Сергей Плышевский

Новый Монтень № 26 (626) от 11 октября 2023 года

Часть света: седьмая

1 Буэнос-Айрес

В Буэнос-Айресе в аэропорту штамп в паспорт не ставят. Но берут отпечаток большого пальца правой руки и фотографируют. Очередь на паспортный контроль была умеренная, минут на 45. Багаж тоже быстро выдали. На выходе багаж пропускают через сканер. В аэропорту был wifi и мы вызвали Убер. Стоило это удовольствие около 35 CAD. Мы помчались в отель и прибыли туда без особых задержек. Номер нас ждал, всё было оплачено, кроме местного сбора – полтора доллара в день, кажется. Отель был так себе, но в центре, с 2-мя лифтами, недорогой и с приличным завтраком. До нашего неизменного вечернего ресторана надо было пройти 4 квартала, пересечь самую широкую улицу в мире и пройти ещё полквартала. Посередине самой широкой улицы был сквер со скамеечками, там можно было приятно отдохнуть под ветвями (джакаранды?) «палочного дерева», усеянного крупными розовыми цветами. В темноте на газонах резвились крыски.

Ресторанчик Santos Manjares мы нашли в туристических отзывах, он славился недорогим и очень свежим мясом, и мы с удовольствием вкусили rib eye, entrania и филе миньон. Всё это подавалось с гарниром на выбор – мы чаще всего брали салат. Порции солидные, было очень хорошее вино – с мясом мы склонялись к мальбеку; а ещё попробовали шницель и «проволетту» – запечённый сыр проволон. Но в Буэнос-Айресе отклоняться от говядины не принято; морские твари номинально существуют, но расцветают пальмой первенства на юге страны – об этом мы тоже скажем пару слов. Приятно удивляют аргентинские цены: филе миньон, солидная порция, с гарниром и разными макалками для хлеба, пока вы ждёте приготовления мяса, а также бутылка очень приличного вина обходятся в 20 долларов на двоих.

На улицах города щедро рассыпаны лавочки – фруктовые, винные и товаров повседневности. И прочие рестораны, кафе, и эмпанадницы. Вино недрогое, фрукты превосходные, а эмпанады… ну, не знаю, чебуреки вкуснее. Хотя взять с собой в дорогу для быстрого перекуса и эмпанады годятся.

В первый день мы, поверив статье из трипадвайзера, отправились в пункт Вестерн Юнион в надежде поменять деньги, но ничего не получилось. Затем, пользуясь советами бывалых, мы хотели поменять доллары в отеле, но тоже безрезультатно. Поэтому в первый вечер платили кредитной карточкой (безо всяких проблем). В Аргентине существуют 2 курса доллара: официальный (195 песо) и «голубой» (290 песо). Если платишь иностранной кредитной карточкой, работает «голубой» курс, а если просто меняешь в банке, то официальный. На следующий день мы отправились на улицу Флорида в центре БА, и там поменяли 500 долларов по «голубому» курсу. Получили всё тысячными купюрами. К моменту нашего отъезда правительство Аргентины сообщило, что вводит в обращение купюры достоинством 2000 песо. Инфляция у них около 100% в год.

Кафедральный собор Бенедикта

Распахнул нам прохладные недра.

Ватикан возникает в субтитрах –

Аргентинского лона экседра;

Затихает недремлющий город,

Исчезая в тиши колоннады,

И святых убеждений уколы

Назидательно сверлят с окладов.

Есть убежище в мире огромном

От жары и греховного смрада,

Где к живым равнодушные бомбы

Распевают свои серенады.

Церковь снова подверглась расколу,

Допуская убийство во имя:

Каждый поп – феодальный нарколог

При своих атрибутах и гриме.

Только бог (если есть!) безразличен...

Что творят его бывшие чада...

Выплавляя из войн и опричнин

Золотые решётки для ада...

