Бес
«Отвяжись, не учи меня смерти, бес.
Прекращай про геенну, слезай с плеча.
Я за годы таких нагляделся бездн…
Мой сегодняшний рай – полумрак и чай.
Лишь когда среди ночи один сижу
И коверкаю грифелем гладь листа,
Растворяется в сумраке жизни жуть –
И как будто за пазухой у Христа.
Но потом, как всегда, наступает день,
Возвращается страх… И при свете дня
Понимаю, вглядевшись в глаза людей –
Каждый третий желает убить меня.
И становится пусто в моём раю
Посреди беспощадной большой страны.
Только им не дождаться – я их убью
До начала объявленной мне войны.
Лишь Надежда и Света, жена и дочь –
Те, которых оставлю навек себе.
Остальных раздавлю. Им уже не смочь
Повлиять хоть на что-то в моей судьбе».
Он ощупал плечо, прекратив писать:
«Слава Богу, исчез». Носовым платком
Вытер шею и лоб. И поднёс к усам
Трубку, туго набитую табаком.
Он взглянул на страну из окна Кремля.
В темноте февраля падал снег с небес.
Занесённая вьюгой, спала земля,
На которой давно поселился бес.
Он курил, размышляя, что в мир иной
Рановато. Что хочется жить пока.
И горели во тьме за его спиной
Два багровых неистовых огонька.
Влажная уборка
Депутат Государственной Думы Игнат Левкоев
Подозвал тётю Тоню, что швабру с ведром несла:
«Антонина Петровна, про вас говорят такое...
Будто вы не техничка, а корень мирского зла.
Мол, помыла полы в кабинете Тычкова Пашки,
И теперь он неделю не может ни пить, ни есть,
И с высокой трибуны вещает не по бумажке,
А забыв про последствия, всё говорит как есть.
Журналюги-подонки такому безумству рады:
«Расскажи, Пал Сергеич, про ваш подковёрный мир!»
Он на камеру плачет, но мелет одну лишь правду...
И в Госдуме с тех пор запретили прямой эфир.
А Баклушин Санёк после вашей уборки влажной
Предпочёл замолчать. Героический человек!
Но за то, что ненужную правду скрывал отважно,
Вы его превратили в надкушенный чебурек.
Я хотя и крещёный, да только не верю бредням
Про чертей, вурдалаков и прочие силы тьмы...
Антонина Петровна, но если вы всё же ведьма,
Можно больше в моём кабинете полы не мыть?»
Тётя Тоня сказала: «Ты лучше бы верил вракам...
Нежелательна правда для тех, кто с гнилым нутром...»,
А потом обратила Левкоева в бублик с маком,
Надкусила, скривилась и выбросила в ведро.
Ворона
Командиру полка позвонили из высших инстанций,
Передали, мол, всё разрешилось, нет места досаде:
Из-за драки, понятно, со службой придётся расстаться
(Это ж надо – побить генерала!). Зато не посадят.
Он воскликнул в сердцах: «Тыловые продажные суки!
Мне осколок под вздох, а штабным ордена и медали!»
Но ему предложили забыть про былые заслуги
И молиться, чтоб делу дальнейшего хода не дали.
Телефон замолчал. Он хотел от такого несчастья
То ли полк по тревоге поднять, то ли просто напиться,
Но в итоге весь день прослонялся по воинской части,
Из дарёной «мелкашки» паля по испуганным птицам.
А когда меж казарм надоело болтаться без дела,
Он решил прогуляться неспешно по главной аллее,
Но застыл: перед ним на асфальте ворона сидела;
На бессильно обвисшем крыле капли крови алели.
Он стоял перед ней – всемогущий, опасный, огромный.
Он бы мог дострелить её, чтоб не страдала особо,
Но увидел себя в искалеченной этой вороне –
Не убитой ещё, но уже на полёт не способной.
И увечную птицу погладив по перьям атласным,
Запихнул под шинель и унёс в темноту за ворота…
Так они с той поры и живут: подполковник запаса
И ручная ворона по имени Первая рота.
Девочка в чёрном
Я сижу у канала. В воде – перевёрнутый город.
Искажённые формы реальнее, чем наяву.
И дымит папироса. И падают капли за ворот.
И по чёрной воде порыжевшие листья плывут.
По сырому бульвару людская безликая лента
Между урн и газонов неровным потоком течёт.
Словно очередь в рай. И на входе проверят билеты.
