Разделяя то, что записано,
и то, что написано…

К итогам конкурса «45-й калибр. Сезон-2017»

 

Пригласил поэтессу Инну Молчанову, наряду с другими авторами, участвовать в конкурсе, мне нравилась связь её словника с прибайкальской природой, среди которой она живёт в небольшом хуторе в Иркутской области…

 

Туда, где выпь, где ухает простой

и некрещёный колокол болота,

где распластал таёжный домовой

кедровые хрустящие оплоты;

где земляничный кровеносный дух,

где роды непрестанные грибницы…

 

Грибница проникает в дебри поэтического лексикона модным словечком «ризома» – этакая сеть подземных связей, из которой в определённых местах выстреливают замечательные метаболы. И, как метаболу нельзя разгадать, не сломав, нельзя нарушить мозаичный узор прекрасных авторов и прекрасных стихов, которыми заполнилась «45-й параллель» и на этот раз. Вот только стихов Инны Молчановой в списке финалистов не оказалось. Как не оказалось и некоторых других авторов, стихи которых приглянулись членам жюри. Что же – мы разные, и пишущие, и читающие. У каждого свои критерии, своё восприятие.

Такого количества прекрасных стихов я не читал давно. Сделать выбор было очень трудно. Мы все такие разные! Просто так… пальцем в небо – стихи новых для меня авторов.

 

Анастасия Кинаш:

Когда я наконец-то пройду мимо грязной собаки

Равнодушно,
Спокойно,
То значит, душа умерла.

 

Любовь Колесник:

Будут в темноте светиться

испокон веков

целлулоидные лица 

передовиков.

 

Александр Ланин:

Как только с другой стороны оказываются люди,

Ты проиграл войну.

 

Светлана Пешкова:

Там лежит под ногами граффити «Забей», 

и от этого слова коробит брусчатку. 

Там Ильич возглавляет союз голубей 

и двуглавых орлов костерит беспощадно. 

 

Ирина Кузнецова:

Смотри, как тени к ночи тонконоги,

причудливы, как сходятся ко сну,

минуя пса, что дремлет на закате,

как месяц бездну неба полоснул,

тяжёлый майский жук упал на скатерть...

 

Когда я начинал писать стихи, я радовался каждой рифмочке, каждому небольшому локальному, в пределах строчки, удачному приёму. Изобретал велосипеды один за другим. Помню, срифмовал «неба-хлеба», а потом услышал это в «Батальном полотне» Булата Окуджавы. Больше ни разу этой рифмой не воспользовался. А в стихах финалистов наткнулся на неё три раза. А насколько приятно было найти иную рифму… целый один раз. Нет, я не снижаю оценки за такие слегка банальные рифмы, поэт ищет и употребляет любые слова, это его выбор.

Что же было для меня главным критерием в оценке поэзии? Мастерство? Лёгкость и невесомость словесных конструкций? Безупречная вязь перетекающих друг в друга морфем? Редкая строфика и ритмика? Составными частями – да, основным критерием – нет. Попробую объяснить. Я пытался разделить то, что существует от того, что сконструировано. То, что записано от того, что написано. Искусственное от натурального. Идущее сверху от идущего снизу. Пароль от дискурса. Спонтанное от заказного.

Самое трудное в том, что всякое «снизу» неизменно встречается со всяким «сверху». Ловил эту точку растворения жизни и творчества друг в друге. И получил много девяток. Потом вычитывал девятки отдельно и превращал в десятки или восьмёрки. А некоторые так и остались девятками. Думал.

Есть такие темы в творчестве… отношение к которым почти всегда однозначно и неколебимо. Война. Мама. Гибель близкого человека. Любая трагедия крупного масштаба. Темы, прикасаться к смысловой сути которых рискованно и кощунственно. Когда такая мысль облечена в безупречную форму, получаются пронзительные стихи, бьющие наповал. Но при этом они остаются искусственными. Сконструированными. Написанными на заказ. Пусть даже на свой собственный. Если такие стихи получат от меня высшую оценку, то только за гениальный поэтический приём, который не связан с семантической нагрузкой.