Мы поменяли деньги и отправились бродить по городу. Зашли в большой собор в центре города, подошли к президентскому дворцу (Каса Росада), после длительных расспросов нашли место, где продают билеты на 2-этажный экскурсионный автобус и проездили на нём почти до самого вечера. В этот день нам надо было лечь спать пораньше, потому что ночью у нас был вылет на юг страны – на ледник Перито Морено. Мы снова посетили Сантос Манхарес и, вкусив мясца, прихватили с собой 4 эмпанады на завтрак и отправились в отель.

Стояла тёплая солнечная погода. Дождь, обещанный сводкой погоды, циркулировал где-то в верхних слоях атмосферы и до земли не долетал. Было между +30 и +35 градусов.

Дождь обещали, но он испарился,

Малость не долетев до земли.

Несовершенное тоже харизма,

Просто запомни и тихо внемли,

Как облетают соцветья глициний

В сонную гладь городского пруда,

Как запирают собор капуцины

Так ежедневно и как навсегда;

Ты ослеплен неподкупной идеей

Делать условные вещи всерьёз,

Словно колдуя над фармокопеей

Из атмосферы и тонких берёз;

Всем по две ложки на дождь и на слякоть,

Но по четыре на солнце и снег;

Туча пришла, но не встала на якорь,

Но не к берёзе, а только к сосне –

Там и ищи смоляные колючки,

В память, как в душу, под утро вонзать...

Дождь, как матрос, воротясь из отлучки,

Смело глядит капитану в глаза.

В последующие дни мы посетили другие соборы, музеи и торговые центры, а также встретились с профессором-славистом из университета БА и обсудили с ним вопросы мировой поэзии. Омар Лобос любезно пригласил нас к себе домой, угостил «миланезой» (шницель по-милански) с вином и водкой под конец, и рассказал много интересного об Аргентине.

Что 4 года назад мировой валютный фонд похвалил Аргентину за наведение финансового порядка и предоставил большие кредиты, за которые страна теперь расплачивается дикой инфляцией. Что бесплатная медицина и бесплатное образование привлекают в Аргентину людей из прочих стран Латинской Америки. Что жители Патагонии держатся на равной ноге с представителями высших слоёв и не очень-то признают авторитеты.

Мы читали русские стихи и обсуждали назначение поэзии; мне кажется, что, разделив точку зрения Бродского по вопросу о том, какова цель поэзии в целом и её место в лингвистической системе, я вполне удовлетворил достойного аргентинского слависта. Впрочем, я действительно считаю, что поэзия в первую очередь служит именно языку, а не поэту и, уж точно, не читателю. Расстались очень тепло… Я надеюсь, что наше знакомство на этом не закончится.

После этого в последний раз посетили ресторанчик и обнялись с Матильдой, нашей официанткой, она нас уже ждала каждый вечер и держала заветный столик наготове. На следующий день надо было грузиться на корабль.

2 Перито Морено

Если отправиться на юг Аргентины, в сердце Патагонии, и приблизиться к Кордильерам с аргентинской стороны, можно посетить потрясащий ледник Перито Морено, который спускается с гор в озеро. Это один из немногих ледников на Земле, которые со временем не уменьшаются, а увеличиваются. То есть, где-то на снежных высотах они уменьшаются и сползают вниз, а на уровне обитания человечества – растут.

Нужно долететь до городишки Эль Калафате, а оттуда до ледника можно доехать за полтора-два часа. Планировать это надо заранее, потому что билеты быстро заканчиваются, и прокатные машины – тоже. Мы в марте всё забронировали. 2 билета на Аргентинские авиалинии из БА обошлись в 600 CAD, а прокатный драндулет от Budget – в 124 доллара. Если бы резервировать всё это позже, цены выросли бы в 3 раза, а потом и билетов и машин не хватило бы.

Аргентинские авиалинии под стать Эйр Канаде меняли время вылета-прилёта и аэропорты тоже раз пять. Правда, согласиться с изменениями можно было по интернету, звонить не надо было. В результате визит получился сверхкоротким, потому что одно из этих изменений перенесло обратный рейс с 20.35 на 16.25. Вылет был в 4 утра. Мы употребили эмпанады и вызвали Убер.

