«Пушкинская осень» рифмуется
с Лондоном, Одессой и Бали

Помните: «Как на Дерибасовской, угол Ришельевской…» Ну, не Ришельевской, а Преображенской, и событие совсем не то, о котором речь идёт в известной песенке. Но именно на этом углу в Одессе, на здании «Пассажа» осенью-2011 появилась мемориальная доска в честь Льва Сергеевича Пушкина, который был не только братом великого поэта, но Гражданином, воином, чья жизнь своим благородством удивительно соответствовала звонкому имени Пушкин. Автор памятного знака – известный скульптор Клим Степанов.
 
Из энциклопедии
Лев Пушкин (1805, Москва – 1852, Одесса) – младший брат Александра Пушкина и его литературный секретарь, боевой офицер, участник персидских войн и кавалер орденов. После завершения военной карьеры Лев Сергеевич всю оставшуюся жизнь (1843-1852) прожил в Одессе, в доме, который в то время был на месте нынешнего «Пассажа». До самой своей смерти Л.С. Пушкин служил на Одесской таможне, снискав славу человека неподкупной честности и порядочности. Его апартаменты в те годы стали наиболее значимым «культурным гнездом» Одессы, которое отмечено посещением многих выдающихся людей, включая Н.В. Гоголя. Обладавший феноменальной памятью, Лев Сергеевич, по свидетельству современников, знал наизусть буквально все стихи старшего брата, в том числе и ряд неопубликованных, пропагандировал его творчество. «Левушке» посвящено значительное количество стихов А.С. Пушкина: «Брат милый, отроком расстался ты со мной» (1823), «Послание к Л. Пушкину» (1824) и другие произведения.
 
Как сказал на открытии мемориальной доски историк, поэт и журналист Олег Губарь, «Гоголь не нуждается в увековечении, Мицкевич не нуждается в увековечении, Лев Сергеевич Пушкин не нуждается в увековечении, но Украина, Одесса нуждаются в увековечении этих имен».
Открытие мемориального знака прошло в рамках ставшего уже традиционным всеукраинского поэтического фестиваля «Пушкинская осень в Одессе», который придумал и учредил Олег Борушко. В этом году в жюри фестиваля был приглашён поэт, председатель правления Межрегионального союза писателей и Конгресса литераторов Украины Владимир Спектор. С ним мы и беседуем о «Пушкинской осени», её итогах и перспективах.
 
 
 

«В тени украинских черешен…»

