Никогда такого не было

Маршрутка-экспресс добегает от Апатитов до Мурманска за три часа. И почти все три часа я честно спал. Лёг поздно, встал рано, а предстоящий плотный день требовал ясной головы, пристального внимания и быстрой чёткой реакции. Потому как ехал я не абы куда, а (да-да, в том числе и за песнями) на форум-фестиваль «Капитан Грэй». Уже девятый по счёту. Заявок на этот год случилось много, за три часа, как в прошлом году, всё равно не одолеть. Поэтому пришлось напрячься и штудировать присланные тексты в течение недели.

Собственно, девятый «Капитан Грэй» начался ещё вчера: со студентами Мурманского арктического университета встретился москвич Алексей Витаков – поющий поэт, прозаик, телеведущий и придумщик-организатор всероссийского литературного форума «Осиянное слово», частью вселенной которого состоит «Капитан Грэй». Но я в тот день был на работе и прибыл только к началу основного действа, назначенного на лицейский девятнадцатый день октября, правда, не багрянолистого, а уже несколько заснеженного – а что вы хотели от шестьдесят девятой параллели? На знакомом крыльце поджидали у моря погоды приехавшие более ранним автобусом мончегорцы – поющий поэт, прозаик, литературный критик Вадимир Трусов и автор замечательных иронических стихов Григорий Сыпко. Обнялись, повели беседу за жизнь. Минут через десять приехали хозяева – сначала поэт, прозаик и журналист Дмитрий Коржов с ключами, через пару минут опять же поэт, прозаик и журналист Илья Виноградов привёз Алексея Витакова. И вся компания вошла под гостеприимные своды Мурманского областного отделения Союза писателей России. Несколько стеснённого, поскольку одну комнату сдали в аренду магазину – хорошо, что не спиртному, а цветочному.

Тесный тамбур, за ним коридор, узость которого усугубляет плотно набитый книгами шкаф. И тут же справа дверь, за которой – зал собраний: просторная, о двух окнах, комната. На дальней стене портрет Пушкина, на длинной стене по левую руку – портреты литераторов Мурмана: Виталий Маслов, Борис Романов, Виктор Тимофеев, Николай Колычев – полный список выйдет на половину страницы. Четыре больших стола по центру, солидный кожаный диван под портретами да стулья по стенам. Рабочее пространство. Здесь собираются члены Союза, здесь работает подопечное литобъединение, здесь последние три года проходила и сегодня пройдёт в четвёртый раз «деловая» часть «Капитана Грэя».

Дима начал с грустного: бенгальских огней не оказалось ни в продаже, ни в загашнике. Так что начать работу с огоньком не получится. Жаль. А Дима уже озадачился другим вопросом: как мы здесь поместимся? И верно – присутствовать на мастерской собирались за полтора десятка участников. Да ещё ведущие, да ещё гости. Вынесли два стола, добавили стульев. Вроде хватает места. Тут и наши участники подоспели.

Первыми порог переступили Елена Баева, Александра Емельянова и Михаил Дмитриев – члены литературного объединения «Самовар» из Ковдора. Плюс один город к нашей географии. Вроде три сотни километров не так и много – а добрались до нас только на девятый год. Следом пришла гостья совсем уж дальняя – Ирина Четвергова из Омска. Специально прилетела через полстраны. Дима потом рассказал, что по его приглашению. Познакомились на совещании молодых литераторов в Химках, где он вёл семинар. А поскольку Омск «Осиянным словом» ещё не охвачен – позвал к нам. Оттуда же, из Химок у нас появились замечательные Екатерина Мантурова и Игорь Голубь из Калининграда-Кёнигсберга (плюс ещё один город). Жаль, приехать не смогли, участвовали заочно. Но это я уже забегаю вперёд, а всё ещё только начинается.

За время, отданное воспоминаниям о будущем, подтянулись мурманчане и североморцы. Не только участники, но и гости. Заботливая хозяйка клуба авторской песни «Пять углов» Светлана Полянцева пришла поддержать Светлану Назарову. Неоднократный участник и финалист Вячеслав Натальин пропускает мастерские только по уважительным причинам, и сегодня их, по счастью, не нашлось. Елена Фомина, человек-жанр, уникальнейший автор-исполнитель песен-верлибров, покинула оргкомитет в семнадцатом году, но мастерские не пропустила ни разу и всегда работала от звонка до звонка. Новое лицо: Алексей Прохоров, пришедший поддержать Анну Ламия и попутно взявший на себя обязанности фото-видео-репортёра. Участница и финалистка пятого форума поэт Дарья Высоцкая, в третий раз взявшая на себя неблагодарную и тяжёлую закадровую административно-хозяйственную работу. Тоже с фотоаппаратом – значит, будут снимки для оформления исторического отчёта. Итого: шестнадцать (рекорд, однако) участников плюс гости плюс организаторы и ведущие – как здорово, что все мы здесь поместились. Можно начинать.

