Синяя нота для… Синей птицы

«Калибр-2016» – спортивно-орнитологические заметки

 

Итак, день «Ч» настал! 23 апреля, за неделю до назначенной даты, приём подборок на конкурс «45-й калибр – 2016» прекращён в связи с непредсказуемо огромным наплывом желающих принять в нём участие. Организаторы этого турнира почли за благо остановиться на символичном числе – 450 заявок! Конкурсанты, успевшие прислать подборки, могут выдохнуть и расслабиться – они сделали всё, что от них зависит: написали стихи и выпустили их в большой мир – «так птенцов пускают на свободу»… Подсчитаем же количество птенцов, залетевших в уютное гнездо «45-й параллели» с февраля по апрель.

Всего, как вы поняли, на суд модераторов вынесено 450 подборок. Из них прямиком в корзину я и мои коллеги отправили 180 файлов, чьё содержимое, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Так что на сайте в итоге доступна для чтения 291 подборка, включая произведения 21 приглашённого поэта, идущие ВНЕ конкурса.

Количество и разнообразие пернатых-стихов радует и пугает одновременно. Тут и миниатюрные яркие колибри, и огромные пушистые страусы, хищные стремительные ястребы и трогательные «серые шейки», нарядные павлины и скромные куропатки, голосистые соловьи и немногословные синички. Обозревая всё это многоцветье, вслушиваясь во всё это многоголосие, поневоле испытываешь беспокойство: как разобраться, не пропустить ту самую Синюю птицу поэтической гармонии, которая может скрываться под любым, самым простым или, наоборот, самым экзотическим обликом?

Сезон 2016-го года особенный. В первый раз конкурс проходит без Георгия Яропольского… Конечно, он присутствует в названии конкурса и, мне кажется, наблюдает за нами из того непостижимого мира, где находится теперь его духовная оболочка. Хочется, чтобы он остался доволен. Хочется, чтобы на конкурсе его имени победили стихи, достойные его таланта.

Творчество Георгия Яропольского чрезвычайно разнообразно. Он писал на религиозные и духовные темы, иронические и философские стихи, поэмы, по масштабу и звучанию напоминающие симфоническую музыку. Но самое главное в его стихах, без чего нет поэта, и чем он был наделён более чем щедро – лирическое начало. Поэтому свой приз «Синяя нота Ю» я решила отдать лучшему лирическому стихотворению из представленных на конкурс.

Сейчас очень мало пишут качественной лирической поэзии. Профессиональные художники слова как будто стесняются говорить о чувствах. Возможно, наше непростое время не способствует рождению лирических стихов? А когда были другие времена? Как грустно шутит Юрий Кобрин, «Лирики у меня кот наплакал / потому, что не плачут коты». В результате в современной поэзии правят бал игры разума и словесная эквилибристика. Это тоже нужно, интересно, важно, но получается, что кровь поэзии – лирика – отдана на откуп графоманам всех мастей, чья любимая фраза: «Я пишу сердцем», и которые полагают, что достаточно неважно как написать на душещипательную тему – и это и будет «лирика». Но подобные «лирические стихи» упорно не трогают чувств. К счастью, есть поэты, способные сказать, как Василий Рысенков, победитель прошлогоднего «45-го калибра»: «Молчи! Я знаю: лунные лучи / Тебя в живое сердце укололи». Хочется, чтобы меня укололи в живое сердце… Кажется, некоторым участникам нашего конкурса это удалось.

 

Куда бежать,

Когда – тебе приснившись

вот этой ночью, этой вот зимой –

не ощущаю радости всевышней

и гордости не чувствую земной?

 

Каким галопом

вспенивать сугробы,

какие посетить монастыри,

шатаясь и расшатываясь, чтобы

хотя бы вера грела изнутри?

 

Пока ты спишь,

пока ещё настенных

светильников не вспыхнули бока,

пока ты спишь и видишь сон пока,

 

я по другую сторону вселенной

лежу в обычной позе неизменной,

разглядывая контур потолка.

