И лица просветлеют над строкою
Начало смотрите: часть 1 в № 2 (422), 11 января 2018 года
Продолжение: часть 2 в № 14 (470), 11 мая 2019 года, часть 3 в № 25 (481), 1 сентября 2019 года
Беседа 7
Энергетика творчества
Обратимся к известному произведению – роману Пушкина «Евгений Онегин». На первом уровне прочтения, т.е. абстрагируясь от исследований пушкинистов, находящих в содержании этой работы «второе» и так далее «дно», роман передаёт нам весьма банальную житейскую ситуацию, и если бы не пушкинская лира, то, весьма вероятно, никто бы так и не узнал о любви Татьяны, гибели Ленского, о нежданно проснувшейся страсти Онегина… Такими историями полнится светская хроника всех времён. Только гениальное воплощение этой темы выдвинуло роман в число лучших произведений русской литературы.
Волшебная струна Таланта
Звучит лирическим бельканто,
Рыдает скрипка Страдивари,
Мольберт в неистовом угаре.
Колдуют руки, бронза тает,
И форму мысль приобретает,
Поэзия уносит в дали,
Где раньше люди не бывали.
Однажды к моему другу, одному из корифеев скрипичной музыки, владеющему всеми тайнами своего искусства, пришла на мастер-класс девочка 10 лет. И музыкант, до тонкостей изучивший игру всех великих мастеров, выступавший со всеми выдающимися дирижёрами мира, был не столько поражён техническим мастерством юной скрипачки, сколько интерпретацией исполняемых ею произведений, глубочайшим проникновением в их тайны. Склонив голову, маэстро произнёс: «Мне нечему её учить, наставники могут лишь испортить данную ей природой самобытность...»
Я получаю истинное удовольствие от блистательного исполнения своих «партий» профессиональными музыкантами, актёрами, спортсменами... Но я погружаюсь в состояние катарсиса и у меня непроизвольно текут слёзы, когда это талантливо делают дети – маленькие создания, которых, несомненно, «поцеловал» Бог! В каждом таком исполнении я чувствую энергетический прорыв, который не может оставить свидетелей «дива» равнодушными.
Мне хочется рассказать о встрече, произошедшей во время моей поездки в Петербург в июне 2009 года.
6 числа, в день моего 70-летнего юбилея, я был удостоен чести выступить с чтением отрывка из моей поэмы «Пушкин» на традиционном концерте у памятника Поэту на Мойке, 12. Моросил мелкий дождь, но народу в скверике собралось достаточно много: 210 лет А. С. Пушкину!
После моего выступления, когда я направлялся к группе друзей, меня ожидавших, ко мне подошла скромно одетая женщина средних лет: «Не могли бы Вы уделить минуту внимания моей внучке, которая пишет стихи?» Отказывать в просьбах – не в моих правилах, а потому я сделал соответствующий знак ждавшим меня людям, и девочка стала читать удивительные стихи, написанные ею ещё год назад.
Вы, несомненно, поймёте, что я почувствовал и для чего включил данный эпизод. Девочке, назовём её Дашей, было всего 10 годков!
Прошло около двух лет, и Даша решила принять участие во взрослом поэтическом конкурсе «Серебряный стрелец». До тех пор, пока на сайте не появились присланные ею стихи, она оставалась в моей памяти автором единственного стихотворения, прочитанного в тот сумрачный и такой незабываемый петербургский день.
И снова я ощутил чувственный спазм, подкативший к горлу. Я уже знал (да простят меня коллеги по судейству), что как член жюри поставлю ей высокий балл! И это при том, что уровень поэтов, соревнующихся за призовые места, был чрезвычайно высок, и будет немало стихов, написанных более профессионально, чем стихи двенадцатилетней девочки. И мы с женой как организаторы конкурса позволили себе учредить специальный приз «Энергетика Творчества», который и был вручён девочке Даше при церемонии награждения.
Вернусь, однако, к теме энергетики творческого процесса. Я смотрю на картину, висящую на стене моего кабинета: это петербургский пейзаж, написанный профессиональным художником, окончившим Санкт-Петербургскую Академию художеств. Достойная работа, на которую у автора ушло, вероятно, немного «унылого» времени, проведённого за мольбертом. При всей прелести изображённого пейзажа, я не чувствую сильной энергетики в этой картине.
Несколько отвлекусь от темы, чтобы рассказать о методе, вероятно, не мной придуманном, но которым я часто пользуюсь в жизни для большего понимания тенденций того или иного процесса или явления. Я довожу действующие параметры до абсурда сначала в одну, а потом в другую сторону, и мне становится ясным, в какой части этой искусственно созданной «дистанции» находится «статус-кво».
Теперь предположим, что этот петербуржский пейзаж написан ребёнком пяти лет... Чувствуете разницу? Разве у вас не захватит дух при мысли, как такое мог сделать маленький мальчик, нигде этому не учившийся? Вы справедливо сочтёте его гением. И у вас подступит комок к горлу... Это я и называю «энергетическим прорывом», и далеко не каждый день мы сталкиваемся с подобным феноменом.
Если стихи, написанные Дашей, сочинил бы умудрённый в стихосложении человек зрелого возраста с его знаниями, интеллектом, жизненным опытом, они бы мне понравились, но не более того.