Аргентинцы в аэропорту ласково нас приветствовали и зарегистрировали на прямой и обратный рейсы. Вскоре мы воспарили, наблюдая зарево огней БА на горизонте. Лететь 3 часа 15 минут. Сначала летели над Атлантикой, потом пересекли континент и стали снижаться над кочками Патагонии. Там из растительности именно такие кочки, поросшие колючками. Ими питаются местные бродячие коровы и достигают за этот счёт отменно чистого и вкусного мяса. Если где появляются складки местности или водоёмы, то кочки уступают место кустам или даже скрюченным деревьям.

Budget предоставил нам машину более высокого класса и дополнительных денег не взял. Никаких дурацких формальностей типа страховок заявлено не было. Какие ещё страховки в этой полутундре? По единственной дороге мы помчались в сторону поселения, которое не приминуло начаться через 25 минут от аэропорта. В городишке появились настоящие деревья и блаженные бездомные собаки, которые развалились на всех тротуарах пузом вверх и грелись на редкой жаре в +15 градусов. Конечно, мы остановились в булочной-кондитерской и подкрепились местными деликатесами с кофе. А потом понеслись дальше.

На въезде в парк с нас собрали дань 11 тысяч песо, и мы углубились в дебри и кущи, пока ещё по дороге. Видели кондора и патагонскую лису, это близко, а всё остальное мельтешило поодаль. От стоянки до ледника возил бесплатный шатл, и мы им воспользовались. А потом начались деревянные мостики и обзорные площадки… Вид, конечно, отпадный. Существуют ещё экскурсии на катамаране возле ледника и можно на него высадиться и бродить по нему. Но у нас на это не было времени из-за переноса обратного вылета. Мы успели заправить и сдать машину, а ещё перекусить в аэропорту, и унеслись обратно в БА. Съели свой филе миньон под мальбек и рухнули спать.

На следующий день посетили музей изящных искусств и знаменитый своим убранством торговый центр Галерея Пасифик. Там как раз снимали местную красотку для рекламы. Зафотали изподтишка. Не, приятный город, ничего не скажешь…

3 Янаки, Ставраки, папа Сатырос

Капитан теплохода Инфинити был грек, и пара его помощников – тоже. Естественно, мы прозвали кэпа «папа Сатырос». Одно то, как он обставил MCS-шную «Магнифику» и занял её место у пирса в Ушуайи, вызывает восхищение его коммерческими талантами. Но – по порядку.

Посадка на корабль была организована отлично. До приезда в круизный терминал всем было предложено забронировать интервал времени для посадки, и у нас был второй с начала: с 12 до 12.30. Мы покинули номер в отеле в 11 часов утра, посидели полчаса в вестибюле и вызвали Убер. Ровно в 12.00 мы входили в круизный терминал БА. На входе на каждого пассажира прилепили стикер с номером группы, приняли багаж и попросили подождать. Мы уселись на скамеечку и минут через 20 наш номер объявили. Было открыто множество стоек для регистрации, а сама процедура занимала минуты 2 или 3. Паспорта забрали и выдали квитанции. Был контроль безопасности и посадка в автобус. В результате через 40 минут мы были на борту. На вопрос: «Где наши корабельные карточки/ключи от каюты» нам сказали, что они будут нас ждать в самой каюте. У нас была самая первая в носу каюта на 8 палубе. Теоретически, чем выше и чем ближе к носу или к корме, тем сильнее должно было качать при волнении на море, но нас это мало беспокоило.

По аналогии с предыдущими своими круизами, мы предполагали, что каюты будут готовы только через 4-5 часов после посадки, и отправились исследовать буфет и прочую инфрастурктуру. Зашли в СПА и отметились там, поскольку у нас был зарезервирован пакет «талассотерапии» – всякие сауны, циркулярные души и бассейн с подогретой морской водой. Забегая вперёд скажу, что услугами этих заведений мы пользовались регулярно, за исключением дней в Антарктике, когда из-за низких температур и волнения в проливе Дрейка бассейн был закрыт. Ещё добавлю, что тратить на СПА 600 долларов было не обязательно, потому что в бассейн и так пускали всех взрослых, а сауны были в раздевалках. Единственное, что получали мы дополнительно, были махровый халат, слабенький циркулярный душ, ароматическая сауна (особого аромата я не ощутил) и подогреваемые каменные сидушки, на которых могло уместиться до 5 человек. Но весь этот «Персидский сад» был внутри СПА и не имел окон с обзором потустороннего мира, как на других кораблях. Мы бы не стали покупать этот пакет, если бы смогли найти полную информацию до начала круиза.

