Ростов, октябрьский калибр,
или Как поэты читали поэтов

Мой знаменитый земляк Леонид Григорьян на основе богатого личного и общечеловеческого опыта утверждал, что «не любят поэтов поэты» (смотрите стихотворение, которое начинается с такой строчки). Не будем делать глобальных обобщений, но в Донской публичной библиотеке, что в городе Ростове-на-Дону, 3 октября 2015 года в течение как минимум двух часов (а похоже, что и дольше) стабильно наблюдалось исключение из этого правила. Иными словами, имела место презентация антологии «45: русской рифмы победный калибр».

Как известно тем, кто слышал об интернет-альманахе «45-я параллель» хоть что-нибудь, антология издана по итогам конкурса «45-й калибр. Сезон-2015» и роздана тем его лауреатам, судьям, гостям, которые посетили межрегиональный форум творческих союзов «Белая акация» (Ставрополь) с выездом на презентацию книги в Пятигорск. Ростов на этом съезде представляли три лауреата: Ольга Андреева, Александр Соболев и Татьяна Фоминова. Они привезли в родной город впечатления, фотографии и некоторую часть тиража для дарения и продажи согражданам. С этого и начался процесс подготовки к действу.

Александр СоболевДалее несколько ростовчан, ранее замеченных в неравнодушии к сетевому изданию-45, получили от упомянутого Александра Соболева указание (просьбу, призыв, приглашение, разрешение – кто как понял, тот то и получил) выбрать из освещаемого сборника по два стихотворения двух авторов на свой вкус и явиться для оглашения их перед почтеннейшей публикой. Кто вошёл в антологию, тому дозволялось озвучить два текста собственного сочинения.

Ольга Андреева утверждает, что открылось мероприятие тремя аудиозаписями – песнями на стихи главреда альманаха и антологии Сергея Сутулова-Катеринича: «Сорок пятый дождь в январе», «Любовь – эпиграф? эпилог?», «Пасьянс: пришёл, увидел… полюбил» (музыкой и вокалом слушатель во всех трёх случаях обязан Владимиру Узланеру, обитающему в Торонто). Свидетелем этого показа я стать не успела, поскольку выступала посредником в переговорах о времени и месте другой презентации – 48-го номера журнала «Ковчег» – между другим главредом – Олегом Лукьянченко, с одной стороны, и столь же гостеприимной, сколь вместительной Публичной библиотекой – с другой.

Вообще, в вопросах украшения ростовских литмероприятий оцифрованными зрительными и звуковыми образами Ольга Андреева незаменима. Место её неизменно за ноутбуком, и оставляет она свой пост на попечение ассистирующего ей Александра Соболева только в те минуты, когда сама что-то читает. На сей раз фоном для действа стал хоровод фотографий с фестиваля. Стихи отсутствующих авторов сопровождались их портретными изображениями. Программа включала два видеоролика: в середине – «Параллельное кино», спетое всё тем же Владимиром Узланером и сопровождаемое фотографиями авторов «45-й параллели». А в конце снова прозвучал «Сорок пятый дождь в январе». Очевидно, что сценарий был расписан тщательно и любовно.

Рассевшись за круглым столом и оглядев друг друга, присутствующие обнаружили, что среди них нет ни Сутулова-Катеринича «в реале», ни каких-либо иных гостей извне Ростовской области. Это, надо полагать, несколько огорчило тех, кто настроился на живое общение. Но, в конце концов, смысл книги состоит в контакте читателя не с авторами, но с поэтическим словом, которое действует через нас всего лишь по причине отсутствия более надёжного инструмента. Поэтому никто не подал вида, что разочарован, и мы приступили к тому, ради чего и собрались.

И вот, наконец, стало известно, кто что выбрал из альманаха для прочтения и перевоплощения – с кратким рассказом о творчестве поэтов. От особенно бдительных читателей наверняка сейчас не укроется, что некоторые чтецы опирались не на книгу, а, например, на подборки с конкурсной страницы http://45parallel.net/45_calibr_2015, откуда в антологию взято не всё. Итак, огласим список полностью.

Ольга АндрееваВ исполнении Ольги Андреевой:

Миясат Муслимова (псевдоним – Мариян Шейхова) – «Шамиръ са свего карауломъ» и «Прощание с оленем» из цикла, посвящённого Пиросмани. Поэтесса впечатлила новую поклонницу особым дагестанским стилем своих стихотворений, написанных изначально по-русски. Слушатели незамедлительно пришли к выводу: подобное закономерно для такого поэта, который ещё и переводит с лакского языка на русский.

Василий Рысенков, обладатель гран-при-45, – «Никто не забыт?..» и «В самой гиблой деревне...». На ставропольском фестивале он приглашал ростовскую делегацию в Тверскую область, где живёт и участвует в проведении поэтического фестиваля «Каблуковская радуга». Так благодаря энтузиастам «45-й параллели» завязываются контакты.

Стихотворения самой Ольги Андреевой – «Там, волнуя траву, мягко стелются овцы…» и «Научи меня, Господи, просто, свободно писать…».

Татьяна ФоминоваВ интерпретации Татьяны Фоминовой:

Юрий Кобрин – «Памяти отца» и «1945». Последнее стихотворение Татьяне Фоминовой захотелось прочесть после того, как она услышала его на фестивале от автора.

