольное выступление стало настоящей изюминкой вечера – Марина Вольфсон покорила всех присутствующих яркой и мастерской манерой исполнения, глубокой искренностью и неподдельным чувством сопереживания написанному.

Но давайте дадим слово самим поэтам.

Борис Вольфсон, улыбчивый и добродушный бородач с живыми выразительными глазами за стёклами круглых очков, читает как хороший артист, подчёркивая ритмику и звукопись стиха, играя паузами и тоном.

Александр Воловик – сухопарый, лысый, остроносый, пронизывающий вас взглядом живых и острых глаз. Манера чтения «поэтическая», когда автор не столько работает на публику, сколько подчиняется логике и ритмике самого стихотворения, иногда даже в ущерб восприятию.

Просто слушать этих таких разных и в то же время чем-то неуловимым похожих между собой поэтов, не вдумываясь в смысл произносимого – уже наслаждение. А если ещё и вдуматься, и вслушаться!

Стихи Бориса глубоко философичные, настоянные на жизненной правде, и при этом всегда чуть самоироничные, как будто автор сам подсмеивается над теми глубинами, в которые проникает благодаря своему таланту. Образность мощная, яркая, живая. Вот летит чайка:

 

Крылья чайки − упругий, изогнутый лук.

Тело чайки − прижатая к луку стрела,

как к губам прикипевший томительный звук,

как побег − безуспешный побег от ствола.

 

А вот падает осенний листок:

 

На ноябреющем полёте

клеёнчатый кленовый лист

вдоль по осенней асимптóте

снижается, как слаломист.

 

Поэт говорит о простом и обыденном, открывая за ним пласты сокровенных смыслов и высочайшего лирического накала.

 

Мастерски владеет Вольфсон звукописью и аллитерациями:

 

Размагниченная связка

света-ветра поутру,

свисто-твисто-листопляска

на расхристанном ветру.

 

Проредила, прорябила,

прорыдала, протекла

обагрённая рябина

в бликах льдистого стекла.

 

Но одно подкупает меня в его авторской манере больше всего: умение взглянуть на самые обыденные явления под необычным углом зрения, превратив повседневные явления в произведения высокой поэзии:

 

Вид сверху – из-под тучи – с точки зренья

летящих капель: всюду купола

зонтов, – они – конечный пункт паренья,

внедренья в повседневные дела.

 

А дел у капель, в сущности, немного –

разбиться и, повиснув на краю,

достичь, стекая, отраженья Бога

в осенней луже – радужном раю.

 

Растечься, слиться и, впадая в детство,

забыть про дождевое торжество

и в небо клочковатое вглядеться,

но так и не увидеть никого.

 

В творческой мастерской Бориса Вольфсона перерабатывается не только повседневность, но и пласты истории, культуры, религии. Великолепны его языческие и библейские реминисценции. Сколько уже поэтов писало на библейские и мифологические темы! Но и здесь автор смог найти свой неповторимый почерк:

 

Из сомнений и надежд груд

в наших душах он весь год рос.

Зацепиться б, но обрыв крут

и не выдержит стальной трос.

 

Значит, снова нам глотать взвесь

серых сумерек − седых вех,

все же зная: Арарат здесь −

колет ребра изнутри вверх.

 

Своеобразным авторским кредо Бориса звучит его стихотворение «Сочинитель»:

 

Седой сочинитель, на склоне годов

забывший о поисках хлеба,

как долго витать в облаках ты готов?

Пока не очистится небо!

 

...................................................

И если я прежде стремился менять

реальность и слово, как сваю,

в неё забивал, то теперь сочинять

могу, но слова забываю.

 

Свободно парю, не умея никак

припомнить, что значит паренье…

Ну что ж, остаётся витать в облаках

до полного в них растворенья.

 

Поэт «забывает» обесцененные, затрёпанные слова обывательского языка, но находит свой неповторимый язык поэзии.

 

Эта чуткость и неравнодушие к языку роднит его со вторым участником вечера Александром Воловиком.

 

Давайте послушаем Александра:

 

На ходу, на бегу, пусть безумно, безудержно, бурно.

Цель – движение. Вне – направлений, колёс, скоростей,

Через трафика гул, ни на цыпочки, ни на котурны

не вставать! Остановка летальней постельных смертей.

Финиш. Сам пред собою кичась совершенством формата,

звук и букву солью в монитора слепящем окне.

Суммой пауз бессрочных фигура молчанья – фермата –

увенчает надгробие нерукотворное мне.

 

Итак, слить звук и букву, звучание и смысл – в этом видит поэт своё предназначение, причём идёт он не от смысла к звукописи, а от звукописи к смыслу

 

И не надо, и не надо!

Мысли пошлы и скучны.

Звуки – вот одна отрада,

антиподы тишины.

Надо, чтобы среди ночи,

вечерком и поутру

звуки чавкали калоша-

ми округлыми во рту.

 

Поэт осознанно продолжает в своём творчестве эстетику обэриутов и достигает на этом пути интереснейших поэтических открытий. Вот, например, его «Зимние рифмы»:

 

Зимы несносной дик обряд,

и полно праздновать враля-то,

что будто тёплых декабрят

морозят злые февралята!

 

А вот «О природе вещей»:

 

Я Лукрецием каркну, я Овидием визгну,

Предпочту я попкорну непокорную карму.

В лопухах у забора подберу я харизму,

Но харизмы капризны и, бывает, коварны...

 

Звукопись, аллитерации, игра слов и смыслов – любимые поэтические приёмы Александра Воловика. Но это не самоцель: через эту игру поэт добивается пронзительной лирической выразительности, помогающей ему всерьёз ставить и решать глубокие философские темы – о жизни и смерти, времени и вечности, предназначении творчества и многом другом.

 

Приманивал специальным дыханием и сопеньем.

А он рисовал фигуры на скрытой изнанке век.

И тёмный недобрый город в стихах я воспеть успел ли,

теперь и не вспомнить, ибо погас его полусвет.

Неслышимые шарниры на сто степеней свободы

раскалывали движенье и определяли ход

медлительных незнакомцев невыясненной породы

(кто только им встроил в чипы иррациональный код!)

Удары венозной крови без промаха бьют в затылок.

Воспоминанья кратки и сладок осадок дрём.

Чудна́я картина мира, где я ещё жив и пылок,

пропав, прожелтила штору скупым ночным фонарём.

 

На этом я, пожалуй, закончу краткий очерк впечатлений от незабываемого поэтического вечера двух поэтов-математиков, двух авторов «45-й параллели», фамилии которых начинаются много о чём говорящим слогом «Во!»

 

Андрей Баранов