Интернет на корабле был двух типов: бэйсик (е-мейл и браузер) и премиум (видео, вотсапп и т.п. в полном объёме). Мы взяли бэйсик пакет + его расширение до пакета «премиум» – это было дешевле, чем сразу брать «премиум». Интернет иногда пропадал на несколько часов, когда не было спутника над корабликом. А в остальное время скорость была хорошая. Это давало нам возможность смотреть фильмы по интернету. По корабельному ТВ фильмов показывали мало, а новостей вообще никаких.

Карточки-ключи были всунуты под табличку с номером каюты и ждали нас, когда мы до неё добрались. Багаж появился позже, а один из чемоданов так и не пришёл, и нам пришлось идти на ресепшн организовывать поиск. Чуть позже мы нашли его сами с другой стороны нашей палубы – местные умельцы интерпретировали цифру 1 как цифру 7. Вот к чему ведёт вредная иностранная привычка не перечёркивать «ножку» у семёрки.

В каюте прибирала русская девушка из Петербурга по имени Наташа, убирала очень качественно, за что получила от нас конвертик с долларами в конце круиза. Такие же конвертики получили наши официанты из главного ресторана – оливковый Авалуддин и кубинка Елизабет – они сделали всё на высшем уровне. Всё, что от них зависело.

А зависело от официантов не всё. Нестерпимо сладкие коктейли готовили не они. Как и пересоленную пищу. Мы заказывали без соли, и нам приносили меню на завтра, чтобы мы могли сделать заказ. И на 50% этот заказ исполнялся; однако приготовленную без соли рыбу они всё равно заливали солёным соусом… и если в главном ресторане этот вопрос можно было как-то решить, то в буфете на завтрак и ланч – труднее. На просьбу о несолёном масле, которая с готовностью исполнялась на других круизных компаниях, мальчики с Селебрити пожимали плечами, исчезали на поиски и не возвращались. Впрочем, если не концентрироваться на особых требованиях, еда на корабле была вполне приличная. Каждый день разная рыба, в «дежурных» блюдах числились луковый суп, эскарго, креветки, бифштекс. Правда, после ресторана в БА мы не рискнули заказывать мясо на корабле, чтобы не испортить впечатление… ах, такое мясцо я бы и дома употребил, но 150 долларов за стейк отдавать не тянет.

Еда в буфете была и горячая, и разнообразная. Напитки в свободном доступе включали кофе, чай и морс. Чай в пакетиках был в ассортименте, однако полюбившийся чай с малиной через 2 дня закончился и больше не появлялся. На завтрак делали омлет и яичницу под заказ, были сыры и колбасная нарезка, вафли и блинчики с творогом, фрукты не переводились – приличные арбузы и дыни и кислые ананасы. Ягод не было. Всегда стоял котёл с овсяной кашей, были картофельные котлеты и много разных кушаний индийской и восточной кухни.

В буфете на завтрак и ланч было нелегко найти свободные места, приходилось обходить всю зону по периметру. В главном ресторане нам выделили прекрасный столик на двоих у окна – лучше и быть не могло. С 10 вечера до 01 ночи открывался «вечерний перекус» – пицца, весьма неплохая, сэндвичи, фрукты, нарезка, десерты.

В какой-то момент было объявлено, что на корабле участились случаи норовируса. Питьевые станции оцепили и на каждой поставили вспомогательный персонал, наливающий чай/кофе, добаляющий туда сахар, молоко, мёд и лимон по желанию – это вызвало дополнительное скопление народа. В буфете появились «накладывальщики» еды. Мы никакого расстройства внутренностей не подхватили. Про ковид на борту ничего слышно не было. В проливе Дрейка нас заботливо спрашивали, не укачались ли мы, потому что многие страдали от морской болезни. Но на нас качка не действует. Качало не очень сильно, но чувствительно при ходьбе по палубе и коридорам.

