Татьяна Аинова

Татьяна Аинова

(1968 - 2019)

 

Татьяна АионоваРодилась в прошлом веке в Киеве, где и жила. Окончила университет по специальности, не имеющей отношения к литературе.

Стихи и прозу писала с глубокого детства, но никогда не занималась этим регулярно – только по вдохновению. Вообще к своей литературной судьбе всегда относилась пассивно, проверяя, вправду ли «сами всё предложат». В 1996 году познакомилась с людьми из поэтических тусовок (тоже не по своей инициативе), и последовали предложения о публикациях.

Стихи публиковались в журналах «Самватас» (Киев), «Ренессанс» (Киев), «Соты» (Киев), «Вітчизна» (Киев, в переводе на украинский язык), «Аристократ» (Киев), «На любителя» («Русский литературный журнал в Атланте»), «Русло» (Киев) и других периодических изданиях, в ряде альманахов и коллективных сборников, в Интернете.

Стихи представлены в «Антологии современной русской поэзии Украины» (Харьков, 1998), антологиях «Песни Южной Руси» (Донецк, 2008), «Земляки» (Москва, 2009). Изданы четыре авторских сборника стихов. В периодике и коллективных сборниках публиковались также рассказы и эссе.

Стихи неоднократно звучали в авторском (и не только) исполнении на радио и телевидении, представлены на компакт-дисках киевской поэзии «Каштановый дом» и «Через вуаль» («Русские поэты Киева читают свои стихи»).

Ни в какие творческие союзы не вступала из принципиальных соображений.

В конкурсах не участвовала, т.к. считала, что поэзия и соревнование – две вещи несовместные, как гений и злодейство. Однажды всё-таки поучаствовала – на фестивале «Пушкинское кольцо-2007» – и заняла первое место.

Полагала, что далеко не всё из написанного следует обнародовать. Те стихи, которые хотела донести до читателей, размещены по адресу https://www.poezia.org/ua/personnels/28/

Тексты, представленные на других интернет-ресурсах, размещены не автором и могут содержать ошибки.

 

Памяти Тани Аиновой

 

Восьмого мая 2019 года ушла из своей ещё молодой жизни наш давний и близкий друг, замечательный поэт Татьяна Аинова.

Известие о её смерти вызвало в сети шок. Для её многочисленных друзей и почитателей изо всех уголков мира это утрата, с которой невозможно смириться и которую трудно до конца осознать. Как точно заметил Владимир Юрьевич Пучков: «Потрясён... Писал предисловие к её последней книге, многое перечитал, много общались – чуяло моё сердце, это добром не кончится. Где тонко – там и рвётся. А Таня была тончайшая...».

А меня когда-то Таня спросила: «Что ты подумал, когда в первый раз меня увидел?». И что тут ответишь? Что придумал, то и сказал: «Сразу понял, вижу нечто нездешнее».

Всё так: тончайшая и нездешняя.

Таня заслуживает самых лучших слов, как никто другой.

Поэт с большой буквы и сама поэзия. И очень красивый человек во всех смыслах.

Я не знаю людей, которые, познакомившись с её творчеством, не подпадали под магию её таланта и обаяние личности – всегда молодой и отмеченной божественными знаками, такой разной и бесконечно прекрасной.

Соболезнуем её родным и близким, скорбим вместе с ними.

Георгий Данелия сказал перед смертью другу (цитирую по памяти): «Когда попадёшь туда и войдёшь во врата, поворачивай не налево, а направо. Там я буду ждать, там и встретимся»

Мы ещё встретимся, Таня. Мы ещё встретимся...

У Татьяны Аиновой вышло четыре книжки стихов, она лауреат целого ряда поэтических конкурсов и фестивалей, публиковалась в изданиях Украины, России, Германии, США и других стран. (Из отзывов: «Сборник поэзии Татьяны Аиновой ”АквариуМистика” ценят в Японии...»). А количество её почитателей и поклонников – ближних и дальних – не поддаётся учёту.

В её книжках десятки первоклассных текстов, которым суждено долгое (вечное?) присутствие в поэзии. Нас всех они точно переживут.

Как поэт Таня постоянно развивалась и изменялась, но я лично больше всего люблю её первую полноформатную книжку стихов «Вместо меня». Может, потому, что я был её редактором и мы много над ней работали, – это было так недавно и так давно… Кстати, название книжки придумала она сама. Тогда оно мне не очень нравилось, но лучшего найти не сумел. А теперь понимаю, насколько оно точно.

 

Владимир Гутковский

 

Поэзия тишины

 

Памяти Татьяны Аиновой

 

Держась в отдалении от литературного шума и водоворотов тусовок, едва ли построишь карьеру: впрочем, Татьяна Аинова и не была обеспокоена оной, довольствуясь самим – щедрее праздника! – процессом сочинительства.

У неё много языковой игры, но такого рода, когда оная органична и виртуозна:

 

– Ау!дитория! дитя!…

Я не готова, будто к бою.

 

Они пришли. Они хотят,

чтоб их кормили свежей болью.

 

Они сейчас – одно дитя…

Дитя, не знаешь, чем заняться?

А вот пустышка для тебя

из звуков и агглютинаций –

 

галлюцинаций языка –

симплоки, эллипсы, хиазмы…

 

Галлюцинации языка могут оказаться конкретнее современного унифицированного, полуторгового с оттенком приблатнённости, а метафоры, скрученные у Аиновой замечательными лентами, будут служить постижению действительности, ибо чему ещё должна служить поэзия?

Этому – равно украшению реальности, из каковой уже едва ли добыть хотя бы каплю гармонии.

Есть линия шутовства, излома, сарказма: и Аинова, играя многими речевыми возможностями стиха, отдала ей должное, хлёстко и сильно пародируя реальность в (например) стихотворение «Выборы в гарем Украины…»

Однако… есть своеобразная поэзия тишины: и именно на её стороне выступала Татьяна Аинова:

 

Бывший монастырский беспризорный сад.

У разобщённых домиков невнятны адреса.

 

Сад, всё же сад… Пусть он определяет музыку жизни – и пусть он же, когда завершатся круги её, в случае Татьяны Аиновой очень рано, примет в свои метафизические пространства, давая нежный приют душе поэта…

 

Александр Балтин

Подборки стихотворений