Ах, Алиса…
Ах, Алиса, как бы нам встретиться,
Как поболтать обо всём...
Максим Леонидов. Алиса
В Закулисье она меняет слова на прочерк.
Угловатый почерк спрямляет стрелой пунктира.
И сама же её начёркала, между прочим,
Между прочих и равных голову очертила
Пентаграммой, в которой: Стол. Табурет. Бутылка.
Только знаешь, сколько ни пей, туда не вернуться –
В это старое платье лихих чаепитий с блюдца,
Потому что уже вросла в потолок затылком,
Потому что увидела дыры в сырых обоях,
Тараканов, и плесень, и в десять соскобов краску,
Там, за зеркалом, где всегда ночевала сказка
И цветкам-ноготкам маникюр выделывал Кролик.
А теперь не плачь. Ты сама себя обгоняла
И колени сбила об угольный фотогравий
Угловатых кукол и лиц в кружевной оправе –
До седьмого календула смазывать будет мало.
Потому что все розы – жёлтые, как ни крась их,
И разыгран последний козырь на бранном поле.
А свои пирожки отдала бы кому-то, что ли,
Есть же в мире ещё хоть с какой-то надеждой сказки?
И давай, выходи, не зря в квадратные корни –
Научись вязать и черкать в нотном альбоме,
Ведь кому-то опять неймётся побыть в твоём доме,
Сумасшедшем доме твоём, огорчично-тронном.
Багира
Подойдёт, о щёку потрётся плюшевым носом,
в чёрной шерсти утопит голос твой, плач и эхо.
У Багиры пушистый хвост и глаза кокосовые,
словно две половинки расколотого ореха.
Ей не нужно сидеть на диете с травой и брокколи,
в сердце дыры латать и разломы лечить обойные,
от Багиры не ждут ежемесячного оброка,
чтобы в джунглях солнце светило бесперебойно.
У Багиры на ушке шрамик – но это мелочи,
потому что давно забыты бои подъездные,
в шалаше спокойно, прочны травяные стеночки,
и для игр, и для сна давно местечко объезжено.
Ты по джунглям протягивать тропы и биться учишься,
говорить – даже с жёлтыми псами и бандерлогами,
а потом возвращаться – рычать или выть по случаю,
и железные зубы сбрасывать на пороге.
И под взглядом кошачьим стягивать кожу улицы,
и менять на домашний чужой агрессивный запах,
чтоб законам леса не скалиться и не хмуриться,
а клубочком свернуться в могучих и мягких лапах.
«Наши джунгли – одни на двоих, лягушонок-Маугли,
хватит слёзы лить – здесь дождей хватает тропических.
Мы с тобою вдоволь под солнцем уже наплакались,
отогрейся теперь над Красным цветком магическим.
Посмотри, вот мой хвост, нет его ни прочней, ни жилистей,
продолженье моё, позвоночник второй безрёберный,
хочешь – будет твоей опорой, покуда вырастишь
новый стержень внутри бесшёрстной своей утробы.
Мы с тобой – не одной, быть может, кошачьей крови,
но – важнее – одной воды, одного огня.
Мы с тобою – одной на двоих разделённой кровли.
Ты и я».
Волки
Она не расскажет тебе ни о чём, Охотник.
Тем более – правду. Тем более, что в архивах
уже показаний пылится томов с десяток,
и все, как один, говорят о крутой расправе
над пойманным Волком, которым детей пугают
и нынче ещё в этих сёлах, чтоб крепче спали:
не с краю кровати, а глубже, как подобает,
чтоб кушали кашу и слушались лучше старших.
Кто знает, где правда? Кто будет сверять мотивы
прогулок по лесу с корзиной и прочей драмы,
кто воду мутить начнёт, если всё осело
на дно человеческих мыслей, сюжетов, сказок?
Как новый назначенный следователь в глубинку,
как сыщик, копаясь в архивах погасшей мысли –
а ну-ка, по свежим глазам набросай варианты,
есть сказки без срока давности и канонов.
Вот первый вариант, к примеру: опушка леса,
наивный ребёнок с корзинкой, скакалка, мячик –
прыг-скок по дорожке, и песенка наудачу
об Африке, о бегемотах, о хитрых лисах,
о всяком неведомом, – вдруг посреди тропинки:
«Ну здравствуй, мой Колобочек, какая встреча,
куда это мы торопимся так активно?
Какая прелестная девочка, просто пышка,
вот так бы и съел, ну чего ты как неродная».
