Воспоминания о будущем

О книге Сергея Скорого. Но… лампадой горит. Киев – Полтава: Дивосвит, 2013.

 

Но прикусываю, как тайну,
ностальгию по-настоящему.

Андрей Вознесенский

 

Платон считал, что истинное знание – это память о том, что душа видела до своего рождения. Сосредоточение души на припоминании истины – это и есть реальная жизнь.

Это воспоминание настоящего называется анамнезис.

Так бы я и назвал книгу Сергея Скорого, поскольку в подтексте книги лежит попытка убедить читателя, что обретение подлинного существования требует особой жизни, познания и работы в отношении себя.

 

Немало лет прожив на белом свете,

Мы, наконец, с тобой понять смогли,

Кому и что нашёптывает ветер,

Белесые волнуя ковыли.

 

Поэтический мир, созданный Сергеем Скорым, сложен из пространства нескольких измерений и вертикального времени, которое пронизывает эти измерения, делая прошлое – настоящим, а настоящее – предвестником завтрашнего дня.

 

Был вечер – прян. Был ветер – горек.

А поступь наша – нелегка…

Лежал в долине древний город,

Подмяв под голову века.

 

И в этом многомерном пространстве одна из точек опоры – любовь.

У Сергея Скорого это не эрос, не мания и не прагма. Так древние греки называли стихийную, восторженную влюблённость, болезненную любовь и любовь рассудочную. В стихотворениях С. Скорого царствует любовь сторгэ. То есть любовь-нежность. Стихотворения этого цикла романсовы и напоминают традиционные русские альбомные строки.

 

Нас качали слова

На высокой волне,

И железо табу

Стало глупым и зыбким…

Шелест Вашего платья

Казался призывным…

Или всё это только

Почудилось мне?

 

В этом пространстве адресат любовных посланий размыт и символичен. По сути, это не адресат, а символ адресата даже в тех случаях, когда в тексте есть конкретика.

 

Вполне здесь схожа с Афродитой

Моя законная жена!

 

Классические катрены Сергея Скорого, иногда с опоясывающей рифмовкой, держатся на ассонансных и диссонансных рифмах, типичных для русской поэзии шестидесятых годов. И в этом тоже кроется своеобразное перемещение во времени.

 

Но ты порой совсем не против

Влюбиться в женский римский профиль,

Коль обстоятельства велят!

 

Интересно, что автор прикрывает свою чувствительность и искренность интеллигентским юморком прошедших лет, смешивая высокий и низкий «штили».

 

Локон светлый. Ткань воздушна.

Туфли-«шпильки» – высший шик,

Но ко мне ты равнодушна

Всеми фибрами души.

 

Ещё один пространственный пласт поэзии Сергея Скорого – это конкретные, точные в деталях пейзажи тех мест, где он был и не был. Они тоже лежат в прошлом, настоящем и будущем. И, по сути, тоже являются припоминанием любви.

Если помянуть Владимира Соловьёва, то это «Любовь, которая более даёт, чем получает, или нисходящая любовь».

Мы называем это чувство любовью к Родине. Но это не совсем так, поскольку не место рождения создаёт эту любовь, а наша любовь создаёт отечество, организуясь в национально-государственный быт.

То есть задача поэта вызвать у читателя чувство «нисходящей» любви к родине. И с этой задачей Сергей Скорый мастерски справляется.

Его пейзажная лирика… Впрочем, обратимся к Варламу Шаламову, который писал:

«В строгом смысле слова никакой пейзажной лирики нет. Есть разговор с людьми и о людском, и, ведя этот разговор, поэт глядит на небо и на море, на листья деревьев и крылья птиц, слушает собственное сердце и сердце других людей».

А Сергей Скорый не только поэт, но и археолог. И в своих стихах ведёт разговор с веками.

 

В июньском небе жаворонки виснут,

В колокола воздушные звоня…

И, слава Богу, хоть на склоне дня,

Нам дарит Степь чарующие мысли…

 

Это не мёртвая природа. Это пространство, пропущенное через поэта, созданное поэтом и принадлежащее ему и никому более. И вот этим видением, этим своим созданием Сергей Скорый щедро делится с читателем.

 

Как будто на паркетном воске,

Скольжу в росе прибрежных троп,

Где разгоняют сон над Ворсклой

Томленье жаб и птичий трёп.

Светлеют тёмные глубины,

А вон и солнце, за кустом…

И кто-то, выбравшись из тины,

Блестит серебряным хвостом.

 

В пространственно-временном мире Сергея Скорого органически сочетаются восторг и печаль, счастье и предчувствие горя. То есть многогранность нашего бытия, прекрасного и трагичного по своей природе.

И эта многогранность даёт читателю ощущение, что правда непременно красива, а виртуальная красота не менее правдива, чем реальная.

 

А явь наступит – только осень,

Всем сновидениям назло,

Струёй дождя надежды косит,

Охапки листьев с шумом носит

И голой веткой бьёт в стекло.

 

И бесприютным утро станет

Бесцветное начало дня,

И тонет будущность в тумане,

И, словно женщина, обманет

Судьба игривая меня…

 

Припоминанье будущей любви, облачась в слово, лежит на страницах.

 

Борис Юдин


Иллюстрации:

обложка книги «Но… лампадой горит»;

Сергей Скорый у могилы Юлии Друниной в Старом Крыму