Только касса сегодня закрыта на переучёт.
Люди стали прозрачны – к ним прежнего нет интереса.
Их запросы просты, путь недолог, судьба нелегка.
Недосып, несварение, тромбы, зубные протезы,
Телефоны, дисконтные карты в пустых кошельках…
Чтобы видеть сквозь плоть, нет нужды становиться учёным.
Прикасаться к бесплотному – вот чему надо учить.
И опять из толпы появляется девочка в чёрном.
И садится поближе ко мне. И как прежде, молчит…
Этот демон-хранитель повсюду со мной, как проклятье.
Вопросительно смотрит и острым поводит плечом.
Этот строгий фасон. Эти тонкие ноги под платьем.
Этот белый, с затейливым кружевом воротничок…
Что-то школьное. Что-то из сонного, пыльного детства.
Силюсь важное вспомнить, но помню всё время не то…
Холодает, и надо бы ей потеплее одеться,
Только вряд ли у призраков в моде мужские пальто.
Фонари зажигают, и время подумать о теле –
Дома кончился чай, на исходе запас папирос…
Пять минут посидим – и вернёмся к мирской канители.
«Ну, ответь мне, когда?» – задаю свой привычный вопрос.
Но она, как обычно, ни слова про дату финала…
В небе – пёстрая каша из блещущих звёзд и планет.
Мы сидим на граните. Мы смотрим на воду канала.
В нём качается город… Но нас в отражении нет.
Золушкин стриптиз
Она в гримёрке к зеркалу присела,
Салфеткой стёрла губы и глаза.
«А ну, вернись на сцену, Синдерелла! ‒
Шумел за дверью распалённый зал, ‒
Ещё разок, раздвинь, кисуля, ножки –
Изобрази нам стрелки на часах!»
И стало ясно – дальше невозможно
Ни слышать похоть в пьяных голосах,
Ни на пилоне до утра кружиться,
Кривляясь перед потными людьми…
Она сняла парик, надела джинсы
И превратилась в Настю из Перми.
Настенные часы пробили полночь,
Когда она в распахнутом пальто
Порхнула через зал. И в зале полном
Её без грима не узнал никто.
Котёнок для императора
Император котёнка ласкает: «Кис-кис, Генерал!
Буду звать тебя так, мой мурлычущий символ победы».
Он бездомного зверя сегодня в саду подобрал,
По аллее гуляя с придворными после обеда.
Голубые глаза, хвост морковкой, покладистый нрав –
Нет целебней в миру эликсира от буден печальных!
И монарх, все законы дворцовых приличий поправ,
Поселил беспородную тварь в императорской спальне.
Утомил променад. А в покоях уют, тишина…
Как тошнит от вельмож… Как же хочется счастья простого!
Но в провинциях бунт – на пороге большая война.
Вот бы плюнуть на всё и отречься к чертям от престола…
Самодержец лежит на перине, забыв про страну,
Но, к несчастью, пора министерские слушать доклады…
А котёнок на фалде камзола так мило уснул,
Что нет силы будить… Жаль, не дремлет империя. Надо
Встать, поправить парик и манжеты, проследовать в зал
И вершить справедливый закон ради Божьего света…
Чтоб котёнок мурлыкал, беспечно сощурив глаза,
Император парчовую фалду срезает стилетом
И на цыпочках – вон… И чихать, что испорчен наряд –
На чиновников брызжет слюной, то ли зол, то ли весел:
«Что?! Смутьянов щадить?! Тех, что дрянь про меня говорят?!
Подстрекателей – на кол! А всех, кто их слушал – повесить!».
На шеренгу министров сурово глядит сквозь лорнет:
«Всех казнить, кто посмеет прислушаться к вольному зову!
Потому что, хоть власть и всесильна, но выбора нет –
Мы не можем империю резать подобно камзолу».
Император томится в тоске государственных дел –
Не спасают ни чаша с вином, ни омлет с трюфелями.
Он желает вернуться туда, где, мурча в темноте,
Спит котёнок на фалде, расшитой его вензелями.
Кури и пей
Кури и пей, не знай рассудка,
Прочь выходи из берегов,
Не экономь на едкой шутке
Про подлецов и дураков,
Не прячь гримасы и морщины,
Чурайся сборищ и знамён
И для достойных матерщины
Не подбирай святых имён.
