Остров доброй империи

«45»: В августе из Москвы, Санкт-Петербурга, Киева в редакцию альманаха приходили письма от разных поэтов с одним и тем же лейтмотивом: «Я еду в Коктебель! Присоединяйтесь в начале сентября...» Увы, никто из членов редколлегии не смог выбраться в Крым, зато там побывали многие наши друзья – авторы «45-й параллели». Один из них, Станислав Минаков, пообщавшись с Эсмирой Травиной, предложил в рубрику «Из первых рук» материал, недавно, почти параллельно появившийся в издании «Одна Родина»: мол, републикуйте – каши маслом не испортишь. Что мы и делаем – с явным удовольствием, поскольку чуть ли не в каждом абзаце мелькают имена и фамилии до боли знакомые. В этом могут убедиться самые дотошные читатели альманаха-45, «прогулявшись» по нашим эксклюзивным интернет-ссылкам…

 

Волошинский фестивальВолошинский фестиваль (седьмой по счёту!), по словам поэта Константина Кедрова, хранит поэтическую и историческую память о поэте и человеке Максимилиане Волошине и о волошинском Коктебеле, объединявшем выдающихся деятелей русской словесности, память о своеобразной летней столице русских и украинских писателей. Благодаря усилиям организаторов форума (в первую очередь следует назвать поэта и журналиста Андрея Коровина и директора Дома-музея Волошина Наталью Мирошниченко) и их сподвижников в Коктебеле воссоздан устойчивый центр притяжения литературной среды.

Неделя (а то и декада) каждого сентября – близ Карадага – теперь желанна многим пишущим и некоторым читающим. Посредством Волошинского конкурса и одноимённого фестиваля начинают стягиваться в единое пространство литераторы, интернет-сообщество, печатные издания, творческая молодёжь. Волошинский фестиваль – удивительное явление. С одной стороны, известный демократизм во всём (от облика творческих личностей до литературных стилистик), с другой стороны, это – остров некоей «доброй империи поэзии», где, вне зависимости от гражданства юридического (Россия, Украина, США, Германия, Израиль…), существует единое русское поэтическое пространство. И что особенно важно: попробуйте представить всё то же, но в другом месте. И всё это будет уже не тем. Он всё же был гением места, этот Максимилиан Кириенко-Волошин, «буддийский поп, украинский паныч, в Москве француз, во Франции москвич» (поэтический шарж харьковчанина Бориса Чичибабина), нутром угадавший, что именно должно происходить на берегу сей бухты, у подножий Карадага, Сюрю-Кая и Кучук-Енишара, Верблюд-горы…
 

Столетие промелькнуло. Сотни, тысячи литераторов с тех пор съезжались в Коктебель, который остаётся писательской Меккой. А для многих из них и лето уже не лето, если не приехать сюда на сентябрьский Международный литературный фестиваль имени М.А. Волошина. Курорт претерпел разительные изменения. С девяностых его набережная застраивалась сумасшедшими темпами. Ещё года два назад на ней трудно было отыскать едва ли не главную достопримечательность – дом поэта Максимилиана Волошина. Гремели музыкой разноцветные палатки, а вся припляжная полоса представляла собой один тесный, но огромный базар. Критиковать летнюю родину поэтов всех времён, враз утратившую своё было поэтическое очарование, стало чуть ли не хорошим тоном. Но тем радостнее было в этом году вновь оказаться перед музеем Волошина, войти в его прохладный сад, где тени от трепещущих листьев играют на белых стенах дома-корабля. И с облегчением вздохнуть: есть здесь неповторимая атмосфера культурного Коктебеля, который пережил и варварскую пляжную коммерциализацию, и, значит, преодолеет все потрясения, выпадающие на его долю.

– В Доме-музее Волошина в этом уверены, – подтвердила его заведующая Наталья Мирошниченко. – Потому что фестиваль собирает здесь знаменитых, просто талантливых и просто поэтов – со всего мира.
 

В этом году главная интрига для постоянных участников фестиваля крылась в вопросе, состоится ли фестиваль, не прервётся ли традиция, не канет, как кануло в бездну кризиса немало ежегодных крымских культурных симпозиумов. Ура! Не прервался, хоть организаторы его и не скрывали: чтобы провести его в кризисный год, понадобилось приложить недюжинные усилия. Да и хотелось сохранить традицию: буквально месяц назад Дом поэта отпраздновал 25-летие своего музейного бытия. Коктебельская набережная в честь праздника обзавелась даже памятником Максимилиану Волошину, и теперь, выйдя из Волошинского дворика, оказываешься лицом к лицу с двухметровой бронзовой фигурой на постаменте. Поэт изображён в этно-костюме и с посохом (автор памятника – московский скульптор Анатолий Григорьев, его работы на киммерийской земле – памятник А.С. Пушкину в Феодосии и бюст Т.И. Вяземского на Карадагской биостанции). Памятник М.А. Волошину поставлен в этом году, и это само по себе является признаком продолжающейся культурной жизни, которая сопротивляется тотальной коммерциализации, опрощению и культурной энтропии.

 

Как сыронизировал поэт Иван Милых, современный последователь Козьмы Пруткова, «Писатель должен жить в Крыму, там будет хорошо ему». Но даже если и не жить здесь, то приехать в сентябрьский Коктебель для современного литератора – дело ритуальное. Поэтому, гуляя по набережной или заглянув на фестивальные мероприятия в Дом культуры города (нельзя не похвалить Волошинский фестиваль-2009 за приобретение такой прекрасной фестивальной площадки!), можно встретить немало известных персон. В частности, на фестивале выступил популярный детский вредносоветчик Григорий Остер. Поэтический вечер провёл также знаменитый Евгений Рейн, которого нобелевский лауреат Иосиф Бродский считал своим литературным учителем. На встречу с читателями-писателями приехала известная современная московская романистка Ольга Славникова, выступавшая со своим супругом, поэтом Виталием Пухановым, ответственным секретарём независимой молодежной литературной премии «Дебют». А народная артистка России Илзе Лиепа не танцевала, а… читала собравшимся стихи Александра Пушкина!..