Второй, современнее некуда, из вариантов,
по сути – одна бесконечная гиперссылка:
на велике катит, ну глянь ты – лисёнок лисёнком –
колечки в ушах и плеер с хитом «Альфавилля».
Свидание с Волком – лишь только предлог раскрыться,
лишь мантра телесная для постиженья дзена,
и нет ни тропинки, ни леса, ни пса Фенрира,
а только одна Пустота и даосский Чапаев.
И вот ещё, третий, почувствуй себя гурманом,
вгрызаясь в страницы потрёпанных томиков Гессе:
забрёл из степи в лихолесье, да там и остался,
в далёких краях не оставив ни милый домик,
ни прошлую жизнь, ни козлят семерых по лавкам.
«От мамы ушла и от папы? Вот это новость,
конечно, дитя, от меня уйдёшь и подавно,
я сам проворачивал, помнится, этот фокус
не раз и не два, разбросав себя по дорогам.
Повоем на эту луну, посмеёмся вместе,
ты тоже, Гермина, способна ножом под сердце,
когда-нибудь после, в фигурках с другим раскладом,
а твой пирожок не буду: мучное – вредно».
А что там в реальности, ты никому не скажешь,
наивная девочка древних людских преданий:
к чему тебе лишние обыски и вопросы,
к чему подозрения всякие и облавы,
ведь ты – лишь случайная жертва, живой свидетель,
ведь ты – лишь ребёнок, невинный в своём упорстве
добраться до бабушки, пусть и с пустой корзиной,
скормив пирожки по дороге всем встречным монстрам.
...у бабушки уши большие, клыки и когти,
у бабушки по сусекам найдёшь такого,
что лучше иному не лезть, что ни триллер, то Триер,
и новое тесто в кадушке уже подходит,
чтоб всем поперечным и встречным давать на откуп,
а Шарль – хоть писал, только главного и не понял,
что не было в доме чужих, ну ведь так, ей-богу.
Зачем тебе, внученька, эти большие зубы?
Зачем тебе, милая, нюх на чужих и хитрых?
Зачем пирожки в корзинке несёшь, и песни,
и ушки мохнатые прячешь под красной банданой? –
давай повтори, как учила тебя бабуля,
а ну как среди людей про себя забыла.
С волками жить – это выть по ночам, но вольно,
от жизни собачьей, дикой, больной, опасной,
она и не помнит, бывало ль наоборот...
Кричит так испуганно-искренне: «Волки, волки!»
за линию красных флажков пробирается в красном.
Они не узнают, кто-кто в Теремочке живёт.
Золушка
Золушка пьёт валерьянку, глядится в темень.
Дочери след за окном третий час потерян,
Бал во дворце – что журавлик в её руке.
Золушка крестится, тихо сверяет стрелки.
Чудо сказать: подошли, без одной примерки,
Даром что столько пылились на чердаке.
Золушка помнит свои без пяти двенадцать:
Лес, из которого страшно домой добраться,
Тыкву, и звон хрусталя, и курантов бой...
Там, во дворце, повторяется снова сказка,
Видится принцем тот, кто сейчас обласкан
Взглядом влюблённым и доброй своей судьбой.
Золушка молча смывает с лица морщины,
И под водой студёной спадает глина,
Вместо колдуньина – снова её лицо.
Посох старушечий спрятан в заросшей грядке,
Значит, её не раскроют и всё в порядке,
Узел с лохмотьями кроется под крыльцом.
Крёстная, крест твой – служить для неё примером,
Только по сказке ты – мачеха и мегера,
Сказке, что сочинила она сама:
Падчерицей считаться в родимом доме,
И ни во что не верить, фантазий кроме, –
Видно, расти так проще иным из нас.
После поймёт. И клюку откопает в поле,
Сверит хрусталь фамильный на антресоли,
Лет через двадцать примерит другую роль.
Ну а пока – сладковатый от капель запах,
Полночь крадётся к финалу на мягких лапах.
И без пяти. И без трёх. Без минуты. Ноль.
Лаэртида
Если выпало в Империи родиться, лучше – жить…
Иосиф Бродский. Письма римскому другу (Из Марциала)
Одиссей вернулся с войны, моложав и свеж,
На броне последнего из скакунов Эллады.
Он сидит на скамье, один, не смежая вежд,
Сторожит мгновения ночи, курящей ладан.
Пенелопа вздыхает молча: подрал бы чёрт
Этот твой троянский синдром и былые песни…
Но года идут, в океане вода течёт,
Лишь на острове штиль и ряска болот Летейских.