В театре по утрам выступала тётенька натуралист, рассказывала про Антарктику, про всякую живность – пингвинов, китов, морских птиц и прочее. Мы пару раз сходили, а потом предпочли слушать её по телевизору в каюте. Много интересных фактов, но монотонное бубнение. Вечерами в театре давали концерты. На 12-ой палубе был кинотеатр на открытом воздухе. В салонах и барах живая музыка – гитара, скрипка, рояль. В отличие от других круизов, мне удавалось найти тихое место, если было настроение что-то написать.

Экскурсии от корабля были отлично организованы. Сообщалось место сбора (театр, салон и т.п.). Туда все приходили с билетиками и получали наклейку с номером группы. Потом все организованно по группам выходили из корабля и садились в автобусы или катамараны, в зависимости от экскурсии. Высадка тоже была организована чётко. Мы взяли последнюю экскурсию в порту прибытия, после которой нас привезли прямо в аэропорт. Мальчик донёс наш багаж до стойки регистрации на рейс и вежливо распрощался.

Несмотря на то, что мы отказались от чаевых ещё в процессе подготовки к круизу, чаевые (17.50 в день на человека) всё равно стали начислять. Пришлось идти на респешн и просить убрать. Обещали, но не убрали. Убрали только с 3-го раза. Как я говорил, мы выдали «премиальные» непосредственно тем, кто нас обслуживал. Насчёт платных напитков на борту мы так ничего и не поняли. То ли оттого, что у нас сначала был пакет «всё включено», то ли по иной причине, несколько коктейлей и бокалов вина нам достались бесплатно. Впрочем, это выяснилось окончательно только по окончании круиза. Если бы мы знали об этом раньше, употребили бы много больше. Алюминиевую бутылочку 0.5 литра воды на одной экскурсии выдали бесплатно, а на другой содрали около 10 долларов. 2 кофе в баре обошлись в тридцатку. А в ресторане всё было бесплатно, и кофе хороший, лучше, чем в буфете.

Главное разочарование ожидало нас при выходе из вод Антарктиды. На постели было выложено письмо об отмене захода на Фолклендские острова. Папа Сатырос потом 2 дня объяснял по внутреннему ТВ каналу, что на Фолклендах ожидается шторм с ветром 44 узла, а по условиям порта Стэнли последний закрывается при силе ветра выше 30 узлов. Там узкий проход и высадка ведётся тендерами.

Тоже тендерами должна была вестись высадка в Ушуайе, но папа Сатырос вытеснил причаленный корабль MSC с пирса и мы встали на его место, а MSC дальше работали тендерами.

В результате наша калоша снизила ход до 11 узлов (обычно она шла 18-19 узлов) и телепалась лишних 2 дня в море без захода в порт, и это было достаточно утомительно. Должен у них быть «план Б» с заходом в альтернативный порт или с увеличенным временем стоянки в плановом порту. С затаённым ехидством я проверял бортовые затраты – будет ли возврат портовых сборов за пропущенный порт? И да, по 65 долларов на каждого нам вернули без всяких напоминаний.

В заключение я должен сказать, что если взаимодействие с Селебрити до круиза было из рук вон плохим, то на корабле всё было гладко и организованно. Я думаю, если быть более настойчивым в ресторане, то и они бы лучше прислушивались к нашим специальным требованиям. Вчера читал отзывы о круизе по аналогичному маршруту на Сапифровой Прицессе, и значительно уменьшил свой антогонизм по отношению к Селебрити. На будущее, если пользоваться их услугами, надо применять карточку в US долларах, быть настойчивым в своих диетических требованиях, а также сократить количество экскурсий от круизной компании, отдавая предпочтения местным туроператорам. Допускаю, что ковид сильно ударил по круизным компаниям, и они с трудом и скрипом вылезают на поверхность нормального бизнеса.