Ещё раз подчеркнём: объединение вокруг русской литературы, вокруг русского языка талантливых людей из разных стран – принципиальная изначальная позиция устроителей фестиваля, проходящего на территории современной Украины, в неувядающем Крыму. Так, его лауреатами в самых разных номинациях в этом году стали не только москвичи Герман Власов, Евгений Беверс, Эдуард Шульман и Иван Зорин, но и Анна Матасова (Питкяранта, республика Карелия, РФ), Ирина Рашковская (Дортмунд, Германия), а среди дипломантов – автор «Балканских записок» Юлия Шералиева (Черногория), а также Наталья Бельченко (Киев). В этом году на фестивале выступили десятки поэтов России, Украины и зарубежья, а за семь лет, с 2003-го, – сотни.

– В нашем конкурсе и фестивале традиционно участвуют авторы, живущие в самых разных странах, где люди пишут по-русски, – рассказал Андрей Коровин. – В этом году прибыло много авторов из Санкт-Петербурга, города, у которого всегда существовала особая связь с Волошиным. Большая группа детских поэтов и прозаиков приехала из Омска и Томска. Если в прежние годы проходили вечера-презентации толстых литературных журналов «Новый мир», «Знамя», «Октябрь» (Москва), «Радуга» (Киев), то в этом году впервые присутствовал журнал «Дружба народов», в девятом номере которого за этот год опубликованы произведения победителей Волошинского конкурса-2008 в номинации «Переводы стихотворений с украинского языка». И, конечно, было много украинских литераторов из Киева, Харькова, Николаева, Херсона, Винницы, Черкасс... Немало и крымских стихотворцев принимает участие в фестивале. Традиционно проходят в его рамках мастер-классы поэзии и прозы, куда свободно записываются все желающие. В разные годы мастер-классами, в частности поэтическими, руководили Ольга Ермолаева, Алексей Цветков, Константин Кедров, Станислав Минаков, Ирина Евса, Галина Климова.

 

Кроме расширяющейся географии участников фестиваля, есть у Волошинского и другие приятные новшества. В этом году в Коктебеле почти слились воедино сразу несколько интересных форумов. Начался сентябрь с фестиваля искусств «Куриный Бог»; проводит его музыкант, заместитель руководителя Центра оперного пения Галины Вишневской Алла Басаргина. Продолжением этого фестиваля стал VII Международный литературный фестиваль имени М.А. Волошина и VII Художественный пленэр «Коктебель-2009». А завершился почти беспрерывный праздник искусства Седьмым международным джаз-фестивалем «KOKTEBEL – Отдельная реальность» (основан телеведущим Дмитрием Киселёвым, а ныне проводится Лилией Млинарич).

– Цель все мы преследуем одну – возродить культурный дух того Коктебеля, который ещё помнят его старожилы. Дух того времени, когда сюда люди приезжали не просто отдыхать, а с понимаем того, что они находятся в некой культурной столице Крыма, – утверждает Андрей Коровин.

Коктебельчанкой-старожилом считает себя и хозяйка артистической виллы «BASSO» Алла Басаргина. Гостеприимная вилла в этом году во второй раз открыла свои изящные двери для гостей – участников церемонии вручения Международной Волошинской премии 2009 года. В этот раз её лауреатами в номинации «За вклад в культуру» стали сразу два общественных деятеля — представители России и Украины: Алла Басаргина (Москва) и поэт Александр Кабанов (Киев). Каждый получил денежное содержание премии в размере трёх тысяч долларов США. Весьма показательно, что оба лауреата пожертвовали свои премиальные на развитие Коктебеля культурного: Александр передал премию в фонд Дома-музея М.А. Волошина и Международного литературного фестиваля имени, Алла объявила, что её лауреатские средства поступят в фонд Международного фестиваля искусств «Куриный бог».

– Я счастлива, что в Коктебеле сохраняется Дом Волошина, который по счастливой случайности могу назвать и своим домом, – поделилась пианистка-лауреат. – Я росла в нём. И тем замечательней, что сегодня здесь проходит такой необыкновенный поэтический фестиваль. Сейчас модно говорить о кризисе и жаловаться на отсутствие финансов. Но давайте говорить лучше об антикризисе! Ударим нашими фестивалями, нашей любовью к искусству по тому безрадостному, что сейчас происходит в мире. Ведь главное – чтобы не наступил кризис наших душ!..

 

И хотя наша остроумная современница, питерский поэт Елена Елагина метко подчеркнула: «Минимизация присутствия поэтов в личной жизни – необходимое условие её полноценности», заметим, что в общественной литературной жизни бывают крайне необходимы скопления поэтов – в виде фестивалей.

Итак, слухи о закате русской культуры сильно преувеличены, она не только жива, но и развивается, становясь всё более привлекательной для творческих людей из многих уголков мира. И тому мы ещё раз получили подтверждение на крымской земле, услышав голоса современной русской поэзии. А слушать есть что, уверяем вас.

 

 

Станислав Минаков, Елена Буевич

 

Сентябрь-2009

 

Первоисточник: проект «Одна Родина»/Украинская редакция

 

Иллюстрации:

эпизоды Волошинского фестиваля-2009