Всё, что делается – к лучшему. Что не делается – тоже. За отсутствием стартового файер-шоу (да и ладно) и приглашённых гостей (а жаль, в прошлые годы были интересные лекции и мастер-классы) все семь с небольшим часов (за вычетом кратких перерывов на чай-кофе-перекус) посвятили обсуждению представленных текстов. Получилось делово и живо. Живости добавило нововведение: по просьбе самих участников все двадцать девять заявок были загружены в облако, а ссылки разосланы участникам, так что те наравне с ведущими мастерской имели полную возможность ознакомиться с произведениями и серьёзно подготовиться к обсуждению. И не только участники. У того же Славы Натальина нашлось хорошо подготовленное и обоснованное мнение о творчестве почти каждого участника. Высказывались и мастера, и участники, порой весьма нелицеприятно. Больше всего досталось омичанке Ирине Четверговой, и вовсе не потому, что стихи были плохими – как раз напротив.

– Вы можете лучше, – сказал Алексей Витаков. – Работайте тщательнее.

Призыв к тщательной работе звучал неоднократно. Многие участники представили произведения, затрагивающие темы патриотизма, веры, национальной идентичности. Витаков не раз повторил:

– Запомните: высокая тема не извиняет вас за неточности. Напротив – она обязывает очень тщательно работать со словом, искать самые точные слова и образы.

Я тоже в стороне не остался, время от времени свои пять копеек вставлял. И тихо радовался: впервые за девять лет на наш суд была представлена моя с детства любимая научная фантастика. Именно научная, «твёрдая», без магии и мистики. Марина Нуриджанова, продолжая тему «хищных вещей века», сумела на пяти страницах крупным планом показать жутковатое общество эпохи массового применения биотехнологий. И сделала это так мастерски, что Дмитрий Коржов поначалу заспорил:

– Какая это фантастика? Это просто хорошая литература!

Мастерская подтвердила незыблемость правила, которое Дима сформулировал году ещё в тринадцатом, а в этот раз, устав повторяться, не озвучил: «Мы думали, что нашли всех – а тут опять новые имена». Шестеро из присутствовавших участников получили приглашение присоединиться к работе литобъединений Мурманска и Североморска.

Все четыре «мурманских городских» года подведение итогов и раздача призов проходят вечером «мастерового» дня в кафе или небольшом ресторане. Нынче таким злачным местом стал ресторан «Черчилль». Заведение уютное, нешумное и милостивое к читающим и поющим поэтам, что немаловажно, поскольку чтение и пение были предусмотрены программой. Впрочем, не духовной пищей единой – и по усам текло, и в рот попадало, и в голову шибало. И не одному мне. Подозреваю, что севшие рядком Витаков и Коржов на ходу пополняли список финалистов. Вроде я на обсуждении после мастерской отметки в списке ставил достаточно тщательно – а пару дней спустя оказалось, что два имени пропустил. Итого – шестнадцать рекомендаций в Переделкино. Аномалия. Раньше было пять, максимум семь. А Витаков улыбался:

– Мою любовь к Северу и ваш высокий уровень на «Осиянке» знают. Для вас ограничений нет. Примем всех.

Воскресенье для меня началось с поклона Валентину Саввичу Пикулю, с камня на склоне сопки озирающему простор Кольского залива. Через пять минут бодрого хода последовал длинный спуск по трапу (да-да, Мурманск – город морской, и неспроста у самых знаковых неформальных творческих площадок морские имена: «Ледокол», «Плавучий док»), завершившийся у здания Мурманской государственной областной универсальной научной библиотеки – такое у неё официальное название. В «научке» предполагался круглый стол с обсуждением основных тенденций современной поэзии, а также литературного процесса в России и Мурманской области. Кроме того, обещалось знакомство с интересными творческими коллективами Мурманска.

К сожалению, публики собралось маловато. Даже своих не досчитались: многие участники и некоторые мастера после ударного субботнего труда не нашли в себе сил для продолжения. Мне их жаль: они много потеряли.

Немногочисленное собрание открыл Дмитрий Коржов. Подводя итоги прошедшего форума, назвал его запредельным и отметил:

– Никогда такого не было.

«...и вот опять», – вспомнил я. Уже дома, обдумывая итоговый пресс-релиз, понял: невольная цитата из крылатой фразы Виктора Степановича Черномырдина очень хорошо характеризует наш спонтанный форум-фестиваль. Ведь и в самом деле, если внимательно всмотреться в историю, станет ясно: на «Капитане Грэе» каждый раз случается что-нибудь из разряда «никогда не было». Навскидку из нынешнего: дальний Омск, дальний, хотя и северо-западный, Калининград, ближний, но только-только примкнувший Ковдор, шестнадцать финалистов. Пожалуй, их надо назвать поимённо: Владимир Белошеев (Мурманск), Юлия Боднарюк (Мурманск), Павел Быченков (Мурманск), Игорь Голубь (Калининград), Алексей Дежин (Мурманск), Михаил Дмитриев (Ковдор), Анастасия Кочетова (Мурманск), Андрей Кулюкин (Североморск), Екатерина Мантурова (Калининград), Константин Матвеев (Североморск), Николай Нагибин (Североморск), Марина Нуриджанова (Мурманск), Ольга Смирнова (Архангельск), Оксана Собинина (Мурманск), Анна Ламия (Мурманск), Ирина Четвергова (Омск).