3 Ушуайя

В местной транскрипции звучит скорее «Усвая». На четвёртый день плавания рано утром мы вошли в канал (пролив) Бигля. На материковом берегу Бигля расположен «самый южный город на земле» Ушуайя (Аргентина). На островной стороне пролива находится Пуэрто Вильямс (Чили). И хотя он южнее аргентинской Ушуайи, Аргентина его «самым южным» не признаёт, поскольку, по аргентинским нормам, это не город, а «посёлок». Тем не менее, там есть свой порт и аэропорт, куда летают мелкие самолётики из Пунта Аренас.

По проливу Бигля мы шли часа 3 ранним утром. Небо было облачным, дожливым. Но дождь едва капнул, а потом рассеялся, так что мы насладились хорошей погодой, градусов 13-15 выше ноля. Правда, на воде было ветрено и холодно. При подходе к пирсу мы видели танкер для заправки круизных судов, причаленные военные плавсредства береговой охраны, а также судно MCS «Магнифика», отходящее от пирса, чтобы дать нам место.

Мы собрались на 5 палубе в театре и получили наклейку соответствующей экскурсии. Через полчаса нас вывели на берег, походной колонной провели к началу пирса и посадили на катамаран с удивительно чистыми стёклами. 2 палубы, буфетик, гальюн и немного места на палубе на носу и вдоль бортов. Через полчаса хода в проливе мы подошли к небольшим островам. Один остров был обсижен птицами (корморанами), а на другом с подветреной стороны возлежали морские львы. Всё комментировалось по радио. Катамаран крутился между этими островами, щёлкали затворы фотоаппаратов, восторженные зрители тащили камеры с огромными объективами.

После этого катамаран не меньше часа шёл к острову Martillo, на котором на галечной отмели бродили, лежали, спускались в воду пингвины. Магеллановы (с белой вертикальной полоской), генту (без полоски, со сплошным белым пузиком) и один королевский (с желтоватым ошейником). Птенцы с неполностью выпавшим коричневым пухом. Катамаран уткнулся носом в отмель и все столпились на носу для осмотра и фотографирования.

На обратном пути я сходил в гальюн, а моё место у окна сразу же заняла противная тётка и отказывалась уходить, пока я не вернулся и не выволок её. Экипаж усердно бегал вокруг и протирал стёкла большими «сквиджи». Мы взяли кофе с булочкой и услышали от буфетчиков русскую речь. Мальчики жили в Ушуайе и подрабатывали на катамаране. Получили от нас добавочные песо.

Вся экскурсия заняла 4 часа. На берегу мы планировали откушать краба, которым знаменита Огненная Земля. Большенькие местные королевские крабы centolla, местные произносят «сентоша». Мы не стали брать целого краба в скорлупе, но взяли крабовый супец и краба с пармезаном – вроде запеканки. А ещё заказали «мерлуза негра» – Patagonian Toothfish, приобретающую в торговых сетях ипостаси «Black Cod» или «Chilean Seabass». Сейчас она продаётся у нас в Костко по 75 долларов килограмм. Исключительно вкусная рыба из семейства нототениевых (помните?).

Рестораны в Аргентине обычно не работают с 14.00 до 19.00, поэтому выбор открытых мест был очень небольшим. Мы уселись в «Эль Фаро» и вкусили крабов и рыбу, запивая местным очень приличным пивом. За соседним столиком сидели молодые ребята из Белоруссии – они работали стюардами на «Магнифике» и мы перекинулись парой слов. Услышав, что на «Селебрити» есть театральные представления и живая музыка в нескольких местах, они прищёлкнули языками – на их корабле MSC такого не было (почему-то… я думал, это на всех круизах бывает).

Мы ещё побродили по городу, прошлись по магазинам, купили шоколадки, алкоголь (перелили в «невидимый» контейнер), джем из ягоды калафате и консервную банку местных крабов. И к обеду (18:00) погрузились на корабль.