Он узнал: Итака – тюрьма, тишина – итог.
Ни друзей, ни подвигов. В море зевает Сцилла.
Расшатался дом – не починит его никто,
И скрипят половицы – в них снова что-то подгнило.
И жена, заскучавшая, (кто б её осудил?)
Не сносившая в браке ни башмаков, ни платьев,
То кручинится оком, то смеётся другим,
Принимая любовь сорока запоздалых братьев.
На причале рыбачки с песней ждут женихов,
Одноглазый старик погоняет овечье стадо…
Здесь всё просто и тихо, продуманно и легко,
И уже ничего от жизни желать не надо.
Перемена мест не поможет, мирный герой,
Как бы ветер твоим парусам ни скручивал руки.
Ты бываешь на солнце – слишком часто порой,
И заботливо гонят с воздуха слуги-слухи.
Каплей уксуса кровь створожена в молоко,
Ведь имеющий уши – сказано – да ослепнет.
Под шуршанье крыс в полуночной пустыне слов
Не разжечь живую искру в остывшем пепле.
И о чём, сын Лаэрта, ты мог бы им сочинить?
Здесь бы самое время вдариться в мемуары,
Но от разума к сердцу уже оборвалась нить:
Распускай многостопный труд под напев кифары.
Ты уснёшь и увидишь сказки о небылом,
Есть ведь многое в свете такого, что только снится.
Что-то можно вспомнить, только забывшись сном,
Береги же, странник, тайну своей темницы.
Одержимый своей фантазией старый шут!
В голове – легенды, нимфы, пучины ужас…
Но скорлупки замка от этих снов не спасут,
И иного смысла эти кошмары глубже.
Он смертельно устал ворочаться в кандалах,
Лучше мёрзнуть на пьедестале, чем эти цепи…
Из постели гонит, как из могилы, страх,
Лишь пелёнки савана сердце глухое скрепят.
Не от желчи плохо – полынью горчит вино,
И жемчужиной муть всплывает со дна бокала.
Может, лучше вправду – уши залить беленой
И скосить себя во цвету – в цветах карнавала?
Но в очах души не завесить уже зеркал –
Здесь руины того, за что так боролся с детства:
Королева-мать, бубенцы в верхах колпака,
И богатый названьем клочок чужого наследства.
Жить грозой иль вовсе не жить? Марциал, ты прав:
Станет истинно мудр только тот, кто взаправду пожил.
И, певец зари, не дождавшийся до утра,
Он отчалит от тверди и ветру натянет вожжи.
Снова в парусе норд-норд-вест, под рукой – штурвал,
Значит – сеять в чужих полях пуд ненужной соли.
Что не спето – оставил. Последнее – отписал.
Честь имею, братья! И снова имею волю.
Росчерк места и личности, выше – слова, слова…
Верьте слову! Выводит грифель, клинком отточен:
«Королева, прощай! Помяните, коль дорог вам.
Эльсинор, Итака». Подпись – Никто. Многоточье.
Мякиш
...благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал:
приимите, ядите: сие есть Тело Моё.
Евангелие от Матфея, 26:26
В окна бессонницей – летний жар, ночи июльской манна.
С кухни твоей – на ладони парк в тихой муке туманной.
Лакмусом светятся фонари, песенный льётся голос...
Мягко столешницу оботри.
Сыпь, что перемололось.
Зайки, и волки, и прочий люд – как муравьи в пустыне.
Чем они грезят? О чём поют песни свои простые?
Там, на земле, где никто не прав, чем утолишь печали?
Сказок и слов посильней добавь.
Слово – оно в начале.
Сонными кажутся свысока их дискотек конвульсии.
Градус снижаешь до сорока мерных ударов пульса.
Проще бы, кажется, совпадать с этой стихией бешеной,
Бросить бы всё, да рвануть туда…
Ты не бросай. Вымешивай.
Впрочем, рванёшь вот. Хлебнёшь сполна нынешнего и присного,
Истины уличной и вина вовсе без всякой истины,
После – похмельная вместо снов встретишь победу Пиррову...
Не отрекайся закона слов.
Не отвлекайся. Лепи его.
Кесарю – богово, пусть влачит, Богу – свободу вымереть.
Что на Голгофу свою тащить, каждый по силе выберет.
Что укрепляет себе Сизиф, чем в него бросит улица...
Мирной улыбкой душа сквозит.
В печь переставь – и умница.
