Остров: антология новосибирской поэзии:

154 стихотворения / ред. кол. Г. В. Иванов (и др.).

М.: Беловодье, 2019. – 208 с.: ил. – ISBN – 978-5-93454-250-5

Вниманию читателей предлагается первая книга большого литературного проекта «Поэтические огни России», осуществляемого издательством «Беловодье» совместно с Союзом писателей России. Эта серия книг посвящена поэтам каждого из 89 субъектов Российской Федерации, будь то республика, край или автономная область. Первая книга серии представляет антологию избранных стихов новосибирской поэзии (город и область) от второй половины XX века до наших дней. Составители объединили под одной обложкой стихи ярких поэтов самых разных направлений, которые достойным образом входят в большую историю русской поэзии.

Читатели, имеющие интерес к подлинной литературе, с удовольствием прочтут произведения талантливых сибирских авторов, сумевших сохранить высокую планку поэтического мастерства, несмотря на все испытания и трудности нашего времени.

 

Поэтический остров

Предисловие составителя

 

Антология избранных стихов новосибирских поэтов лишена строгой датировки и хроникальности, тем не менее, семантически и биографически согласуясь со временем: от второй половины ХХ века до наших дней, – предлагает читателю стихи поэтов разных направлений, яркий и талантливый остров новосибирской поэзии. Сборник представлен в сокращённом (бумажном, «154 стихотворений») и более полном (электронном, «154 стихотворений +») вариантах. Удивительно богата и разнообразна поэзия Новосибирска: читатели, блуждая по цветущему острову, найдут здесь «официальных» (А. Кухно, А. Плитченко и др.) и «неофициальных» поэтов советского времени: конца 60-х – начала 80-х (И. Овчинников, Ж. Зырянова и др.), 80–90-х годов ХХ века (А. Пименов), авторов, стоявших в стороне и от того, и от другого потока (В. Назанский, В. Светлосанов), а также поэзию 90-х годов ХХ – начала ХХI веков (Ю. Пивоварова, И. Силантьев и др.) и, конечно, стихи молодых новосибирских авторов (С. Васильев, К. Кармалита, В. Красный и др.). Издатели поставили перед собой интересную задачу: представить новосибирскую поэзию во всём её богатом разнообразии, то есть не разъединить, а, наоборот, объединить и собрать под одной обложкой поэтов не просто разных, но порой и творческих антагонистов. Традиционная, тяготеющая к классическому стиху, поэтика (Е. Стюарт) сочетается с образцами, которые относят к концептуализму (Е. Минияров), пронзительная лирика (А. Кухно, А. Денисенко) – с философско-иронической балладностью (А. Пименов), чистой иронией (Д. Рябов), сложной временной парадигмой (В. Iванiв), поэтикой, близкой обэриутам, постмодернистскими инверсиями и аллюзиями, метафорическими изысками, авангардистскими экспериментами «чистого языка» и так далее. Здесь и силлаботоника (она превалирует), и верлибр, и «рваная» строфика, и современный раёшный стих. Взгляд издателей на поэтический новосибирский остров не изнутри, что неминуемо исказило бы картину в сторону одного ракурса восприятия: к примеру, через местный альманах «Речпорт», сетевое окно «Журнального зала» или «Сибирских огней», – а совершенно свободный. Лишён этот взгляд и некой идейной тенденциозности: в сборнике, например, соседствуют оригинальная «теневая» образность П. Матюкова и светлая фольклорность Ю. Бернадского. Понимающему читателю будут весьма интересны как лучшие стихи советского периода (Е. Стюарт, А. Смердова, А. Кухно и других), так и поэтические поиски современных новосибирских поэтов, тяготеющих к авангарду (Е. Миниярова, В. Шатовкина, А. Метелькова и пр.). И, несомненно, он увидит главные тенденции поэтического процесса (авторы антологии расположены соответственно времени их активного творчества, начиная от 60-х годов ХХ века и до сего дня), точно отражённого в поэзии Новосибирска: смена социального вектора на вектор самоуглубления, изменения оформления стиха (часто при сохранении силлаботоники), уход от поэтической ясности в сторону философского и метафорического усложнения, иное самовосприятие поэта, переставшего быть значимой фигурой социума, но одновременное сохранение важных поэтических признаков – исповедальность, лирической рефлексии, образности. Пожалуй, можно сделать и первые выводы: слишком «серьёзное» отношение признанных советских поэтов к своей социальной роли было чаще помехой для свободного самовыражения, а нередкое ныне отношение к поэзии как к личному и почти более никому не нужному экспериментальному хобби лишает её глубины, а поэта – той древней профетической тени, которая опережает стихи, а не следует за ними.

В кратких биографических данных поэтов намеренно не указано членство в творческих союзах: в Союз писателей СССР входили признанные авторы старшего поколения, в Союзе писателей России состоят многие из ныне пишущих, некоторые из поэтов принадлежат к иным творческим союзам, есть «свободные художники» или люди других профессий, издавшие не одну книгу стихов, публикующиеся в периодике. Издатели специально не упоминают и лауреатство поэтов антологии. Значительная часть авторов – лауреаты всевозможных литературных премий: от Государственной премии РСФСР имени М. Горького (Л. Решетников, СССР) до Международной отметины имени отца русского футуризма Давида Бурлюка (В. Iванiв) – пусть читатель воспринимает стихи не через призму литературных премий, а, так сказать, в чистом виде, без эффекта ореола. Этому «чистому восприятию» поэзии, на наш взгляд, способствует и отсутствие под стихотворениями дат: с одной стороны, не всё, представленное в сборнике, было датировано, с другой – стихи если не умирают, то живут не привязанными к реальному времени написания, а во вневременном пространстве. Именно потому в антологии не отделены ушедшие поэты от ныне здравствующих... Талантливые представители социальной экстравертированной направленности (В. Берязев) или противоположного мироощущения – почти маргинального социального аскетизма (А. Пименов) – существуют в поэзии независимо от фактов биографии и психологической парадигмы, а лишь благодаря ценности ими созданного, способности поэтического текста, преодолев границы замкнутой текстуальности, войти в духовное поле читателя. Столь же непафосно издатели относятся и к известности поэтов. К примеру: А. Плитченко считался одним из самых известных поэтов второй половины ХХ века; был очень популярен как бард Н. Шипилов; после преследования за инакомыслие и богоискательство стал известной фигурой в Новосибирске и за его пределами Ю. Ключников, старейший автор из ныне активно пишущих; а И. Овчинникова, чьи стихи ходили в списках, знали очень немногие. Но во вневременном поэтическом пространстве все поэты имеют равные права, ключ к поэтическому бессмертию отнюдь не биографический и не премиальный, не личностно-психологический, а чисто поэтический. И этот ключ в руках у того редкого читателя, который, возможно, не написав ни одной стихотворной строки, тем не менее способен войти в поэтическое пространство как равный поэту.

 

Мария Бушуева