Главная цель, ради которой устраивается действо под названием «45-й калибр», это, конечно же, – открытия: новых имён или новых, неожиданных образов, сюжетов, идей – у поэтов давно и хорошо известных. И в этом отношении новый сезон не разочаровал. Свои подборки прислали многие сильные поэты, ранее в нашем конкурсе не участвовавшие, и это радует: значит, «45-й калибр» набирает популярность, значит, уровень поэтических конкурсных текстов будет расти и далее. Спешу поделиться своими открытиями. Как приятно, например, читая подборку, подписанную совершенно незнакомым именем и попав в унисон с настроением автора, воспарить вдруг в созданный другим человеком мир, который на несколько мгновений становится ярче и желаннее окружающей реальности:

 

Я здесь жила. И сотни лет назад

лаваш пекла, рвала черешню в мае.

Мне рыжий пёс заглядывал в глаза,

он был моим, я точно это знаю.

…Седой хамсин окутывал залив –

мне этот день веками будет сниться –

я помню кровь в оранжевой пыли

и тряску в незнакомой колеснице,

горячий липкий взгляд, холодный зной,

желанье умереть и ужас выжить.

И мчалось солнце по небу за мной

отважным псом – взлохмаченным и рыжим.

 

Не менее приятно, открыв подборку знакомого автора, найти там такой, например, космический пейзаж:

 

Уже распахан чернозём небес,

и лемех циклопического плуга

проводит завершающий надрез,

дымясь и содрогаясь от натуги,

на млечной полосе ночных лугов,

где звёзд извёстка в борозде застыла...

 

…и почувствовать себя бессмертной частицей, несущейся… куда? …откуда? Бог весть. «Ответь же мне, Улисс, что с нами было?»

Но и совсем рядом, в нашем времени, на нашей грешной земле поэты умеют находить то, что разбередит душу, затронет что-то глубоко внутри, о чём забыла уже, вроде бы, давно, чему «никак нельзя болеть. И всё-таки – болит»:

 

Прикрыв рукой разлуку,

как прикрывают спичку,

втискиваюсь в кольчугу

пригородной электрички.

 

До заворота кишок

пахнет сдохшим вальдшнепом.

А чем я хотел? Каштанами?

Электричка следует дальше,

оставляя за собою шов,

кое-как заштопанный шпалами.

 

Но такие находки не делаются ежедневно, драгоценные жемчуга и алмазы не находишь на каждом шагу, – это редкое удовольствие. Среди 450-ти (!) присланных на конкурс подборок, увы, много «словесной руды». Пока человек жив, всё возможно. Хочется верить, что в дальнейшем авторы переработают свои сырые, откровенно не готовые к обнародованию тексты, и выплавят-таки из них «литую медную строку» (а то, глядишь, и золотую!), но здесь и сейчас модераторы читают большое количество технически несовершенных стихов, зачастую написанных не очень грамотно, не совсем по-русски. Особенная беда с пунктуацией. Кажется, что некоторые начинающие (а может, и не только начинающие?) авторы готовы изобрести свою личную систему пунктуации, только бы не учить уже существующую. Чаще всего такие самодеятельные системы лишены элементарной логики, и расставленные «по наитию» запятые не помогают, как призваны, а мешают восприятию текста. Современным стилем написания стихов не возбраняется даже полное отсутствие знаков препинания, но всё-таки существование каких-то альтернативных запятых и многоточий не предполагается. Не все понимают, к сожалению, что писать хорошие стихи без знаков препинания – это особое искусство, нисколько не менее сложное, чем создание хороших верлибров, например. Большая степень свободы всегда предполагает большую степень ответственности – это закон. Я знаю всего нескольких поэтов, которым это удаётся. И один (одна) из них прислала свою подборку на конкурс.

 

* * *

 

ещё в прихожей загорится свет

ещё проденет эхо нитку звука

в петлицу коридора и упруго

качнётся жизнь на тонкой тетиве

все живы да все живы стужен ужин

на попритихшем к вечеру столе

и в дребезжащей ламповой петле

бесхитростно свеченье безоружно

не совершайся миг не торопи

курсор колёсной стрелки время-знахарь

пока в стакане дотлевает сахар

и ломти хлеба под ножом крепки

ещё тепло и сытно и светла

белянка лампы в застекольном блике

и так ещё мгновения безлики

когда господь по имени окликнет

и чей-то ужин снимет со стола

 

Будем считать это мастер-классом для нелюбителей запятых (смайлик!).