4 Но дальше и дальше плывёт Айболит…

К вечеру покинули гостеприимную крабовую Ушуайю и ночью шли к оконечности Южной Америки. Мыс Горн проходили в 6 утра. Была низкая облачность и морось. Видимость неважная. Но и сильного волнения не было, что редко для тех широт. Правда, большую калошу со стабилизаторами и в шторм не особо качает, смотря какой шторм, конечно.

«Ифинити» углубился в пролив Дрейка – между Южной Америкой и Антарктикой. Почти полных двое суток мы скакали по волнам, определяя силу ветра в баллах на глаз: есть несколько градаций, о которых можно судить по барашкам, пенистым гребням и срыву пены с волн. Было 4-5 баллов.

К концу 2-го дня корабль резко снизил ход до 10 узлов: в Антарктических водах это предел по шуму винтов. Также были полностью исключены объявления и музыка на открытых палубах. Для пребывания в антарктических водах существуют жёсткие ограничения по количеству кораблей, одновременно посещающих определённые места. В проливе Школарта кроме нас не было никого, а с 6 до 8 вечера в Парадайз Бэй был только один наш большой теплоход, и ещё крутились 2 маленьких «круизных карлика» – что-то вроде Сиборн или Осеана вместимостью 300-400 человек. Высаживать на континент могут только экспедиционные суда ещё меньшего размера, партиями не более чем 100 человек одновременно. Такие экспедиции из Ушуайи осуществляются в спартанских условиях и стоят около 15 тыс USD. Качает в Дрейке эти судёнышки нещадно.

На следующий день, опять же вечером, мы подошли к Елефант айленду, но он был скрыт низкими тучами. И только перед самым уходом вдруг блестнуло низкое солнце.

Ветер на палубе был пронизывающим и очень сильным. В воде резвились пингвины – они ныряли как торпеды маленькими стайками – корабль будоражил рыбу и они её ловили. Киты показывались несколько раз.

Льдины плавали вокруг, а айсберги – только поодаль, Инфинити близко к ним не подходил. Особенно красивыми были виды, когда выглядывало солнце и когда мы подходоили близко к скалам, на которых нависали толщи льда. Мы были близко к южному полярному кругу, и солнце заходило на 2-3 часа.

В конце второго дня нас ждало главное разочарование: сообщение о том, что мы не заходим на Фолклендские острова из-за шторма. Папа Сатырос уменьшил ход до 11 узлов и мы мучительно долго возвращались обратно через неспокойный Дрейк.

5 Пуэрто Мадрин

На траверзе мыса Горн открыли бассейны, небо посветлело и проявило голубизну. Народ мирно играл в карты за столиками в буфете, отчего найти свободное место стало ещё труднее. Видимо, с утихновением качки все слегка оправились и выползли из кают. Раздача напитков и еды до конца круиза производилась персоналом.

На пирсе Пуэрто Мадрина уже стоял «Волендам» Холланд Америки – судно несколько меньшего размера, чем наш «Инфинити». Пирс длиной около километра вёл на берег. Автобусы экскурсий от корабля стояли прямо под бортом, а всем остальным надо было чапать полдороги, откуда дальше к берегу возили бесплатные шаттлы. В один из них мы и уселись.

У нас ещё с прошлого года была забронирована экскурсия от местной компании Dos Oceanos, и когда наш прошлогодний круиз на Норвиджен отменился из-за ковида, и мы перебронировали всё на этот год на Селебрити, мы также перебронировали и береговую экскурсию. Стоила она 85 долларов + плата за национальный парк, итого 100 долларов с человека и отправлялась на Пунта Томбо – около 200 км в пути. Такая же экскурсия на автобусе от корабля стоила 285 долларов.

Нас встречали с именной табличкой. Усадили в легковой автомобиль вдвоём. Остальные экскурсанты отправлялись на полуостров Вальдес смотреть морских котиков и львов. Их усадили в 13-местный микроавтобус. Наш водитель хорошо говорил по-английски, всё рассказывал и показывал, на обратном пути остановился в городе, чтобы мы могли купить сувениры… Мы хотели купить плюшевого пингвина, и они там продавались за 450 песо (1.3 доллара). А на корабле за 20 долларов. Однако местные были «дерибас», а на корабле – фирменные, качественные, поэтому на берегу покупать не стали, взяли на корабле.