Вспоминаются слова Цветаевой о стихах по социальному заказу. Она не писала таких стихов, потому что «Заказ это всегда приказ». А я добавляю: даже если это твой собственный заказ.

Исключение составляют всякие поздравительные стихи и стихи «по случаю», профсоюзная деятельность, письма в стихах, – тоже поэзия, но уже пара-литература. Из которой высшим уровнем является экспериментальная поэзия. Запомнились стихи Константина Рыбакова «Морское «ша». Запомнилась его манера записывать стихи в строчку. Человек ищет – в языке, в форме, в сути. Поэзия стоит на острие языка, в этом одна из её основных ролей, наряду с главной – освобождать душу, давать дышать, утолять боль и сближаться с подобными. Спасибо «45-й параллели» за приближение к этой цели!

 

Сергей Плышевский

 

Итоги V международного поэтического конкурса

«45-й калибр» имени Георгия Яропольского. Сезон-2017

 

Победители (в алфавитном порядке):

  1. Александр Ланин (Германия, Франкфурт-на-Майне)
  2. Константин Рыбаков (Россия, Ленинградская область, Гатчина)
  3. Татьяна Щербанова (Россия, Санкт-Петербург)

Лауреаты (в алфавитном порядке):

  1. Бабка Лидка (Россия, Омск)
  2. Ника Батхен (Россия, Феодосия)
  3. Анна Горелова (Россия, Нижний Новгород)
  4. Анна Долгарева (ДНР, Донецк)
  5. Сергей Дубовский (Россия, Рославль)
  6. Елена Жамбалова (Россия, Улан-Удэ)
  7. Юлия Зайцева (Россия, Ярославская область, Гаврилов-Ям)
  8. Дмитрий Казарин (Россия, Астрахань)
  9. Александр Карпенко (Россия, Москва)
  10. Анастасия Кинаш (Россия, Белгород)
  11. Любовь Колесник (Россия, Тверь)
  12. Ольга Корзова (Россия, Архангельская область, деревня Степановская)
  13. Рита Круглякова (Беларусь, Мозырь)
  14. Яна-Мария Курмангалина (Россия, Одинцово)
  15. Любовь Левитина (Израиль, Ашкелон)
  16. Марина Намис (Россия, Москва)
  17. Александр Оберемок (Россия, Белгород)
  18. Светлана Пешкова (Россия, Липецк)
  19. Александра Сандомирская (Россия, Санкт-Петербург)
  20. Ольга Суханова (Россия, Химки)
  21. Евгений Сухарев (Германия, Эрфурт)
  22. Юлия Шокол (Украина, Николаев)

 

Призёры:

 

Специальный приз «45 forever» имени Георгия Яропольского:

Александр Ланин

 

Специальный приз «45 forever» имени Натальи Сутуловой-Катеринич:

Константин Рыбаков

 

Автор памятных серебряных кулонов Александр Амчиславский (Торонто, 45-я параллель»)

 

Денежные призы «Дома Берлиных» (Лос-Анжелес):

Юлия Шокол

Татьяна Щербанова

 

Денежные призы вице-президента APIA в Северной Америке Сергея Плышевского (Монреаль, 45-я параллель):

Анастасия Кинаш

Светлана Пешкова

 

Денежные призы Пушкинского общества Америки (Нью-Йорк):

Любовь Колесник

Александр Оберемок

 

Денежный приз «Пятый угол – 45!» от журнала «Витражи» (Мельбурн)

Александра Сандомирская

 

Специальные призы от журнала «Витражи» – публикация подборок:

Анна Горелова

Александр Карпенко

Константин Рыбаков

Александра Сандомирская

Ольга Суханова

 

О публикациях подборок победителей и лауреатов конкурса «45-й калибр» сезона-2017 в журналах «День и Ночь» (Россия), «Южное сияние» (Украина), «Зарубежные задворки» (Германия) и «Плавучий мост» (Германия) будет объявлено позже.

 

Все победители и лауреаты в сентябре 2017 года получат фирменные памятные дипломы (в электронном виде) за подписью главного редактора альманаха «45-я параллель» Сергея Сутулова-Катеринича.