Альтернатива столичным «толстякам»

Гвозди номера № 04 (72), 2011

 


М.: Вест-Консалтинг, 2010
Антология «45-я параллель» оказалась на удивление малозамеченной в центральной периодике. Хотя, на самом деле, эта книга по-своему уникальна и замечательна, и даёт полноценную возможность репрезентативно составить представление о русской поэзии середины ХХ-начала ХХI веков.
Антология построена нестандартно. Стихи современных поэтов (Юрий Беликов, Юрий Перфильев, Сергей Кузнечихин, Элла Крылова, Владимир Монахов, Марина Саввиных, Сергей Сутулов-Катеринич, Евгений Степанов, Нина Огнева…) соседствуют с очерками и эссе о классиках. Людмила Некрасовская пишет о Белле Ахмадулине, Вячеслав Лобачёв – об Андрее Вознесенском, Александре Галиче, Владимире Высоцком, Александре Городницком, Александр Ратнер – о Дмитрии Кедрине и Евгении Евтушенко, Марк Богославский и Эсмира Травина – о Борисе Чичибабине и т. д.
Представлены также стихи недавно ушедших выдающихся поэтов – Юрия Влодова и Валерия Прокошина.
По сути, составитель книги Сергей Сутулов-Катеринич представил своё видение современной русской поэзии и показал её истоки. Он напечатал тех, кого многие годы благородно и стоически (за свои небольшие кровные деньги!) публикует в издаваемом им электронном журнале «45-я параллель».
Конечно, подобной поэзии предельно мало на страницах традиционных литературных журналов – редко в столичных «толстяках» печатаются и Юрий Перфильев, и Сергей Кузнечихин, и Нина Огнева, и Марина Саввиных, и Эсмира Травина
А ведь перечисленные поэты – гордость отечественной изящной словесности. Каждый со своим голосом, своей интонацией, своей метафорической системой.
В антологии «45-я параллель» нашлось место авторам пишущим и регулярным стихом, и свободным.
Марина Саввиных аллегорически говорит о сегодняшнем дне, показывая зловещий современный мир, «в котором нам уже неуместно и холодно».
 
Обожжённая лампа качнулась – и вкось
Улетело твоё покрывало…
Не тревожься – мир твёрд, как слоновая кость.
Вот и утро. Конец карнавала.

Мы прощаемся. Мальчики хором поют.
Ночь – луна и фиалка – увяла.
Нам уже неуместно и холодно тут.
Утро мёртвых. Конец карнавала.

На крючок – белоснежную маску греха.
Под кровать – каблучки и рубины.
Под руинами площади – крик петуха.
И разорванный плащ Коломбины.
 
Верлибрист Эсмира Травина тоже называет вещи своими именами. И тоже явно говорит о сегодняшнем дне.
 
Потом было Время.
Все жаждали и жаждали Пространства.
А когда оно, наконец, явилось,
места хватило лишь временщикам
и словоблудию.
 
Словоблудия сейчас действительно очень много. А поэтов мало. И настоящих стихов немного. В антологии «45-я параллель» они есть.
 
Фёдор Мальцев
 

Первоисточник: «Литературные известия» апрель-2011