Ханжам не оставляй покоя –
В мораль врезайся, как сверло…
Но сделай что-нибудь такое,
Чтоб до мурашек пробрало,
Чтоб мысль твоя, сродни занозе,
Уму не позволяла спать,
Чтоб вопреки житейской прозе
Пришла охота жить опять.
А если чудо сделать нечем,
Поскольку нет огня внутри,
Тогда чего ж… Тогда конечно
Не пой, не пей и не кури.
Тогда общественные нормы
Блюди по мере скромных сил.
И целомудренность как форму
Превыше смысла возноси.
Живописуй высоким штилем
Свет беспорочного пути
Для тех, кого не совратили.
И громче всех других тверди,
Что ради образа благого
Готов сменить алмаз на медь.
И за грехи суди любого,
Кто смел хоть что-нибудь суметь.
Остров
Этот остров похож на нарядный большой шатёр.
Он багров от осиновых крон. На Онеге осень.
Седовласый старик, у воды запалив костёр,
Деловито по-фински коптит на доске лосося.
Стол стоит на пригорке – отсюда закат видней.
На столе поллитровка, закуска, коврига хлеба.
Я приплыл к старику на моторке на пару дней –
Навестить. Да и просто давно на природе не был.
Вот и рыба готова. «Как пахнет – сойти с ума!
Дед, да ты кулинар!». Хороша в сентябре Онега…
И старик наливает, довольный собой весьма,
Прорицая: «Увидишь – наутро дождёмся снега…»
Я сижу, на колени накинув ворсистый плед.
Выдыхаю не пар – суету городского шума.
А старик молодец – несмотря на преклонность лет,
Ловко рыбу коптит… И не знает, что мной придуман.
Да и остров – лишь выдумка, лёгкая форма лжи.
Лишь попытка раскрасить рутину багряным цветом.
Но покуда старик между букв на экране жив,
Я ещё погощу. И тебе расскажу об этом.
И когда ты поймёшь, что теряешь былую прыть,
И свинцовую тяжесть судьбы осознаешь остро,
Нос напрасно не вешай. Ты знаешь, куда уплыть –
У тебя с этих пор на Онеге есть личный остров.
Перед трапезой
Был День шестой. В борьбе со скукой
Имелись первые победы.
И Он уже над глиной руку
Занёс, наметив до обеда
Ударно вылепить Адама,
Но вдруг представил на секунду
Века страданий, боли, срама…
И эту кровь, и грязь повсюду…
В который раз предавшись сплину,
Он подчинился мыслям чёрным
И раздражённо бросил глину:
«Да ну, какие люди к чёрту…
А ну, на стол подайте блюдо!
Я ждать бифштекс не буду вечно!».
…И было на Земле безлюдно,
Но не было бесчеловечно.
Послесловие
Он сидел за столом, погружённый в свои дела,
Но она, появившись бестактно, сказала строго:
«У тебя в кабинете, Андрюша, опять бедлам.
Разве сложно прибраться? Противно смотреть, ей-Богу...
Да и, кстати, зачем налегаешь на алкоголь?
Вот опять за портьерой стоит коньяка бутылка...
Ну к чему тебе лишние трудности, дорогой?
Поберёг бы себя... Говорят, ты влюбился пылко?
Что ж, семь футов под килем семейному кораблю...
Ни к чему сомневаться, женись на своей Надежде.
Только помни, Андрей, я безмерно тебя люблю.
Что бы ты ни решил, всё останется, как и прежде».
Он с болезненной миной, как будто терпеть невмочь,
Встал со стула, шепнув: «Не хватало ещё беды нам...»,
И прошёл сквозь неё. И подался из дома прочь.
А она, всколыхнувшись, растаяла лёгким дымом.
Он шагнул из подъезда в промозглый осенний мрак,
Вспоминая, как вечность назад повенчались в храме,
И о том, что три года стоит посреди бумаг
На рабочем столе фотография в чёрной раме.
Он смотрел на горящую лампу в своём окне,
Монотонно по детской площадке мотая петли,
И терзался вопросом, привиделось, или нет.
И она не совсем понимала, жива ли, нет ли.
Тише, Таня
Наша Таня громко плачет: уронила Мишку на пол,
А потом на Мишку рухнул платяной дубовый шкаф.
Нету мужа – лишь трепещут сандалеты из Анапы,
Те, что он украл на пляже у бухого мужика.