Все модераторские скорбные труды и невзгоды искупаются иррациональным ощущением счастья, охватывающим тебя, когда на глаза попадаются такие строки:

 

Ведь запомнит вода

у запруды пруда,

что не входят в поток её дважды,

то, что свет – это тьма,

что открылись с холма

горизонта с полями пространные тяжбы,

 

медь и камедь сосны,

свет молочный луны,

облаков невесомые битвы,

блеск плотвы, плеск листвы,

шум травы-муравы,

гон твоей каждодневной ловитвы.

Все мы – и конкурсанты, и судьи – пойманы в сети красоты, все делаем одно дело – пытаемся вербализовать посю- и потустороннюю реальности, которые видим, слышим, осязаем всеми остальными органами и прозреваем шестым и прочими не найденными ещё наукой чувствами. Как писал Георгий Яропольский, «шестое чувство уже не ново. / Хочу седьмого!» В этом смысле мы все – одной крови. А конкурс – это праздник, который мы устраиваем друг для друга, фестиваль, где можно (и должно!) себя показать, и на других посмотреть.

А посмотреть есть на что, тем более что в этом сезоне, как ведётся по сложившейся уже доброй традиции, наряду с конкурсными опубликовано двадцать внеконкурсных подборок приглашённых авторов. Формат внеконкурсных подборок полностью совпадает с конкурсными – пять стихотворений не длиннее 45-ти строк, а высокий уровень представленных в них поэтических текстов гарантирован именами поэтов. Не буду их перечислять, но не могу не поделиться некоторыми своими личными обретениями из стихов, опубликованных вне конкурса.

Среди них отчаянное мужество безнадёжной борьбы с энтропией от Бориса Юдина:

 

Садись, художник! Будем пить до дна,

И рассуждать немного хрипловато

О многословье «Чёрного квадрата»

И ужасах пустого полотна.

 

И горькие откровения Льва Либолева:

 

сколь заварку не помешивай,

кипятку не подливай,

плохо греют надоевшие,

слишком поздние слова.

 

Вечные поиски истины Владимира Монахова, умеющего виртуозно избегать назидательности там, где, казалось бы, это невозможно:

 

Пусть мировое зло

побеждает хоть каждый день,

И нет от него никому

никакого спасения...

Буду тешить себя

надеждой простых людей,

Что добру достаточно

одного воскресения...

 

И – от Александра Соболева – чудесный лиро-философский микс, который читаешь, как будто пьёшь чистую холодную (аж зубы ломит!) воду из родника:

 

Туман… туман… Сырая пелена

грунтует холст… Полста вторая осень

сезонной меланхолии полна.

Белёсый воздух плотен. Иглы сосен

его сгущают в бусины, да так,

что каждая надета на хвоину,

принадлежа ветвям наполовину,

но тяготея к травам. Это знак,

что нам уже не светит бабье лето…

 

И много ещё всего. Читайте и обретайте.

 

Спасибо всем, приславшим стихи! Спасибо тем, кто ради любви к искусству в своё свободное время отбирал, форматировал и размещал на сайте присылаемые подборки! Спасибо судьям, которым предстоит сложнейшая задача – оценить огромный объём стихотворных текстов самых разных уровней, стилей и направлений! И пусть победит сильнейший.

Уже лёг на спусковой крючок стартового пистолета 45-го калибра указательный палец нашего главного редактора Сергея Сутулова-Катеринича. На старт, внимание, марш! И – «птичья взвивается стая, в пустынной странице отточием смазанным брезжа…»

Поехали! Через десять дней прозвучат имена финалистов…

 

Лера Мурашова

 

30 апреля – 1 мая 2016 года

Москва

 

Иллюстрации:

произведения (акварели и темпера) художника

Ульяны Шереметьевой (Потсдам) –

публикуются по согласованию с автором...