Михаэль Шерб

Михаэль Шерб

Четвёртое измерение № 20 (620) от 1 августа 2023 года

Последний проблеск солнца

* * *

 

Мы всё знали, конечно, знали, просто

Выбирали проблемы себе по росту,

Проживая в созданной нами Валгалле,

Всё мы видели, только глаза закрывали.

 

А теперь нас – за шкирку и мордой тычут,

А теперь что ни день, то урон да вычет,

И, гляди, расширяется, постепенно

Подбираясь к сердцу, пятно гангрены.

 

Ладно б путь тернист – горизонт неведом!

Где, скажи, Просвещенье, твоя победа?

Где твоё, Культура, стальное жало?

Ты дрожишь и жало своё поджала!

 

Мы б ушли с поверхности в катакомбы,

Но душа мощней водородной бомбы:

На Земле возникнет второе солнце,

Если мы вдруг не выдержим и взорвёмся.

 

Я полезен, как горка спитого чая,

Превращаюсь в зверя простипрощая –

Только шепчет, под лапой крошась, землица,

Что неплохо б и ненависти научиться.

 

* * *

 

Отделяя от птицы пение и полёт,

Набухает железо, лопается, цветёт.

Стая окон, взлетев, превращается в рой осколков.

Ураган, цепляясь за грунт из последних сил,

Ось симметрии выгнул, перекосил,

Словно хлебные крошки, строенья смахнув с пригорков.

 

Сводный хор скорбящих людей и зверей живых

На разорванный воздух криком наложит швы,

Но замолкнет вскоре, запутавшись в огласовках.

И опять над пожухшей травою сомкнётся синь.

В опустевших дворах – ни наволочек, ни простынь, –

Только дым повис на бельевых верёвках.

 

* * *

 

Это брат мой Каин, он по призванию – коэн.

Я всегда беспокоюсь, а брат мой – всегда спокоен.

Мы привыкли быть вместе – даже шагаем в ногу.

Я служу ему сторожем. Оба мы служим Богу.

 

Мы не ходим за стадом – ходят стада за нами,

Не гуляем в садах – чтоб они подавились плодами!

Не смогли бы жить в деревнях, городах, посёлках –

Там дома вдоль улиц стоят, как гроба на полках.

 

Мы вдвоём сидим весь день на ступенях храма,

А ложимся спать – так кладём под голову мрамор,

Потому что холодный камень под жарким ухом

Позволяет заснуть скорей, чем подушка с пухом.

 

Мы скучаем – пара актёров в пустом театре,

Нас тоска освещает – внезапно, как вспышкой – натрий,

В темноте исчезая неуловимым ниндзя.

Мы не спим никогда – еженощно друг другу снимся.

 

Лишь слеза по щеке стекает, жирна, как ворвань,

Брат всю ночь убеждает меня в том, что я не мёртвый,

Потому что смерть не живёт среди нас, евреев.

Я и сам под утро хотел бы ему поверить.

 

три текста

 

1.

 

Он говорит: «Я понял однажды и принял, как истину, что абсолютно каждый: и молодой солдат, умирающий на поле боя от ран, и ветеран, умирающий в старости от инсульта, и какая-нибудь чернокожая женщина, последовательница культа вуду, угасающая от лейкемии, и трехлетняя девочка в России, прозрачная кожа нежнее пушка мимозы, сгорающая от инфекционного туберкулеза, – все они, обитавшие раньше в лачугах, домах или многоэтажках, узнают о себе нечто очень важное в самый первый момент смерти. И это знание, словно марка письму в конверте, придаёт законченность и значение всему пережитому».

 

Он говорит, что сперва, впадая в кому, бредёшь по пустыне посмертия, утопая примерно на треть тела, которого, впрочем, нет, в некоем войлоке. Пытаешься не смотреть вверх, но не видишь свет, поскольку без глаз, и у взора теперь нет век, чтоб закрыться спасительной пеленой.

 

Он говорит: «Тогда надо мной всходили вроде небесных светил лица живых и умерших, всех тех, кого я знал и любил, и каждое было словно бы светлый овал. Я молился на эти лица, и страх отступал.»

 

Он говорит, что слышал их быстрые голоса, глядел им в глаза, но потом перед ним возникла черта, пограничная полоса, за которой не виден цвет и не слышен глагол, и, якобы, он тогда и эту черту перешёл.

 

Там, за чертой все его мысли представлялись в виде чисел и формул, а чувства его и дела – как предметы простейших форм и даже как абстрактные светлые и тёмные пятна. Впрочем, тут его речь становится вовсе невнятна.

 

Он говорит напоследок: «Затем наступил хэппи энд. И взамен слабой веры в бессмертье я приобрёл нерушимую веру в момент смерти».

 

2.

 

Все происходит буднично: слышишь громкий хлопок.

Сосед начинает клониться на правый бок,

Пытаясь фантик поднять, валяющийся на полу.

Потом замечаешь вдруг небольшую дыру

В спинке сидения прямо перед собой,

И осколок металла в обшивке рядом с дырой,

Затем – миллисекундный сбой,

Потом что-то влажное чувствуешь над губой,

Думаешь: надо бы вытащить из кармана платок,

Но уже распускается тёплый алый цветок,

Тянется к рёбрам, за лепестком лепесток

Засыхает на коже, блестит на свету, словно лак,

И виски стучат в унисон, словно есть лишь один висок:

Это лопнула шина, а ты испугался, чудак,

И на коже не кровь, это от солнца мазь,

Это лопнул мир, это бомба разорвалась.

 

3.

 

Ветрами, словно оспой,

Изрыт речной гранит, –

Пчелою медоносной

Печаль над ним звенит.

 

Закат дрожит и рвётся,

Натянут на колки:

Последний проблеск солнца,

Прощальный взмах руки.

 

Темнеют мостовые,

Тускнеют двор и сад,

Лишь окон пулевые

Отверстия кровят.

 

По этим алым меткам

Теней нисходит рать,

Спешит к вольерам, клеткам, –

Зверьё своё обнять,

 

Пока закат над нами

Посмертья кокон свил.

Касание губами.

Прикосновенье крыл.