Прибежали в избу дети, закричали: «Тятя, тятя!»,
И, понятно, появилась раздражённая свекровь:
«Сын! А я предупреждала – не бери жену не глядя!
Неужели было мало в педучилище коров?»
Мишка вылез из-под шкафа: «Ты меня почти убила!
Что ты бельмами моргаешь, что ты щёлкаешь таблом?
Говорил – держи ровнее, криворукая кобыла!
Как же я повешу дверцу, если дверца под углом?!»
Таня плачет, растирая по щекам потёки туши.
Сколько читано про счастье, только в жизни всё не то:
Обстоятельных инструкций «Как Татьяне выбрать мужа»
Нет ни в пушкинских поэмах, ни в наследии Барто.
Тише, Таня, всё в порядке – сборка шкафа в Лету канет,
Жизнь тебе взамен подарит бездну новых неудач.
Просто надо было раньше разбираться с мужиками,
А теперь, конечно, поздно – не утонет в речке мяч.
Ударения
«Посмотри на себя! На кого ты похожа?! Слушай,
До чего ты дошла, уязвимость свою душа!
Ты боишься зеркал, по утрам выходя из душа,
Потому что и так нестерпимо болит душа.
Только нет никого, кто бы смог оценить глубины
Королевского сердца – на троне сидишь одна.
В антикварном буфете стоят дорогие вина.
Жаль, что выпить их не с кем. И в этом твоя вина.
Ты не ставила в грош недалёких ровесниц-самок –
Всех милее была! Ни один устоять не мог.
Что же суженый твой ускакал, не достроив замок?
Только шпоры сверкнули, да щёлкнул дверной замок…
Нынче нет у тебя ни друзей, ни родных, ни близких –
Разбежались подальше от барской глухой тоски.
Ты в салоне покрасила локоны цветом виски.
Это больно – смотреть, как блестят сединой виски.
Но куда б ты ни вышла в своей дорогой одежде,
Каждый встречный тебя за глаза назовёт каргой.
Имя с отчеством в паспорте те же, что были прежде,
Только смысл в них сегодня заложен совсем другой.
Ну, а что ты в итоге хотела себе в награду?
Жизнь, печатая книгу дежурной кривой судьбы,
Расставляет свои ударения там, где надо –
То в макушки целует, то в кровь разбивает лбы.
Ты как будто не слышишь, о чём я тебе толкую…
Но довольно болтать – завтра рано вставать. Отбой!».
В этом мире никто не увидит меня такую –
Как рыдаю всю ночь и ругаюсь сама с собой.
Чёртова жизнь
Сутенёр оказался на деле совсем не схожим
С проходным, безнадёжно-киношным своим клише:
Без мехов и цепей, необщительный, бледнокожий.
И с улыбкой – поддельной, как фрукт из папье-маше.
Зуев, вспомнив про фразы, которым его учили
Искушённые в теме интимных услуг друзья,
Оглядел проституток с лицом знатока-мужчины
И спросил осторожно: «А всех посмотреть нельзя?»
Показали. К стене под лучами косого света
Встали девушки в ряд, на него поглядев хитро.
Он кивнул на шатенку с губами: «Пожалуй, эту…»,
И она ухмыльнулась, клубничный жуя «Дирол».
Сутенёр на купюры резинку надел тугую:
«Мы в расчёте. Но всё же ещё повторю для вас:
Эта жизнь – навсегда, вам уже не найти другую.
Жизнь – не девка, её выбирают один лишь раз».
Зуев бросил задумчивый взгляд вдоль лихой шеренги:
«Я давно всё решил, и на этом теперь стою:
Жизнь прекрасную лучше, конечно, купить за деньги,
Чем без всяких гарантий упорно искать свою».
…………
Всё промчалось. И неинтересно, что будет дальше.
Эта чёртова жизнь промелькнула, как два часа,
Оставляя осадок от лжи, пустоты и фальши.
Зуев сел на кровать и устало прикрыл глаза.
Проститутка с губами надела бельё и шубку.
И когда, наконец, перестала скрипеть кровать,
Подошёл сутенёр, и игриво, как будто в шутку,
Поднял тёмные брови: «Намерены продлевать?».
Да какой там, ей-Богу… Бессмысленно длить печали…
Зуев, глядя в пространство, ответил: «Пожалуй, нет».
Сутенёр усмехнулся, привычно пожал плечами
И в сознании Зуева выключил белый свет.