Родился в 1954 году в селе Кольцово Калужской области. В 1982 окончил русское отделение филологического факультета МГУ. Преподавал литературу в средних школах, вузах, учреждениях дополнительного образования, занимался журналистикой.
Стихи публиковались в журналах «Волга», «Дружба народов», «Новый мир», «Дети Ра», «Зинзивер», альманахах «Паровоз», «Истоки», «Продолжение», «Под часами», коллективных сборниках «Лёд и пламень», «У четырёх ветров», «Бересклет» и других изданиях. Автор книг стихов «Клевер поднебесный» и «Отава августа».
Член Союза российских писателей.
Живёт в Калуге.
* * *
Александр Трунин. «Отава августа». – М., «Вест-Консалтинг», 2012
Новая книга поэта – о любви. Хотя само слово встречается в сборнике не часто, все стихи, тем не менее, проникнуты любовью, как это ни банально звучит, к жизни и Родине. Понятия часто забываемые, тема не модная. Трунин напоминает художника-пейзажиста, наполненного красками лета и осени, зимы и весны. Но тона, скорее, несколько приглушённые, при их рассмотрении возникают умиротворённость и лёгкая грусть:
Вода осенняя прозрачна,
течёт река, глубин не пряча.
И убегают вдоль реки
любви печальные обрывы,
забвенья жёлтые пески
да стойкие кривые ивы.
Трунин – вестник тишины. Исходящий от его стихов белый свет расслабляет; спокойная, созерцательная, без щемящего патологического надрыва поэзия сборника «Отава августа», заставляет удивляться тому, что творчество может быть в наше время таким позитивным, что не каждый автор выплёскивает на бумагу пережитые страдания, психотерапируя самого себя, погружая в бездну отчаяния и сочувствия ошарашенного бедой читателя. От небольшой книжки со светлой обложкой исходит приятная тёплая аура, как и от пахнущего травой и деревней названия:
...Крадётся дождик воровато,
Листва осенняя примята.
Толпятся поздние опята –
угомонились грибники.
А я сегодня бескорыстен,
искателю свободных истин
ловить удачу не с руки.
Незримой поражён опалой,
слегка промокший и усталый,
довольствуясь надеждой малой,
лесному радуюсь родству.
Никем другим уже не стану.
Я просто вышел на поляну
и в небо заново расту.
Первое, что приходит на ум после прочтения книги – это то, что в ней нет ни строчки о Боге, а, по сути, вся она религиозна. От живого источника поэзии наполняешься светом, любовью и добротой – всем тем, что исходит от Слова, взятого свыше. Поэтому и вспоминается самое родное для каждого человека, живущего в России – деревня как кормилица и первоисточник Родины, русской жизни. Вспоминается Фет с «весенним дождём» и липами, от которых «душистым мёдом тянет», Рубцов с его неугасающей горящей «звездой полей», деревьями, лошадьми на мосту; Есенин с «восходом солнца» или с его ночью, когда «тихо дремлет река». В поэзии Трунина, выросшей на классических традициях, природа улыбается даже там, где дело касается неласкового февраля.
В последних числах февраля
шиповник гол, колюч и розов.
Уже почуяла земля
Движение к дождям и грозам.
Светлы и близки небеса.
И облака телесно-тёплы.
Весёлый мастер расписал
огнями солнечными стёкла.
Растёт неспешный разговор
сквозь время пролитое наше.
И нами полнится простор,
как будто жемчугами чаша.
Весь поэтический настрой души автора подводит читателя незаметно к слову «смирение» – высшей благодати Бога, главному в православной вере: здесь речь идёт не о том смирении, чтобы по-толстовски подставить левую щёку, когда бьют по правой, а о приобретенной мудрости в процессе жизни, об умении прощать.
Виктор Астафьев, рассуждая о поэзии, говорил, что человек, способный ожесточаться, не должен браться за литературу, потому что русская литература в большом своём проявлении всегда была мироподобной. Именно такую элегическую непретенциозную мудрость наблюдаем мы в поэзии Трунина. Ведь прощение и смирение – это всегда заработанные в боях с жизнью результаты.
Книга очень музыкальна. Если стихи Александра Трунина сопровождать «Временами года» Чайковского, то можно, сидя в кресле, наслаждаться уютом, представляя облака («Два белых облака плывут в согласии с небесным ветром»), сенокос или деревенский дом («Где-то пахнет с утра сенокосами / и бывает, словно во сне, – / коридорчик с жёлтыми осами / на сквозистом его окне»), или «голубое небо из лёгких полукружий».
Чувство Родины – главное и основное чувство, определяющее лейтмотив книги, помогает поэту решать вопрос «Кто я? Раб или хозяин / в этом гибнущем саду?». Программное стихотворение, в котором единственный раз только упоминается о тоске, помещено символично на обратной стороне обложки. Ощущая себя в «гибнущем саду» России, нельзя не заметить, что Россия для автора – основа его жизни и музы.
Наталия Лихтенфельд
Первоисточник: журнал «Дети Ра» №6(92), 2012
Николай ЕРЁМИН к подборке «Созерцатель и златоуст» Александра Трунина 12 марта 2014 года
Добавить комментарий