На Пунто Томбо была «эстансия» – местные фермеры (гаучо) пасли всякую копытную живность в своё удовольсвие. Но лет 45 назад ни с того, ни с сего, на берег к ним высадилась колония пингвинов и зажила там на широкую ногу. И находчивые гаучо стали этих пингвинов всем показывать и не давать в обиду местным троглодитам. Правительство тоже подсуетилось и дало им всякие налоговые скидки и даже – самое ценное в Патагонии – пресную воду, и вскоре территория превратилась в заповедничек.

Деревянные мостки длиной около 2 км. Вокруг бродят, кормятся и спят пингвины, в основном Магелланские, но и Генту попадаются. Парочка расхаживает по дорожкам. Вокруг резвятся гуанако – безгорбые верблюды Патагонии. В конце дорожки пингвины прыгают в прибой. Вдоль автомобильной дороги ползают броненосцы и ещё какие-то зверьки скачут, ближе к городу в большой луже стоят фламинго.

Мы приехали минут за 15 до массового нашествия автобусов, и это было здорово. По пути проезжали городишко Трелью (местные произносят «Трелеу») – мне это название было прекрасно знакомо по книге Пьера Шеналя «Последняя буря», как и прочие Сан Хулианы и Коммодоро Ривадавии.

Экскурсия нам понравилась, и мы написали хорший отзыв на ТрипЭдвайсере. Был солнечный тёплый день, прилично за +30, но мы стоически перенесли жару. В машинке был кондиционер. Дороги приличные, хотя и без асфальтированных обочин.

Отошли от пирса точно по расписанию, а вслед за нами через 15 минут отчалил «Волендам» и ещё долго следовал на некотором удалении. Предстоял ещё один день в море перед Монтевидео.

6 Уругвай

Стоянка в Монтевидео была короткая: с 10 до 4 часов. Мы приобрели экскурсию от круизной компании – обзорную экскурсию по столице Уругвая. Это небольшая по размеру, но наиболее развитая и дорогая страна Южной Америки – уровень цен вполне как в Канаде. Из того, что рассказывала экскурсовод, мы поняли, что и соотношение зарплаты и стоимости жизни тоже близко к современному канадскому – в том смысле, что для нормальной жизни нужно, чтобы оба супруга работали, иначе и на рынок жилья не прорвёшься, и образования не получишь.

Объехали город и прилежащие районы, послушали историю о том, что однажды уругвайцы обыграли бразильцев в футбол и с тех пор бразильцы перестали с ними здороваться; и что лет через 30 это, наверное, пройдёт. Посетили крытый рынок, выпили кофе с булочкой в местном кафе, расплатились долларами без проблем и вернулись на корабль.

Несколько фотографий прицепляю: день был солнечный и жаркий.

7 Окончание

Утром последнего дня стали у пирса БА. Завтрак, короткие сборы и последняя экскурсия в Тигре – разветвлённые поселения в дельте реки. Из автобуса мы пересели в экскурсионную лоханку и в ней рассекали 3 часа по мутной от ила реке. Речную воду после тщательной фильтрации можно использовать в технических целях, а принимать в пищу – нельзя. Питьевую воду развозят на специальных катерах и наполняют бутыли, выставленные на причал каждой резиденции.

На берегу толпилось множество народа, ожидая посадки в лодку, но нас усадили без очереди. Была суббота, и люди рвались на реку – на дачу или на пикник. После окончания заплыва мы на том же автобусе вернулись в аэропорт, где наш багаж уже ожидал нас под охраной корабельных мальчиков. Мы показали пальцами на свои чемоданы, и мальчик быстренько оттащил всё на регистрацию, получив 2 доллара.

Регистация была мгновенной, а на паспортном контроле мы простояли не меньше часа. Та же процедура – никаких штампов в паспорт, но отпечаток большого пальца правой руки и фотография в дело. Эйр Канада коварно ожидала своих жертв, причаленная к посадочному рукаву. И жертвы, потратив последние песо в дьютике, ровно в назначенный срок поднялись на борт…