...так замечтаться легко: весной, окна разветрив дальние,
Выпустишь выросший мякиш свой за горизонт окраинный:
Ты доберись уж до них до всех, стёжкой своей, пожалуйста.
Скажешь кому-то: скребла сусек
Целую жизнь, пожалуй что,
С полок снимая за слоем слой, дно выметая короба,
Духом святым насыщая свой, мыслям его покорная.
Яко рождался не во плоти, тело словами теплилось,
Спичка под кожу – прививка ти,
Чтобы нутро не теслилось.
На перекрестье дорог шальных, витязем на распятии,
Им прочитаешь Матфеев стих: хлебы ядите, братие.
Ты долговечней меня в веках, мякиш в платочке ситцевом.
И, между прочих её отыскав, вложится ровно твоя строка
Новой – в уста – лисице.
Принцесса страны Nintendo
Ну что, принцесса страны Nintendo,
Пришёл твой принц, победил дракона?
На сердце девичье выиграл тендер,
Точней – местечко поближе к трону?
Прошёл по трупам врагов и монстров,
По трубам, лязгающим зубами,
От черепахи оставил остов,
Разбил башкой неприступный камень?
Скажи, он стал большим человеком?
Хоть ненадолго, с приставкой «Супер-»?
Допрыгивал много ли раз до вехи
И сколько раз, промахнувшись, умер?
Водопроводчик, обычный с виду,
Король и рыцарь грибного леса,
(И то неплохо, ведь, – без обиды –
На этом ты тоже росла, принцесса...)
Он головой добывает деньги –
Из стен вышибает, снося преграды,
Монеты и славу, еду и рейтинг
И свой восьмибитный мотив баллады…
Он вряд ли сможет убить дракона –
Он верит каждому слову, слышишь?
А ты всегда «в другом замке тронном»:
Напалмом дракон твой и врёт, и дышит.
Всё так, принцесса страны приставок,
Ты с детства играешь легко и жёстко –
Он ходит по уровням жизней-ставок,
Ты держишь вросший в ладони джойстик.
Ты всё ещё веришь, – конечно, скрытно –
Во все финалы счастливых сказок...
Поставь на паузу этот праздник.
Как жизнь? Не слишком ли многобитно?
Принцесса, вы оба с ним – одиночки,
С одним на обоих двухмерным раем.
Он снова срывается. Финиш. Точка.
GAME OVER. Теперь на двоих сыграем?
Русалочка
И пока она не коснётся ногами дна,
Под лопатками не почувствует вязкость ила,
Ты бессилен её на поверхность реки поднять,
Умоляя, теряя голос, срывая жилы.
И пока над ней не сомкнутся пучины вод,
И последний глоток из лёгких не выбьет гуща,
Ей тебя не услышать – беззвучен подводный свод –
Не понять, отчего ты тянешь её на сушу.
Говорила – мы знаем лишь то, кто мы в мире есть,
Кем способны оборотиться – нам ведать рано...
Пела песни о жизни морской, о стране чудес,
Где развеются скорби и все затянутся раны.
Говорила – ходить по земле с каждым днём больней,
Над обрывом букеты безумные собирала, –
Я сменяю свой голос на яркий хвост в чешуе,
Вы за место под солнцем свой голос давно отдали.
Вот озёрная лилия, коже твоей под стать,
Вот фиалки и рута – вослед твоим скорбным мыслям,
И каким из венков мне постель твою украшать,
И к какому сонму, о радость, тебя причислить?
Может, все твои сказки в горячке – совсем не бред,
Не попытка в омуте спрятаться от пожара,
Может, правда судьба твоя – нимфой озёр и рек
Обратиться, без воздуха вырастив рыбьи жабры?
Для неё нет сейчас страшнее и злей врага,
Чем надёжные руки, хранящие от трясины,
Но узнать, кто из вас безумен, нельзя никак,
До последней волны, что убьёт или даст ей силы.
Так Орфей обернулся и всё потерял тотчас,
Так сирены морские с собой моряков тащили,
Стоит только поверить, прислушаться, дать ей шанс –
И тебе самому не выбраться из пучины.
Отпускаю. Обоим не выиграть нам дуэль.
Если выживешь и победишь в безнадёжной битве,
Помяни меня, нимфа, подводная Ариэль,
В незатейливых песнях своих и морских молитвах.
Субретка
У главных героев вечно страданья, драмы,
Простуженный ветер, скалы, полынь и слёзы,
Пол-ампулы с ядом, под окнами чёрные розы
И в акте последнем финал, что трагичный самый.