Чем отличается, на Ваш взгляд, этот фестиваль от множества других, которыми богата нынешняя литературная (и окололитературная) жизнь?
– Фестиваль, на мой взгляд, выделяется, прежде всего, обаянием. Обаянием чудесного, гостеприимного города, гениального Пушкина и замечательного Борушко, сумевшего всё это объединить во славу и на пользу поэзии. Интересна сама идея – конкурсные стихотворения должны продолжать одну из Пушкинских строк. В этом году для Всеукраинского турнира поэтов была предложена строка «В тени украинских черешен». А на турнир эротической поэзии была вынесена строка «...Она торопит миг последних содроганий».
В конкурсах приняли участие около 300 поэтов из 48 городов Украины, при этом в финал по этим двум номинациям прошли 32 автора. После открытия мемориального знака в честь Л.С. Пушкина и марша юных барабанщиц по Дерибасовской, финалисты читали свои стихи в ротонде городского сада в присутствии сотен зрителей и слушателей.
Главный же финал состоялся позже в Воронцовском дворце, и там уже жюри вместе с публикой оценивало талант финалистов, сражавшихся за звание «Король (или королева) поэтов Украины-2011». Все они были хороши и достойны победы. Но она не делится на всех. Победитель всегда один. Поэзия, естественно, не математика, где высшим баллом оценивается только верное решение уравнения или задачи, здесь всегда присутствует элемент субъективности. И, всё же, отсутствие предвзятости плюс изначальная доброжелательность жюри делает его выбор максимально справедливым (и, к тому же, единодушным).
Киевлянка Анна Гераскина в своих стихах была чуть более точна, оригинальна и близка к общепризнанным поэтическим канонам. И потому именно она стала поэтической Королевой, получив награды, о которых можно только мечтать. Это приз канала TVCi – оплаченная поездка на остров Бали (Индонезия) в октябре этого года для участия в одном из крупнейших литературных фестивалей, а также приз Федерального агентства «Россотрудничество» – оплаченная поездка в Лондон и Кембриджский университет для участия в турнире поэтов русского зарубежья «Поверх барьеров» в июне-2012.
Кстати, выбор публики был иным – приз зрительских симпатий получила Ольга Ершова из Одессы – её ослепительная улыбка, обаяние и остроумие весьма способствовали этому. Второе место на фестивале разделили 15-летняя Анна Грувер из Донецка и Екатерина Чудненко из Одессы. Они получили титул вице-королев и приз в 2000 гривен. Совсем рядом с победителями по набранным баллам была Оксана Стомина из Мариуполя. Но её награды – ещё впереди. 
– А что можно сказать о турнире эротической поэзии?
– Это, что называется, «на любителя». Хотя, поэзия и эротика – если не родные, то двоюродные сёстры, и потому такой турнир оправдан. Он состоялся «с видом на море» на площадке санатория «Белая акация», и победителя там выявляли все присутствовавшие, а не только члены жюри. Им стал Владимир Рывкин, приехавший на фестиваль из Германии.
Завершался фестиваль Всеукраинским поэтическим слэмом, в котором победил одессит Антон Куликов, получивший в качестве приза старинный военный шлем. Не могу не отметить участие в финальном турнире не только молодых авторов, но и известного поэта, лауреата многих литературных премий Сергея Шелкового из Харькова. В ближайшее время Правление Межрегионального союза писателей рассмотрит вопрос о награждении Сергея Шелкового литературной премией имени Михаила Матусовского за вклад в развитие поэзии в Украине.
– В жюри фестиваля собрались известные поэты из Украины и России. Чем запомнилось общение с ними? И вообще, какие главные воспоминания остались о «Пушкинской осени»?
– Общение и было главной радостью. Поэты Олег Борушко и Владимир Масалов, поэт и прозаик Михаил Попов, литературный критик Лев Данилкин – они умело создавали некую лётную погоду для крыльев талантов участников поэтического фестиваля. Этому способствовало и очарование Одессы, гостеприимность и доброжелательность публики, творческое настроение финалистов. Мне довелось проводить мастер-класс вместе с Михаилом Поповым, которого помню ещё по публикациям в журнале «Литературная учёба» в конце 70-х годов. Сегодня это – большой писатель, автор более 20 романов, нескольких книг стихов. Было любопытно сопоставлять наши мнения о литературных событиях, книгах… Наряду с чтением такое общение обогащает, помогает развитию. А Владимир Масалов поразил не только талантливыми стихами, но и своей биографией, в которой были чемпионские звания первенств СССР и Европы по борьбе, деятельность послом России в нескольких странах, работа во всемирной федерации бокса…
Запомнилась пресс-конференция, посвящённая юбилею известной литературной мистификации, автором которой ещё в 1991 году стал Олег Борушко. Именно тогда вышла его книга под названием «Эротические танки», автором которой значился японский поэт Рубоко Шо. Вот, как Олег Матвеевич рассказал об этом: 
– Собственно, это анаграмма моей фамилии. Мистификация не была полностью раскрыта, и в мире так сложилось, что появился ещё один классик японской литературы. Позже мою книгу перевели на разные языки. В 2006 году в газете «Литературная Украина» появился украинский перевод стихов. А в 2011 году одно из харьковских издательств напечатало «Эротические танки», в аннотации к которым было сказано, что автор – деятель Х века, представитель средневековой японской поэзии. Когда я писал эту книгу, мне казалось, что это просто шутка. Но, так вышло, что невинная затея растянулась на 20 лет.  
Такое впечатление, что все затеи Олега Борушко – долгоиграющие. Фестивали, которые он придумал и проводит в Лондоне и Одессе тоже стали традиционными, и дай Бог, чтобы им была суждена длинная жизнь. В его планах на следующий год –
открытие памятного знака Иосифу де Рибасу. Таким образом, предполагается заложить цепочку одесского маршрута Александра Пушкина – показать, в каких домах бывал поэт.
Фестиваль «Пушкинская осень» способствует развитию литературы в стране, знакомит с талантливыми авторами, помогая им найти путь к читателям. Он продлевает пушкинское слово, продолжает пушкинское время. И за это – спасибо всем его организаторам.
 
Беседовал Игорь Масюченко