Марина Кудимова – «Накануне беды и разлуки…» и «Хлеб».

Свои – «Господа офицеры» (в предыстории – нерадостная, мягко выражаясь, реакция ветеранов на вынесенное в заголовок обращение, когда оно прозвучало по ТВ из уст главы правительства). И стихотворение о «предпоследнем участнике великой войны» – «Бабка».

Александр Соболев отступил от собственных инструкций, и в результате прозвучали:

Три стихотворения Леопольда Эпштейна – «Ода одуванчику», «В мире всё неизменно, кроме списка убитых…» и декларация честного человека, оценившего своё место в мире, которая начинается строчкой «Являясь частью большого зла…».

Единственное стихотворение члена конкурсного жюри и главного редактора дружественного сетевого литературно-художественного журнала русского безрубежья «Гостиная» Веры Зубаревой – «Письмо». На страницах сборника с «Письмом» соседствовали стихи из цикла «Свеча» – по свежим следам событий 2 мая 2014 года в Одессе, – но читать их было бы слишком больно.

Из подборки организатора вечера – тоже не антивоенная сатира «Ну-ка, грохни, митральеза!», а милые, по выражению автора, стихи «Оставив Город-за-Рекой, шагни с перрона…» и «Генезис».

Борис ВольфсонБорис Вольфсон был представлен в качестве члена жюри конкурсов «45-й параллели» и тут же дал торжественное обязательство не участвовать более в работе какого-либо жюри, ибо ощутил себя скорее адвокатом, чем судьей. Им были прочитаны:

«В гордом храме Мельпомены…» и «Баллада порыва» как более зрелая вариация на ту же театральную тему. Таким образом, на фигуре автора этих стихов, бывшего ростовчанина Леопольда Эпштейна, остановились сразу два участника вечера. Несмотря на старания устроителей, избежать дублей не удалось.

Два собственных текста, написанные порознь, но сложившиеся в диптих: «Узкий лист препарирует каплю – смотри…» и «Точка возврата».

Валерий РыльцовВалерий Рыльцов порадовался, что в свежем сборнике появились новые для «45-й параллели» имена: Татьяна Фоминова, Леопольд Эпштейн, Лев Либолев. Огорчился, что отсутствуют Александр Габриэль, Лада Пузыревская и некоторые другие. В очередной раз поблагодарил Нину Огневу за знакомство с Сергеем Сутуловым-Катериничем, а «45-ю параллель» – за свою дружбу с Майей Шварцман и Ириной Валериной. И прочёл со свойственной ему выразительностью:

«Мой черёд: время опоздания» (автор – С-К).

«Что мы взяли из века, в котором…» (своё).

Елена ПрибыльскаяСледом взяла слово Елена Валентиновна Прибыльская – старшая среди активных участников местной литературной жизни и всем им (нам) известная как великолепный чтец. Словно бы отвечая предыдущему оратору, она представила «Курсы английского» и «Баскервильскую осень» Александра Габриэля – стихи, напечатанные годом раньше в антологии «45: параллельная реальность».

Людмила ШутькоЯ постаралась быть как можно ближе к теме войны и Победы, заявленной на конкурсе как магистральная:

Екатерина Полумискова, сопредседатель жюри, – двойчатка «С новой главы» («Проснёшься вдруг, а мир вокруг – иной…» плюс «Сквозь лабиринт чёрно-белых причудливых линий…») и «Ноет под сердцем осколок железный…». Широкий охват судеб стран и поколений.

Илья Рубинштейн, лауреат, обладатель специального приза от Дома Берлиных, – «Почта времён войны» и «Моему деду Исаю, "пропавшему без вести"». Воссоздание судьбы одного человека. Тяжёлые стихи, что отмечено всеми, включая ведущего.

Галина УльшинаНа закуску – эмоциональное выступление Галины Ульшиной, также известной как Галина Койсужанка:

Георгий Яропольский, сподвижник C-К, – «Голем».

Лев Либолев, лауреат конкурса, одессит, чья фамилия породила долгие споры о месте ударения в ней, – «Эта хорда — шнур бикфордов, септаккордов ровный бой…» и «Гeнерал».

Михаил Юдовский – «Твоё дыханье нежно и свинцово…» и «От меня отречётся Итака…».

По просьбам слушателей – что-нибудь авторства самой Галины Ульшиной, а именно: «портрет» из цикла «Портреты» («…он духом не ведал о Гёте и Данте, / цитировал Сталина, чтил команданте…»).

Остаётся добавить, что под 45-параллельные чтения Александр Соболев самоотверженно выделил место и часть времени стихотворной секции «Строфа» литературного объединения «Созвучие», которой он руководит посменно с Галиной Ульшиной (в тот раз была именно его очередь).

Я же дотошно зафиксировала в ворде всё, что видела: надеюсь, мои заметки содержат какие-то сведения если не об антологии, то о вкусах и нравах её читателей.

 

Людмила Шутько

 

Иллюстрации:

эпизоды ростовской встречи под знаком «45»;

фото Ольги Андреевой, Бориса Вольфсона, Валерия Рыльцова