У милых субреток, конечно же, всё иначе:
Задорнее ноты, мягче тона пастели,
На грядках морковь и в пивнушке полпинты эля,
И в целом они едва ль отчего-то плачут.
У них-то и времени нет на это сценарно –
В господском доме с рассвета опять скандал:
Графине виконт Пьерри, говорят, писал,
А граф от кого-то случайно о том узнал,
И граф рассердился, и сцена была кошмарна.
Он сам, конечно, тоже не ангел, но
Свою баронессу Агнию скрыл получше.
И слёзы графиня напрасно ночами глушит,
От нервной горячки всё злей становясь и суше –
Измены супруга не вынести всё равно.
Осталось болеть, кляня седой небосвод,
И вместо свиданья опасного за калиткой
Служанку к любимому выслать с заветным свитком,
И только вздохнуть, как просто она живёт…
И только вздохнуть, отправляясь с письмом в дорогу…
С утра поругалась с Пьером, ушибла ногу,
И всё из-за этой рыжей дурнушки Агнесс!
Повыдергать эти б космы, ведь ей-же богу...
А, впрочем – и чёрт с ней, видали таких принцесс.
Вот Пьеру – тому б влепить, но только сначала –
Коровник, прачки, записка виконту Ж***,
На кухне мелькнуть, прибрать парадную залу,
Потом накрахмалить платья к ночному балу,
А после ещё ответ передать госпоже.
Ведь там у неё такие грохочут грозы,
Такое сплетенье интриг и несчастной любви,
Какого не сыщешь в скучной житейской прозе,
Хоть тысячу жизней на этой земле живи!
...ты прав, мой Пьер, мы всегда в тени, и доныне
Всё крутим героям земную сюжетную ось...
Но знаешь, когда их драма в кулисы схлынет,
Смолчим, отчего я больше не героиня,
Мне это когда-то тоже непросто далось.
* * *
Наташе Масленниковой
Ты не справляйся о ней, не надо, просто смотри, распахнув глаза…
Девочка со стеклянным взглядом входит в подвальный зал.
Люди – живые марионетки, пальцы в золе, в голосах – экстаз.
Девочка в душную входит клетку – омуты вместо глаз.
Тихо, но твёрдо, привычным слогом – только бы голос не задрожал –
девочка вторит: себе ли, Богу? – как пробиралась дорогой скал,
долго, в снегу, растопив метели жаром надежды и рук теплом.
Девочка скажет всё, как хотели, только бы вспомнили о былом.
Искоса видятся чернокрылые, грают на старый, привычный лад,
каждый пришёл услыхать про быль её, каждый забыл, что и сам крылат, –
всяко в трактире за старой пристанью проще наслушаться небылиц!
Девочка прячет себя за мыслями, лишь бы не видеть их пьяных лиц,
клювов, когтей и, давно опавших, перьев под стульями и корон...
Кто из них, прежних, узнал бы ставшую странницей вечной среди ворон?
Кто б из них, пущенных на заклание странной судьбе в городах стальных,
имя прокаркал, как заклинание, чтобы растаяли души их,
в вечной зиме, на задворках сказочных, там, где погибли и смех, и страх?
Девочка с каждой стеклянной фразою плачет, и тают льдинки в глазах.
Словно на стёклах узором вязевым розы цветут, позабыв январь,
словно от слов её, верно сказанных, из-под коросты растёт трава,
почки на угольных ветках – туже, что-то живое течёт в крови...
Только не спрашивай, просто слушай, просто под чёрным крылом лови
тысячу лет позабытый импульс, боль, оживляющую зимой…
Девочка взгляд, словно вызов, выбросит, девочка с болью шепнёт «Не мой!»:
сотни трактиров прошла с пропойцами не за тобой, уж прости – за ним…
Мир тебе, маленькая разбойница, с верным оленем в снегах твоим!
Долго ль ещё, до какого вечера в диких дорогах, сквозь град и дождь,
будешь воронам шептать доверчиво, Кая покуда меж них найдёшь –
меж обращённых Царицей Вьюжною в чёрных, себя позабывших птиц…
Словом едва обратила дюжину, только затерян твой брат – твой принц.
Так и идёт пилигримом северным, сотни чужих оживив историй,
в людях, как в чуде, надежду черпая, веря – снега обратятся морем, –
белой тропой и дорогой чёрною, сказкой забытой о милосердии.
Стужу за ней выкликают вороны, имя своей повторяя Герды.