Я понимаю, что изложенную мной точку зрения оценки творчества с учётом энергетики представляемого материала далеко не каждый читатель одобрит, но имеется соображение и обратного порядка: именно потому, что для некоторых из них моя мысль может показаться рациональной, я и включил её в нашу беседу.
Коснусь ещё одной частности, а именно того непреложного факта, что при самой высокой энергетике некоторые индивиды могут оказаться совершенно безразличными к творчеству автора. Тогда даже обладающий самым высоким потенциалом предмет искусства не сумеет «пробиться» к «своеобразной» сенсорной системе реципиента. По-моему, я адекватно отразил эту мысль в стихотворении «Поражение».
Шумно правит бал мирской Сатана,
А поэту-лирику давит грудь.
И струит, загадочна и бледна,
Полоса, что названа «Млечный Путь».
Там кисельно пенятся берега,
Там ладьи плывут в молоке.
Моя жизнь прекрасному отдана,
Не отдам и часть её Сатане.
Мне перо гусиное и чернил,
И бумаги лист, чтоб писать…
Я вам столько россыпей сочинил,
Звал потрогать их, посчитать.
Но напрасна боль моя – суета.
И звучит то реквием, то хорал.
Люди гибнут радостно за металл –
Значит… я Ему проиграл.
Теперь я хочу перейти к анализу энергетики творчества, основываясь на понятиях темы и её воплощения. Существует мнение, что Жюль Верн, в отличие, например, от Герберта Уэллса, был слабым писателем, но, человек широкой эрудиции, он сумел создать произведения такой силы, при которой чисто литературные, писательские его способности уже не имели решающего значения: его романами зачитывались поколения молодёжи во всех странах мира.
Теперь обратимся к другому всем известному гениальному произведению – роману Пушкина «Евгений Онегин». На первом уровне прочтения, т.е. абстрагируясь от исследований пушкинистов, находящих в содержании этой работы «второе» и так далее «дно», роман передаёт нам весьма банальную житейскую ситуацию, и если бы не пушкинская лира, то, весьма вероятно, никто бы так и не узнал о любви Татьяны, гибели Ленского, о нежданно проснувшейся страсти Онегина… Такими историями полнится светская хроника всех времён. Только гениальное воплощение этой темы выдвинуло роман в число лучших произведений русской литературы.
Для непреходящего успеха произведения требуется «энергетический прорыв». Автору недостаточно определённой формы допинга в виде внутреннего волнения, любовных переживаний, алкогольного угара и подобных экстремальных состояний. Ему недостаточно избыточного выброса адреналина либо жгучего желания обыграть интересную тему, неординарное словосочетание, свежую рифму, головокружительную метафору… Необходима самая «мелочь» – Талант!
Бывает, что тема, существующая вне автора, в силу избыточной энергетики, заложенной в описываемое событие, не может оставить равнодушным читателя, даже если работа выполнена бесталанно, и это нередко сбивает читателя с толку. Поэт должен «уметь» настолько вдохновиться «сором», из которого, по выражению Анны Андреевны Ахматовой, «растут стихи», чтобы всё вышеперечисленное переросло во внутренние вибрации, являющиеся необходимым элементом творчества. Я намеренно беру в кавычки слово «уметь». Таланту научиться нельзя, и если Бог не вдохнул в человека этот благословенный дар, значит, его в этой жизни у этого человека уже не будет никогда. Ко мне неоднократно обращались авторы с просьбой отобрать из множества написанных ими стихов то, что могло бы составить «маленький сборник истинной поэзии». Такие просьбы меня немало пугали: не хотелось ни разочаровывать, ни кривить душой. В поэзии любого, даже самого именитого поэта, всегда имеются стихи менее удачные, да и оценка во многом зависит от предпочтений и вкуса читающего.
Существует мнение, что автора надо оценивать по самому лучшему стихотворению, но если и лучший стих лишён основных атрибутов поэтического дара, то, как говориться, мне очень жаль…
Закончить нашу беседу я хочу двумя стихотворениями, тематика которых так или иначе относится к теме сегодняшней беседы. Стихотворение «Ответный удар» написано в ответ на четверостишие (кстати, не лишённого известной доли образности) замечательного поэта Леонида Сороки:
Удар покуда не получен
То прямо в душу, то под дых,
Покуда ты благополучен,
Всё, что напишешь – пресный жмых.
Ответный удар
Рассосались гематомы прошлых лет,
Скучным, словно жмых, стал мой сонет…
Мне бы снова под гитару горло драть
И свинчаткой, как перчаткой, получать.
Скулы на бок, жалость девок заводских –
Вот тогда-то и напишется мой стих,
Пусть я бездарь, рифмоплёт и дилетант…
Дали в морду – значит, выдали талант.
Полно, критик, я ведь многое знавал
Перед тем, как мне войти в парадный зал.
Философия, груз пролетевших лет,
Труд и божий дар – вот весь поэт.
Жажда Таланта
Подари, природа, мне пароль,
чтоб я мог создать простое чудо,
испытать целительную боль
и откушать царственного блюда.
Я рифмую всё, что впереди,
маясь в экстатическом ударе:
чувств полёт на ветреном пути,
лес в осеннем лиственном загаре.
Как старатель, золотую нить
я ищу, но чуда жду впустую…
Чтобы душу не испепелить,
я своё сознание врачую.