Диму поддержал Илья Виноградов, особо отметив высокий уровень участников. Затем благородные джентльмены вручили нашему прекрасному директору Дарье Высоцкой цветы в знак признания её организаторского таланта. А потом началась творческая часть – тоже из серии «никогда не было».

Про студенческий песенный клуб-ансамбль «КЛЮП-студия» я уже был наслышан, даже довелось видеть-слышать их вживую несколько лет назад на молодёжном фестивале «Трасса». Коллектив существует с две тысячи первого года; сегодня руководитель Дмитрий Левитес представил шестой состав. Их выбор – поэтическая песня. Это и классика авторской песни (ах, какое зажигательное попурри они представили для начала знакомства!), и сочинения самого Дмитрия Левитеса – как на собственные стихи, так и на чужие: Анна Ахматова, Николай Тряпкин, Григорий Поженян, Иосиф Бродский, Тимур Кибиров... А песня «Кукольник» на стихи Али Кудряшевой потрясла собравшихся. Оказывается, «КЛЮП» не просто ансамбль, а театр песни. Самодеятельные артисты не только слаженно и эмоционально поют, они применяют умную театрализацию – не лицедейство ради лицедейства, а один из способов донесения поэтического слова до большего числа слушателей.

Творческое объединение «Поэтическая кухня» существенно моложе – им всего два года. И это тоже театр – театр поэзии, участники которого поставили себе задачу показать поэзию максимально интересно для зрителя-слушателя. Их репертуар столь же широк – от «бронзовых» Эдуарда Асадова, Николая Заболоцкого, Иосифа Бродского до современных сетевых поэтов. А ещё они легки на подъём и азартно выступают не только «в чутких высоких залах», но и на шумных уличных площадках.

Под занавес показали своё творчество участники «Капитана Грэя» – финалистка Ирина Четвергова и не прошедшие в финал ковдорчанки Елена Баева и Александра Емельянова. Простывший Алексей Витаков пришёл без гитары, зато с удовольствием читал стихи, написанные в Мурманске и о Мурманске, и просто о Севере. И «на ход ноги» специально для «Поэтической кухни» прочитал поэму «Емеля» о защите Смоленска от ордынского нашествия и неожиданной роли уличного акционизма в этом сражении.

Попрощавшись с гостями, организаторы и примкнувшие к ним участники переместились в читальный зал. Случившуюся там беседу можно считать заседанием оргкомитета – одновременно урезанного и расширенного. А можно и круглым столом: обсуждались детали именно литературного процесса в Мурманской области. Пусть всего один вопрос: как нам провести следующий форум, чтобы было одновременно полезно для участников и интересно для зрителей, и чтобы тех и других было побольше. Но связанных вопросов оказалось множество, как и предложенных при обсуждении идей разной степени нестандартности.

А потом мы попрощались. Издатель Олег Дроздов проводил меня до площади Пяти углов, вручил свежеизданную книгу Владимира Блинова «Последний романтик» о капитане атомного ледокола «Арктика» Юрии Кучиеве и попросил договориться о презентации в Апатитах. У вокзала уже ожидала знакомая маршрутка. И почти все три часа обратного пути я гадал – а что же такого случится в будущем году на юбилейном десятом форуме «Капитан Грэй», чего у нас никогда не было. Гадаю до сих пор. Ничего: доживём – увидим.

 

P.S. Обещанная презентация состоялась в конце декабря. Даже не одной, а сразу четырёх книг. Литературный процесс в Мурманской области идёт своим чередом и затухать не собирается. «Но это уже совсем другая история».

 

Иллюстрации:

Логотип форума-фестиваля, авторы Елена Волосникова, Елена Фомина и Алексей Прохоров.

Галерея портретов мурманских литераторов, фото Елены Коваленко, 2017 год.

Как здорово, что все мы здесь сегодня поместились, фото Дарьи Высоцкой.

Подведение итогов в ресторане «Черчилль», фото Алексея Прохорова (вверху) и Дарьи Высоцкой

Памятник Валентину Пикулю, фото из ЖЖ Павла Петухова

Мурманская государственная областная универсальная научная библиотека, фото с сайта телеканала ТВ21

Илья Виноградов, Дмитрий Коржов и Дарья Высоцкая на открытии заключительной встречи в научной библиотеке, фото с сайта библиотеки

Ансамбль клуба любителей песни «КЛЮП-студия» в научной библиотеке, фото Дарьи Высоцкой

Творческое объединение «Поэтическая кухня» в научной библиотеке, фото с сайта объединения.

 

Игорь Панасенко